Экономика Рунета 2015-2016: состояние и прогнозы


Digital | 29 Сентября 2016

Экономика Рунета 2015-2016: состояние и прогнозы
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) 29 сентября представила первые итоги исследования «Экономика Рунета 2015-2016».

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ исследованных сегментов и других отраслей экономики, соотношение интернет-экономки и ВВП России, посчитан объем всей экосистемы интернет-зависимых рынок. Эксперты РАЭК также выделили мобильную составляющую по каждому рынку в отдельности.

По итогам 2015 года объем экономики российского сегмента интернета (контент и сервисы) составил 1 355,38 млрд руб., а объем рынка электронных платежей — 588 млрд руб., что суммарно эквивалентно 2,4% ВВП России. Объем интернет-зависимых рынков сопоставим с 19% ВВП России. По прогнозам, в 2016 году объем экономики Рунета составит 1581,34 млрд руб. 

Объемы исследуемых рынков

Электронная коммерция

Сфера электронной коммерции в России исследована в четырых сегментах: онлайн-ритейл в объеме 315,3 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи в объеме 588 млрд руб. (прирост 23.5%) и прогнозом увеличения на 2016 г. на 16,6%, онлайн-трэвел 315,3 млрд руб, прочие — 147,20 млрд (30%)
Прогноз на 2015 год был оптимистичным, порядка 20%, что говорит о стабильности данной сферы.

За счет чего растет рынок в 2016 году:

  • Рост «интернет-стажа» пользователей: если в 2010 году он был менее 3 лет, то сейчас более 6 лет;
  • Все больше пользователей имеют опыт покупки и оплаты товаров в интернете: безналичными способами оплаты в интернете пользовались 69%;
  • Доступ в интернет стал круглосуточным и повсеместным;
  • Доставка стала быстрее, надежнее и дешевле;
  • Офлайновые магазины закрываются или существенно сократили ассортимент.

Эксперты отмечают постепенный рост качества и скорости доставки вследствие вложений в логистику как частных игроков, так и усовершенствование Почты России. Так, в 2015 году почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м.
Это в первую очередь связано с дальнейшим развитием доступа к интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфере онлайн-торговли.

Так, у многих лидеров Рунета доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, в некоторых товарных категориях – до 70%. Прогноз на 2016 год также оптимистичный и составляет порядка 20%.

Сегмент онлайн-тревел пережил беспрецедентное влияние внешних факторов (банкротство «Трансаэро», запрет на полеты в популярные курортные зоны), ущерб от которых частично смогло сгладить развитие внутреннего туризма. Эксперты отмечают, что для устойчивого развития компаниям сегмента необходимо выйти из «зоны турбулентности», чтобы иметь возможность пересмотреть параметры бизнес-моделей и эффективнее планировать свою деятельность.

Маркетинг и реклама

В этом году многие игроки рынка изменили подходы к сегментированию рынков.
РАЭК последовала рекомендациям экспертов IAB Russia при оценке объема российского рынка интернет-рекламы, выделив сегменты Perfomance, Search, таргетированную рекламу. Итак, сегмент контекстной рекламы (Performance) составил 80,5 млрд руб., что больше на 15% предыдущего года, прогноз на 2016 г. — 102 млрд руб. (примерно 27%) .

Другим нововведением стал сегмент контент-маркетинга, который следует за изменениями на рынке SEO и появлением услуг по оптимизации и продвижению в соцсетях и магазинах приложений — 20,1 млрд руб. (снизился на 1,5%).  

Чистый рынок медийной (дисплейной) рекламы так и не восстановил рост, упав на 10% по сравнению с прошлым годом, и составил 19,8 млрд руб., и все большую его долю занимает видеореклама — 4,60 млрд (рост на 21%).

При этом усилилась конкуренция за бюджеты рекламодателей с ТВ, где стоимость контакта стала сравнима, а порой и дешевле, чем на порталах-лидерах Рунета.  
Большие надежды эксперты возлагают на развитие технологий и полный переход на так называемый программатик. Для понимания таких надежд достаточно обратить внимание на Европу, где сегмент программатик за год вырос на 76%, а мобильный программатик – на 165%.

Цифровой контент

Сегмент электронного контента в год показывает рост около 13%, кроме того, дальнейшие прогнозы довольно оптимистичны, но не стоит ожидать взрывного роста.
Объем цифрового контента за 2015 год составил:  
- Электронные книги — 1,61 млрд руб. (67%);
- Игры — 46,7 млрд (14%);
- Онлайн-музыка — 2,33 млрд руб. (6%);
- Онлайн-видео 3,80 млрд руб. (9%).

Прогнозы развития на 2016 год умеренны, эксперты говорят о росте в среднем на 10%.  Драйвером развития, как и в 2015 году, будут электронные книги — ожидается рост на 43% до 2,3 млрд руб.

Инфраструктура Рунета

Аудитория Рунета в 2016 году составила 86 млн человек в возрасте от 12 лет. При этом в России около 33 млн абонентов широкополосного доступа.
В рамках исследования также были даны оценки объемов рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: объем доменного рынка составил в 2015 году 2,70 млрд  руб.; хостинг-индустрия выросла всего на 6% до 5,9 млрд  руб.; веб-разработка составила 25,4 млрд руб. и 5% роста за 2015 год; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 6,60 млрд  руб. в 2015 году с ожидаемым ростом в 25% в 2016 году. При сохранении дальнейших тенденций на импортозамещение и переход на облачные продукты, можно прогнозировать быстрый рост данного сегмента новой цифровой экономики.

По итогам 2015 года домен .RU вошел в пятерку крупнейших доменов мира, — в нем насчитывается 5,2 млн имен. Кириллический домен .РФ с 900 тыс. имен — абсолютный лидер среди доменов, записанных символами национальных алфавитов.  Домены .RU и .РФ демонстрируют одни из лучших темпов роста в Европе.

Мобильная составляющая рынков Рунета

Проникновение смартфонов и доступных для них приложений и сервисов в Рунете уже год как не просто сравнимо с проникновением персональных компьютеров: аудитория Рунета растет практически только за счет мобильных пользователей. Всего ежемесячного мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян.
В связи с этим пользовательские предпочтения претерпели значимые изменения в сфере потребления контента и заказа разного рода услуг и сервисов. Практически во всех сегментах на мобильную составляющую приходится минимум четвертая часть рынка, а в отдельных сегментах, таких как услуги или цифровой контент, доля достигает 80-90%. При этом доля пользователей или покупателей с мобильных устройств уверенно приближается к 40%.

Роль государства

Согласно экспертной оценке РАЭК, среди законодательных инициатив, предлагавшихся в 2015 году, нейтрально или положительно оцениваются 38%. Для сравнения: за период 2013–2014 годов доля таких законопроектов составляла 23%, при том что количество инициатив за год выросло. Стоит также отметить, что среди отрицательно оцениваемых инициатив наблюдается достаточно большое (примерно пятая часть) количество заведомо «непроходных» предложений, которые вносились отдельными депутатами для повышения собственной цитируемости в СМИ и создания общественного резонанса. В целом общее количество (положительных, отрицательных и нейтрально оцениваемых) законодательных инициатив в 2015 и 2016 годах остается стабильным.

Изменился характер регуляторных инициатив: если в 2013-2014 годах законопроекты непосредственно касались большинства интернет-рынков, то в 2015-2016 году наметился тренд на регулирование отдельных сегментов. Например, относительно поисковых систем, онлайн-кинотеатров и пр. Вероятнее всего, именно с этим фактом связано повышение процента нейтральной̆ или неоднозначной̆ оценки законодательных инициатив.

Что касается льгот и преференций для отрасли, то здесь эксперты озвучивают несколько предложений, возникших в результате диалога отрасли и государства:
— Приоритет российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок;
— Обеспечение равных условий ведения деятельности интернет-компаниями в Российской̆ Федерации;
— Продление действия пониженных тарифов страховых взносов;
— Налоговые льготы

Таким образом, роль государства бизнес видит, в первую очередь, в разного рода поддержке (от снижения административной нагрузки и обеспечения кредитов до подготовки кадров для отрасли). Вместе с тем, около половины опрошенных считают необходимым оставить отрасль в покое и ввести мораторий на изменение законодательства и регулирование.

Влияние кризиса на интернет-индустрию России в 2015–2016 гг.

Отдельная группа вопросов была посвящена отношению экспертов интернет-индустрии к кризису в российской экономике в целом и онлайн-экономике в частности. Опрос имеет название «Кризисный барометр 2016». Эксперты в основном согласны с наличием кризиса в онлайн-индустрии, но соглашаются с тем, что он несколько мягче по сравнению с другими сферами отечественной экономики. По распределению ответов видно, что на фоне усиления конкуренции происходит оптимизация и структуризация процессов внутри компаний. Это вынуждает бизнес выводить на рынок новые продукты или услуги −  данный вариант ответа выбрали около 50% опрошенных.

Пятая часть экспертов уверена, что дно экономического кризиса в отрасли ожидается во втором полугодии 2016 года, а каждый десятый считает, что дно уже пройдено в 2015 году. И все же 35% респондентов затрудняются с однозначным ответом на этот вопрос.

Говоря о сроках выхода онлайн-экономики на докризисные темпы, 40% экспертов затрудняются с оценкой. Напомним, что по результатам подобного опроса в середине 2015 года, восстановление онлайн-экономики треть экспертного сообщества (32,7%) прогнозировала к четвертому кварталу 2017 года и позднее. Пятая часть аудитории была настроена более оптимистично и допускала завершение кризиса к концу 2016 года. По итогам текущего опроса «Кризисный барометр — 2016», около 30% респондентов считают 2017 год годом восстановления. Таким образом, стагнация онлайн-экономики будет происходить еще около года.

Кадры

Сопоставляя данные РАЭК (а также ряда онлайн-сервисов по трудоустройству, таких как Headhunter и Superjob), эксперты делают главный вывод: рынок кадров в ИТ находится на пути восстановления.

В конце 2014 − начале 2015 года компании практиковали сокращения персонала, однако сокращение вакансий было не таким большим, как по другим рынкам.
Во второй половине 2015 года началось восстановление числа вакансий (но за счет уровня заработной платы).

2016 год пока демонстрирует хорошие темпы роста. ИТ-сфера традиционно чувствует себя гораздо лучше, чем многие другие сферы, и является «локомотивом» и российского, и московского рынка труда. В итоге за первые 9 месяцев 2016 года наблюдается рост спроса в России на ИТ-специалистов на 39%, а в Москве – на 31%, опережая при этом обще рыночные показатели.

Рынок кадров в ИТ до 2020 года сохранит стабильные показатели спроса на персонал. Развитие ИТ-технологий, их применимость в нетипичных для них раньше направлениях, автоматизация процессов сохранят ИТ-специалистов как одних из востребованных на рынке труда.
Значительно увеличилось число вакансий удаленной работы и аутсорсинга разработки.

Таким образом, число занятых, по оценкам экспертов РАКЭ, продолжает составлять порядка 2,3 млн человек.

Сценарии развития Рунета

По предварительным результатам опроса экспертов отрасли, большинство цифровых рынков в 2016 году выйдут на «консервативный сценарий роста», выйдя из нынешнего «кризисного сценария».

Таким образом, суммарный рост рынков составит 10-15%.

Тем не менее, наблюдается и другая, тревожная тенденция в ряде сегментов рынков. Если год назад падающих  или стагнирующих сегментов  рынка было всего 2-3, и эксперты прогнозировали восстановление в 2015 году, то сейчас мы вынуждены констатировать, что восстановление на этих сегментах не началось, более того, количество таких сегментов увеличилось.

Более того, даже на самых крупных рынках − коммерции и рекламы, эксперты отмечают практически 100 % зависимость темпов роста от экономической ситуации в России и покупательной способности населения, фактически − от внешних по отношению к интернету факторов.
Прогнозирование будущих результатов в такой ситуации затруднено – это отмечает большинство экспертов.

 

Сегмент: Маркетинг и Реклама
Web-разработка:
2014 - 24,20 млрд (15%)
2015 - 25,40 млрд (5%)
2016 - 26,30 млрд (4%)
2017 - 28,40 млрд (8%)

Контекстная реклама (Performance):
2014 - 70,00 млрд (23%)
2015 - 80,50 млрд (15%)
2016 - 102,0 млрд (27%)
2017 - 117,3 млрд (15%)

Медийная реклама (Display + RTB):
2014 - 22,00 млрд (-5%)
2015 - 19,80 млрд (-10%)
2016 - 21,50 млрд (8,6%)
2017 - 24,51 млрд (14%)

Видеореклама:
2014 - 3,80 млрд (30%)
2015 - 4,60 млрд (21%)
2016 - 5,50 млрд (23%)
2017 - 6,93 млрд (26%)

Контент маркетинг:
2014 - 20,40 млрд (11%)
2015 - 20,10 млрд (-1,5%)
2016 - 22,20 млрд (13%)
2017 - 25,75 млрд (16%)

Сегмент: Цифровой контент

Онлайн-видео:
2014 - 3,50 млрд (10%)
2015 - 3,80 млрд (9%)
2016 - 4,56 млрд (20%)
2017 - 5,47 млрд (20%)

Игры:
2014 - 41,00 млрд (16%)
2015 - 46,7 млрд (14%)
2016 - 53,24 млрд (14%)
2017 - 59,09 млрд (11%)

Онлайн-музыка:
2014 - 2,20 млрд (8%)
2015 - 2,33 млрд (6%)
2016 - 2,80 млрд (12%)
2017 - 3,80 млрд (10%)

Электронные книги:
2014 - 0,96 млрд (60%)
2015 - 1,61 млрд (67%)
2016 - 2,3 млрд (43%)
2017 - 3,13 млрд (36%)

Сегмент: Инфраструктура

SaaS:
2014 - 5,40 млрд (26%)
2015 - 6,60 млрд (22%)
2016 - 8,25 млрд (25%)
2017 - 10,3 млрд (25%)

Облачная инфраструктура и хостинг:
2015 - 22,6 млрд  
2016 - 26,9 млрд (19%)
2017 - 31,4 млрд (17%)

Домены:
2014 - 2,60 млрд (5%)
2015 - 2,70 млрд (3.85%)
2016 - 2,89 млрд (7%)
2017 - 3,09 млрд (7%)

Хостинг:
2014 - 5,60 млрд (15%)
2015 - 5,90 млрд (6%)
2016 - 6,10 млрд (3%)
2017 - 6,30 млрд (2%)

Сегмент: Электронная коммерция

Онлайн-ритейл:
2014 - 475 млрд (29%)
2015 - 598 млрд (26%)
2016 - 705,6 млрд (18%)
2017 - 804,4 млрд (14%)

Онлайн-трэвел:
2014 - 279 млрд (43%)
2015 - 315,3 млрд (13%)
2016 - 362,6 млрд (15%)
2017 - 409,7 млрд (13%)

Прочие:  
2014 - 113,2 млрд
2015 - 147,20 млрд (30%)
2016 - 169,28,30 млрд (15%)
2017 - 211,6 млрд (25%)

Платежи:  
2014 - 476 млрд (36%)
2015 - 588 млрд (23.5%)
2016 - 685,9 млрд (16.6%)
2017 - 763,29 млрд (11.3%)

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама