Nielsen: россияне поверили, что кризис пришел надолго
Индекс потребительского доверия Nielsen в России в третьем квартале 2015 года опустился на 4 пункта – до 74 – на фоне ухудшения восприятия россиянами своих перспектив на рынке труда и уменьшения числа считающих, что сегодня хороший момент для совершения покупок, следует из глобального исследования потребительского доверия Nielsen, мирового источника информации о том, что люди смотрят и покупают
Напомним, что в первом квартале 2015 года Индекс в России опустился на свое историческое «дно» в 72 пункта (исследование ведется с 2005 года), а во втором прибавил сразу 6 позиций, достигнув 78 пунктов. Таким образом, признаки пробудившегося в предыдущем периоде потребительского оптимизма развития не получили.
Ранее Индекс в России в третьем квартале ни разу не скатывался в негативный тренд: он либо оставался стабильным, либо показывал рост, что было следствием общего приподнятого настроения в постотпускной период.
Индекс высчитывается на основании трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда, характеристики своего финансового положения и готовности тратить деньги. Уровень Индекса выше 100 пунктов свидетельствует о том, что в среднем по трем названным параметрам оптимистически настроенных потребителей больше, чем пессимистов, уровень Индекса ниже 100 пунктов говорит об обратной ситуации, а уровень в 100 пунктов говорит о равной доли оптимистично и пессимистично настроенных.
«Отличных» и «хороших» перспектив в плане трудоустройства в ближайшие шесть месяцев ожидают 24% (–3 п.п по сравнению с II кварталом), благоприятного финансового состояния в ближайший год – 36% (+1 п.п.). Текущий момент как удачный для покупки необходимых и желаемых вещей охарактеризовали 23% (–2 п.п. по сравнению с годом ранее).
«С одной стороны, потребители к кризису привыкли: как выжить при текущей динамике роста цен, каждый для себя уже решил. С другой стороны, некоторые наглядные индикаторы экономического состояния продолжают держать россиян в стрессе. В третьем квартале им оказался очередной скачок валютного курса, который потянул вниз уверенность потребителей в завтрашнем дне. На фоне общего привыкания к плохим новостям мы не ожидаем ни существенного роста, ни существенного падения потребительского доверия в ближайшее время – конечно, при условии отсутствия новых внешних шоков», – говорит Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen в России.
Треть свободные деньги не тратят
Летний сезон обусловил рост числа расходующих свободные деньги на развлечения вне дома (32%, +5 п.п. по сравнению с II кварталом) и отпуск (до 33%, + 3 п.п.). У 15% после совершения необходимых трат не осталось средств (17% в II квартале), а 32% предпочли их сберечь (+3 п.п. ко второму кварталу и наивысшее значение за последний год).
Озабоченность россиян вызывают в основном экономические проблемы: экономика страны в целом (18%), растущие цены на продукты питания (12%), сохранность рабочих мест (10%). Война беспокоит 13%, состояние собственного здоровья – 9%.
Кризис: всерьез и надолго
Россияне, кажется, окончательно убедились в том, что кризис – это всерьез и надолго: на 15 п.п. выросло число полагающих, что экономика страны в рецессии (79%) и 45% не считают, что в скором времени из кризиса страна не выберется (+11 п.п.).
Экономия ни по одному пункту не ослабевает: 57% сокращают траты на развлечения вне дома (+3 п.п. ко второму кварталу), 40% – на заказ еды на дом и покупку готовой еды (+7 п.п.), 58% – на одежду (+2 п.п.), 33% – на газ и электричество (+5 п.п.). 52% переключаются на дешевые бренды продуктов питания (+6 п.п.), столько же ограничивают расходы на короткие отпуска и выходные (+7 п.п.).
Об исследовании
Consumer Confidence and Spending Intentions Survey проводилось с 10 августа по 8 сентября 2015 года. Всего было опрошено более 30 тысяч онлайн-потребителей из 60 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности интернет-потребителей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 3500 респондентов. Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) было начато в 2005 году.