Российские стартапы пережили пандемию — исследование
Почти половине российских стартапов пришлось больше работать, чтобы пережить коронакризис. От пандемии выиграли образовательные технологии, проиграла робототехника. Все стартапы сократили расходы на маркетинг и PR, но практически не заметили перехода на удаленную работу
65% развивающихся российских технологических предприятий либо выросли в пандемию, либо сохранили показатели на уровне 2019 г., сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование «Стартап барометр».
В ходе исследования, проведенного партнером Skolkovo Ventures Алексеем Соловьевым и консалтинговой компанией EY, было опрошено около 630 основателей инновационных стартапов. Основной вывод гласит, что эти компании удовлетворительно пережили коронакризис: 70% сохранили и штат, и зарплаты; 56% запустили новые направления.
Однако 31% признали, что их бизнес был на грани разорения в 2020 г., но многие добавили, что жизнь «на грани» — это нормально для стартапа.
Положительными для развития факторами были названы возросшая цифровая грамотность населения (55%), развитие онлайн-торговли (43%) и самоизоляция (33%). Мешали бизнесу: падение платежеспособности клиентов (51%), ослабление рубля (42%), закрытие границ (37%).
25% респондентов из EdTech (образовательные технологии) заявили о максимальном позитивном эффекте пандемии, о том же заявили 11% из финтеха и по 5% из e-commerce и отрасли по разработке решений для управления персоналом.
9% респондентов сообщили об остановке производства, 3% прекратили продажу товаров и услуг за рубежом из-за ограничений, вызванных COVID-19.
Практически все стартапы сокращали расходы на маркетинг и PR. Сотрудникам 41% пришлось работать больше, 21% радикально изменили бизнес-модель, 18% перевели бизнес в онлайн (или наладили онлайн-доставку), 16% запустили маркетинговые акции.
Наиболее пострадавшей отраслью оказалась робототехника — 13% опрошенных
заявили о максимально негативном эффекте от пандемии, — а также технологии для
развлечений и розничной торговли (по 8%).