Рынок e-grocery в России достигнет 1 трлн рублей
Главными каналами продаж останутся маркетплейсы, интернет-магазины и традиционная розница
Рынок онлайн-торговли продуктами питания в России достигнет 1 трлн рублей, говорится в исследовании российского отделения AliExpress и Центра экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ).
Рост рынка e-grocery с 2018 по 2020 год составил в среднем 149% благодаря возросшему спросу на доставку товаров ежедневного потребления, вызванного пандемией. Сейчас доля онлайн-сегмента составляет 1% от общего объема рынка продуктов, однако эксперты убеждены, что она достигнет 10–15% в ближайшие 3–5 лет.
«Рынок будет сформирован вокруг 2–4 основных игроков с большим отрывом от остальных», — подчеркнул руководитель направления FMCG & Beauty в AliExpress Иван Дидус. Росту сегмента e-grocery будут способствовать легализация онлайн-торговли алкоголем, развитие онлайн-продаж товаров категорий fresh и ultra fresh и объединение рынка вокруг нескольких крупнейших игроков.
Маркетплейсы смогут конкурировать с интернет-магазинами в сегменте скоропортящихся товаров. Их преимуществом станет аудитория и широкий набор инструментов удержания покупателей, однако для достижения целей им предстоит развить собственную логистику или привлечь подходящих продавцов.
Среди краткосрочных перспектив рынка e-grocery-аналитики выделяют слияние его сегментов (выход интернет-магазинов на маркетплейсы), появление онлайн-дискаунтеров и внедрение голосовых технологий в шопинг.
В ближайшие несколько лет ожидается, что внимание игроков рынка переместится с оборота на прибыльность. Сервисы смогут адаптироваться к возрастным потребителям, расширят сеть пунктов выдачи заказов и автоматизируют сборку.
Покупательская лояльность перейдет от привычных брендов к тем, что предложат лучший сервис. В ближайшие десять лет продолжит усиливаться тренд на устойчивое развитие, осознанное потребление и персонализацию на основе данных о здоровье покупателей.