Ромир: Россия и США погружаются в экономическое уныние


Исследования | 16 Января 2014 17:33:17

Глобальный Индекс экономических надежд на наступающий 2014 год составляет 2 процентных пункта, что на 5 п.п. ниже показателя прошлого года. Как и в предыдущие годы, наиболее оптимистично настроены страны азиатского и ближневосточного регионов, тогда как развитые страны пребывают в унынии

Однако стоит отметить, что во многих европейских странах за 2013 год произошли положительные сдвиги в настроении их жителей. И хотя индекс по-прежнему остается со знаком «минус», но положительная динамика уже наметилась. Отдельно стоит отметить резкое падение индекса в России (до -43 п.п.), чего не отмечалось даже в кризисные 1998 и 2008 годы. Резкое падение индекса было зафиксировано и в США (до -25 п.п. с -8 п.п. годом ранее). Таковы результаты глобального опроса, проведенного ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN в более чем 50 странах мира, в том числе в России и на постсоветском пространстве, где эксклюзивным представителем сети является исследовательский холдинг Ромир.

Корреляция между уровнем индекса экономической надежды и среднегодовым доходом на душу населения.

Ромир: Россия и США погружаются в экономическое уныние

Источник: Gallup International\WIN и Ромир, декабрь 2013

Ежегодно, вот уже более 35 лет, подводя итоги года, ассоциация исследовательских агентств Gallup International/WIN проводит международный опрос «Глобальный Барометр Надежды и Отчаяния» («Global Barometer on Hope and Despair»). Одна из тем опроса традиционно посвящена ощущениям и прогнозам жителей планеты относительно экономических перспектив на грядущий год. На основе полученных результатов строится Индекс экономической надежды путем вычитания числа пессимистов (тех, кто считает, что экономические трудности лишь усугубятся) из числа оптимистов (тех, кто надеется на экономические перспективы).
Почти 70 тысяч человек в 65 странах мира, опрошенных в каждой стране по национальной выборке, ответили на заданный вопрос следующим образом (см. диаграмму 1). 32% населения Земли питают надежды относительно экономических перспектив в 2014 году, а 30%, наоборот, ожидают ухудшения экономической ситуации. Треть респондентов считают, что в экономическом плане ничего не изменится, а 5% не смогли дать ответ на этот вопрос.

Диаграмма 1. По Вашему мнению, наступающий 2014 году по сравнению с уходящим 2013 по сравнению с 2013 будет годом экономического процветания, экономических трудностей или пройдет без особых изменений?

Ромир: Россия и США погружаются в экономическое уныние

Источник: Gallup International\WIN, декабрь2013

Таким образом, общемировой Индекс экономической надежды на 2014 год составил 2 п.п., снизившись на 5 п.п. по сравнению с результатами предыдущего замера. Напомним, что индекс экономических надежд на 2013 год составлял 7 п.п., на 2012 он был зафиксирован на отметке в -2 п.п.

Что касается показателя индекса экономической надежды в России, то в нашей стране за год настроения населения резко ухудшились. Если в прошлом году индекс равнялся -23 п.п., то на 2014 год его значение опустилось до отметки в -43 п.п.

Если обратиться к результатам опроса, то картина выглядит следующим образом. Десятая часть населения надеется на то, что в 2014 году экономические проблемы будут решены. Треть опрошенных полагает, что 2014 год будет таким же, как и 2013. А вот более половины населения (54%) предполагают, что наступивший год принесет с собой экономические проблемы (см. диаграмму 2). Причем наиболее сильны пессимистические настроения среди мужской части населения, а также среди россиян со средним уровнем дохода.

Диаграмма 2. По Вашему мнению, по сравнению с 2012 годом, следующий год будет годом экономического процветания, экономических трудностей, или ничего не изменится? (Россия)

Ромир: Россия и США погружаются в экономическое уныние

Источник: исследовательский холдинг Ромир, декабрь 2013

Как видно из диаграммы 3, нынешний показатель индекса экономической надежды достиг самой низкой отметки за все годы измерений. Даже в кризисных 1998 и 2008 годах настроения россиян относительно экономических перспектив наступающего года были несколько лучше – минус 41 и минус 39 п.п. соответственно.

Диаграмма 3. Индекс экономической надежды в России в 1997-2013 годах.

Ромир: Россия и США погружаются в экономическое уныние

Источник: исследовательский холдинг Ромир, декабрь 2013

«Настроения россиян выглядят тревожно, но вполне закономерно, - поясняет президент исследовательского холдинг Ромир и директор-координатор Gallup International/WIN по России, СНГ и Восточной Европе Андрей Милехин. – И закономерность эта обусловлена не просто общемировым экономическим кризисом, а кризисом экономической идеи. Как дальше должна развиваться экономика, если модель потребления и перепотребления себя изжила? Впервые за шесть лет наблюдений в прошлом году мы увидели кризис потребительской активности россиян на рынках повседневных товаров. Если наши сограждане, и в первую очередь представители среднего класса, начали экономить на еде, то стоит ли удивляться резкому падению индекса экономической надежды.
Что же касается общей картины в мире, то она неоднородна, - продолжает Андрей Милехин. - Взглянув на динамику за последние годы, можно отметить, что экономический пессимизм потихоньку уходит из Западной Европы. И одновременно надежды на экономическое процветание, которые в предыдущие годы столь бурно демонстрировали развивающиеся страны, несколько слабеют. Такие процессы вполне можно назвать возвратом к равновесию и гармонии».

Действительно, динамика наблюдений показывает, что за год во многих странах, участвовавших в опросе, произошли заметные сдвиги в настроениях относительно экономических ожиданий. Общая тенденция такова: индекс в той или иной степени снизился в ряде стран, где еще в прошлом году показатели индекса находились на высоких отметках. К счастью, оптимизм полностью не покинул эти страны – значения индекса по-прежнему остаются в положительной зоне.
Например, такую картину мы наблюдаем в Бразилии – 28 п.п. на 2014 год против 45 п.п. на 2013. В Индии индекс снизился за год с 27 п.п. до 13 п.п., в Перу – с 31 до 9, на Филиппинах – с 25 до 9, в Малайзии – с 17 до 6.

Хотя есть такие страны, где снижение индекса, наоборот, свидетельствует об ухудшении экономических настроений. Такая ситуация наблюдается, например, в Соединенных Штатах, где на 2014 год показатель индекса остановился на отметке -25 п.п., снизившись за год с -8 п.п. и даже «переплюнув» показатель 2011 года в -21 п.п. Как уже говорилось ранее, Россия показала резкое падение индекса экономической надежды с -23 п.п. до -43 п.п. На аналогичной отметке оказался показатель индекса и в Австрии – минус 43 п.п. против минус 31 п.п. годом ранее.

Индекс экономической надежды во всех западных и развитых странах (за исключением Дании) находится в минусовой зоне. Однако стоит отметить, что ситуация не столь плачевна. Во многих странах за год оптимизма несколько прибавилось. Например, ощутимый рост индекса был зафиксирован в Швейцарии (-1 п.п. против -31 п.п. годом ранее), в Южной Корее (-3 против -28), в Польше (-6 против -45), в Финляндии (-16 против -35), в Германии (-23 против -46), в Ирландии (-28 против -51), в Бельгии (-33 против -64), в Испании (-40 против -59). Даже Франция и Португалия, многолетние аутсайдеры рейтинга, потихоньку улучшают свои показатели. Во Франции последний опрос дал результат индекса в -53 п.п. против -67 п.п. годом ранее и -80 п.п. в 2012 году. В Португалии также пессимистичные настроения понемногу слабеют: -61 п.п. против -85 п.п. в прошлом году.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Ромир

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16364
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров