Минкомсвязи ищет альтернативу TNS
Как стало известно "Ъ", Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь) заинтересовалось идеей проведения в будущем тендера по выбору официального измерителя телеаудитории
Пока же министерство изучает методики измерения в условиях перехода на цифровой формат вещания. Все предыдущие попытки найти альтернативу нынешнему поставщику рейтингов — исследовательской компании TNS Russia — провалились.
Проект Минкомсвязи "Исследование существующих и возможных методик измерения аудитории электронных СМИ при переходе к цифровому формату вещания" стартовал в конце прошлого года. Министерство предложило нескольким отечественным исследовательским компаниям поделиться своими наработками на тему телеизмерений. Этой весной компания "Циркон", подрядчик Минкомсвязи, инициировала экспертное обсуждение присланных методик. Сейчас их оценивают восемь-десять специалистов, представляющих преимущественно отраслевые ассоциации и рекламные агентства, рассказал "Ъ" менеджер "Циркона" Виктор Мойсов.
На предложение Минкомсвязи откликнулись шесть компаний, чьи названия и в министерстве, и в "Цирконе" назвать отказались. Из опрошенных "Ъ" исследователей свое участие в проекте подтвердили единственный телеизмеритель в России TNS Russia (принадлежит британскому холдингу WPP), GfK-Rus (входит в немецкую группу GfK, которая проводит, в частности, телеизмерения на Украине) и российский "Ромир".
Вопрос о проведении тендера на выбор официального измерителя российской телеаудитории рано или поздно станет актуальным, признают в Минкомсвязи. "Для подготовки техзадания при проведении такого конкурса необходимо иметь проверенную методику измерений. То, что сейчас делается в рамках нынешнего исследования, и относится к этому предварительному этапу экспертной работы",— сообщили "Ъ" в пресс-службе министерства.
Телеизмерения показывают, сколько человек посмотрело конкретную программу, и именно по пунктам рейтинга, отражающим количество зрителей, продается реклама на ТВ. TNS отслеживает телесмотрение в 3,4 тыс. домохозяйств в городах с населением более 100 тыс. человек. Полученные данные экстраполируются на городское население страны старше четырех лет. Телеизмерения обеспечивают TNS, по экспертным оценкам, около трети ее дохода (по итогам 2009 года оценивается примерно в 1,4 млрд руб.).
Попытки выбрать официального телеизмерителя предпринимались еще в 1998 году, но все они закончились безрезультатно. В 2003 году учрежденное Минпечати, телеканалами и Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) некоммерческое партнерство "Медиа Комитет" объявило тендер на выбор телеизмерителя на 2005-2010 годы. TNS отказалась от участия в непрозрачном, по ее мнению, конкурсе, после чего "Медиа Комитет" в знак солидарности с действующим измерителем покинули АКАР и большинство телеканалов. Оставшиеся члены "Медиа Комитета" объявили победителем итальянскую AGB, которая так и не приступила к работе — "Медиа комитет" не смог профинансировать контракт. Два года назад французская ассоциация Centre d`etudes des supports de publicite (CESP) неожиданно объявила в интересах неназванного заказчика тендер на выбор телеизмерителя в России. На приглашение откликнулись бразильская IBOPE (ее консультантом был российский "Комкон"), французские Mediametrie и Ipsos (выступали вместе) и швейцарский офис GfK. TNS от участия в тендере отказалась. Подавшие заявки компании с тех пор так и не получили от CESP никакого ответа. На минувшей неделе представитель ассоциации Джулия Гот призналась "Ъ", что CESP не располагает свежей информацией о тендере и его заказчике. По версии собеседников "Ъ", инициативу два года назад проявил менеджмент петербургского "Пятого канала", но после последовавших вскоре кадровых перестановок на канале эта тема перестала быть актуальной.
"Комкон" не стал отвечать на запрос Минкомсвязи, поскольку, по словам директора по медиаисследованиям Тимофея Барсова, "не понимает, какова истинная цель этого проекта". "Не хочется тратить впустую время, пока государство не даст четкой гарантии, что тендер по выбору измерителя все-таки состоится",— пояснили в "Комконе".
Источник: Коммерсантъ