Эпоха «лихих 90-х» умерла: показушность больше не интересна россиянам
«Эпоха зарвавшихся новых русских закончилась», – ни тяжелые «голды» (золотые цепи), ни массивные «ролексы» больше не привлекают российского потребителя так, как это было на заре капитализма, в 90-е годы прошлого столетия. Хотя, согласно новому исследованию, выпущенному в понедельник, качество по-прежнему привлекает людей, и они готовы платить за него
В исследовании, проведенном консалтинговой фирмой Landor Associates, также говорится, что все больше русских предпочитают отечественные товары импортным, что местный сервис уступает европейскому, и что они любят баловать своих детей.
«В целом отчет показывает, что основной целью ритейлеров стал средний класс и что с новыми русскими официально покончено», - говорит Бен Арис, редактор делового интернет-журнала bne.eu, издаваемого в России и других бывших союзных республиках.
Новый русский - человек, который в хаотичные 90-е быстро заработал много денег, часто путем криминала, - был широко известен своей показушностью и сомнительными вкусами, что превратило его в мишень для многих популярных анекдотов, пишет Themoscowtimes.
Отчет Russian Consumer Report 2014 подчеркивает, что новый русский уже похоронен на кладбище постсоветской эпохи. Что касается современного российского потребителя, то он, по словам Эммы Бекман из Landor, гораздо более разборчив, чем в начале 90-х.
«Наши респонденты подтвердили тот факт, что Россия остается территорией контрастов и противоречий, где строительство брендов куда более важно, чем где-либо еще», - говорит она.
Потребители очень хорошо осведомлены о качестве, цене и происхождении товаров и услуг, которые они покупают. Согласно исследованию, они больше не очарованы роскошью. Лишь 17,5% респондентов предпочитают предметы роскоши и товары премиум-класса. А для 70% участников опроса первостепенное значение имеет соотношение цены и качества.
Однако, несмотря на смену настроений, никто не говорит о крахе сегмента роскошных товаров. Поскольку благосостояние определенной части населения страны растет, эксперты уверены в потенциале будущего роста новых брендов. Об этом говорится в другом исследовании, проведенном исследовательской фирмой Euromonitor International.
Landor также сделала обзор основных тенденций в покупательском поведении по 11 сегментам - от сегмента потребительских услуг до сегментов интернет-магазинов и лояльности к брендам. Две тысячи потребителей, представляющих все демографические категории, ответили на более чем шестьдесят вопросов.
Было установлено, что потребители стали предпочитать российские бренды вместо их западных конкурентов во многих значимых областях. Но при этом они часто ощущают, что уровень обслуживания, предлагаемый отечественными компаниями, остается неудовлетворительным - хотя над повышением качества услуг в России постоянно работают. 84% россиян полагают, что качество обслуживания в стране ниже, чем в Западной Европе, при этом 37% из них утверждают, что местный сервис «значительно хуже» европейского.
Треть респондентов заявили, что готовы воспользоваться услугами новых брендов. В секторе ходовых товаров широкого потребления вообще царит непостоянство: лишь треть опрошенных заявила о своей лояльности к конкретным производителям безалкогольных напитков, и всего четверть покупает снеки одного и того же бренда на протяжении лет.
Но лояльность к брендам выше в других категориях - в сферах электроники, косметики и личной гигиены, где в основном доминируют западные бренды.
Хотя «западники» склонны больше тратить на аренду жилья или ипотеку, среднестатистический россиянин большую часть своей зарплаты тратит на еду. Более трех четвертей русских сказали, что тратят на нее «очень много» или просто «много» денег в месяц.
В то же время, в супермаркетах россияне склонны выбирать более дорогие и качественные продукты. Опрос выявил, что 43% потребителей предпочитают продукты премиум-класса, а 76% заявили, что за качество готовы приплачивать.
Эти данные подтверждены компаниями, работающими на рынке ходовых товаров широкого потребления.
Пресс-секретарь Ferrero Russia Марина Татарская утверждает, что потребительская лояльность к бренду и готовность покупателей переплачивать за товары непосредственно связаны с качеством производимых брендом продуктов. «Именно по этой причине продажи подарочных наборов относительно дорогого шоколада растут больше, чем рынок в среднем», - говорит Татарская, чей работодатель лучше всего известен в России своими конфетами Ferrero Rocher и Raffaello, пастой Nutella и шоколадными яйцами Kinder Surprise.
Российские потребители действительно стали придирчивее в последнее время, говорит Юлия Вебер-Чубайс из Orkla Brands Russia: «Согласно нашему опросу, публика лояльна к традиционным брендам, и их популярность в России стабильна».
Совершая покупки, русские в основном стараются избегать слов «дешевый» и «бюджетный». Потребительская реакция на вопрос Landor о том, насколько хорошо люди себя чувствуют, покупая товары недорогих брендов, была в основной массе негативной. Менее 20% опрошенных сказали «да» компаниям, выпускающим дешевые товары.
По данным опроса, расходы на детей занимают в российских
семьях третье место - после еды и оплаты квартиры. И экономить на детях
россияне не любят. Почти половина опрошенных предпочитает покупать для детей
только товары высокого качества, и лишь 14% согласны покупать недорогие
товары.