Обзор прогнозов на 2014 год: ЭКОНОМИКА


Прогнозы | 17 Января 2014 | 1

AdIndex продолжает публиковать обзоры материалов с прошлогодними прогнозами на 2014 год. Теперь посмотрим, что сулят аналитики всем россиянам – какова будет общеэкономическая ситуация в стране, и как она отразится на потребительском рынке

Обзор прогнозов на 2014 год: ЭКОНОМИКА

Интересно проследить, как менялись прогнозы на нынешний год с течением времени. В самом начале прошлого года Всемирный банк обнародовал доклад, где рассматривался возможный сценарий развития российской экономики в 2013-2014 годах. Экономический рост в России в 2014 году должен ускориться до 3,6%, что произойдет благодаря более высоким, чем в этом году, темпам роста в развитых странах и восстановлению инвестиционного спроса. Это выше, чем темп роста мировой экономики, который составит 3,1%. Основными тормозящими факторами явятся снижение инвестиционной активности и продолжение оттока капитала. При этом российские эксперты полагают, что рост замедлится даже при сохранении стабильных цен на нефть – российская модель экономического роста рассчитана на постоянно растущие цены на нефтепродукты.

Затем в мае 2013 года Министерство экономического развития пообещало среднегодовой рост цен в 2014 году в размере 5,3%, что немного меньше, чем в предыдущем прогнозе. Однако специалисты министерства указали возможные причины, которые могут ухудшить картину. Например, инфляция и уровень цен очень сильно зависят от «погодного» фактора, от более активного ослабления рубля и повышение тарифов на услуги ЖКХ. Вот, как выглядит опубликованный в прошлом мае прогноз правительства на 2014 год:

Таблица 1. Прирост цен в 2014 году (декабрь к декабрю предыдущего года), %

Инфляция (ИПЦ)

Продовольственные товары

Продовольственные товары без учета плодоовощной продукции

Непродовольственные товары

Платные услуги населению

Услуги организаций ЖКХ

Прочие услуги

4-5

4,9

5,2-5,4

4-4,1

6,7

9,8-10

5,0

В конце прошлого года сценарии стали гораздо более пессимистичными. Если МЭР год назад надеялось на рост экономики в 2013 году на уровне 3,6%, то в течение прошлого года ведомство было вынуждено четыре раза уточнять цифры, и в итоге они были понижены до 1,4%. Негативный тренд заставил экономистов в конце года поспешно ухудшать прогнозы на 2014 год. Это сделали МВФ, Всемирный банк, HSBC, Morgan Stanley и другие финансовые организации. Одна из основных причин – темпы восстановления объемов инвестиций в экономику оказались ниже ожидаемых. Причем, если ранее причинами негативной динамики считались внешние факторы, то теперь основными виновниками эксперты считают внутреннюю российскую ситуацию – например, ухудшающееся сальдо платежного баланса, низкую конкурентоспособность экономики, срыв корпоративных инвестпрограмм и риски в банковской системе. Есть опасения, что россиян ожидает если не полноценный экономический кризис, то, по крайней мере, стагнация. И если одни аналитики надеются на то, что к лету обстановка улучшится, другие опасаются, что финансовый коллапс может продлиться несколько лет. Пока неизвестно, как это может отразиться на жизни рядовых россиян. Например, Дмитрий Медведев обеспокоен и считает, что «всех нас ждут не самые простые времена», и чтобы адаптироваться к новым вызовам, людям придется менять место работы, профессию и даже место жительства. Хотя директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов уверен, что резкого обвала экономики не произойдет и новый 2009 год не настанет.

Пока товары и услуги дорожают не очень заметно, но тенденция к инфляции выражена уже достаточно ярко. Например, производители товаров класса люкс уже столкнулись с замедлением продаж, что можно считать сигналом, показательно и отношение люксовых брендов к перспективам работы в России. Считается, что российский рынок так до конца и не восстановился после кризиса. И если в 2005—2006 годах люксовые компании рассматривали нашу страну как одну из приоритетных, то сейчас интерес заметно ниже.

Если цены на большинство товаров и услуг растут более или менее плавно, то курильщикам в этом году придется тратить на свои пагубные привычки гораздо больше денег. Средняя цена пачки сигарет вырастет в 2014 году до 68 рублей.

Очевидно, совокупность экономических факторов и тревожные настроения привели к ярко выраженному пессимизму россиян. По результатам опроса, проведенного в конце 2013 года исследовательским центром портала Superjob, лишь четверть россиян надеется, что в ближайшие пять лет ситуация в стране станет лучше. На вопрос «Изменится ли жизнь к лучшему в ближайшие пять лет?» 23% россиян ответили «да». Еще 25% полагают, что перемен не произойдет вообще, а больше половины (52%) в своих прогнозах достаточно мрачны. Чаще других с пессимизмом смотрят в будущее люди старшего возраста (57%), а надежды высказывают респонденты активного возраста — от 35 до 44 лет (26%). Для сравнения: в 2006 году в скорое наступление лучших времен верили 63%, в 2009-ом — 44%. Только за последний год число оптимистов стало меньше на 6 процентных пунктов. А вот количество тех, кто рисует себе картину будущего в оттенках серого и черного цветов, по-прежнему растет и уже перевалило за половину — 52%. На стабильность рассчитывает четверть россиян (25%).

И наконец, чтобы смягчить впечатление от череды мрачных предсказаний, немного позитива. Есть надежда, что, несмотря ни на что, потеря работы россиянам в ближайший год не грозит. Уровень безработицы в России в течение следующих трех лет не превысит 5,7% от численности экономически активного населения — уверяют в своем прогнозе специалисты Минтруда. А общая численность населения в 2014-2016 годах будет увеличиваться ежегодно на 0,2 млн человек. И как уверены эксперты, у большинства населения проблемы безработицы не возникнет.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Ося и Киса были здесь (Гость) | 17.01.2014, 11:32
Будет хуже.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама