В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
24 Апреля 2009
Индекс потребительского доверия в России ниже среднемирового уровня
92% россиян считают, что экономика страны погрузилась в рецессию, но каждый третий надеется увидеть свет в конце тоннеля в ближайшие 12 месяцев

Согласно данным глобального онлайн исследования Nielsen, Индекс потребительского доверия в России впервые упал ниже средней отметки по миру, составив составив лишь 75 пунктов. Из четырех стран группы БРИК  − главной надежды мировой экономики в докризисные годы − в России настроения у потребителей самые пессимистичные, − потому что свежи в памяти события в стране десятилетней давности. Впрочем, и деловитые тоже, − потому что есть опыт «выживания» в сложные времена. Россияне планируют экономить в первую очередь на том, на что до недавного времени усиленно тратили − развлечениях вне дома, а также покупке одежды, крупной бытовой техники. 44% сообщили, что перешли на более дешевые марки продуктов питания. Каждый третий экономит на телефонной связи. Сбережения − впервые вошли в число самых популярных способов распорядиться свободными средствами. Но уже каждый четвертый предвкушает возвращение к прежним потребительским привычкам после улучшения ситуации.

«Предыдущая волна  глобального онлайн исследования Nielsen, которая прошла в разгар финансового кризиса в странах со зрелой экономикой, зафиксировала в России лишь незначительное (на два пункта по сравнению с маем 2008 года) снижение Индекса потребительского доверия, − говорит Дуайт Уотсон, генеральный директор компании «Nielsen Россия». Спустя всего лишь полгода разница в настроениях потребитей и в восприятии ими масштабов рецесии − колоссальная. От зашкаливающего оптимизма потребителей качнуло в другую крайность. Индекс потребительского доверия обрушился по сравнению с октябрем 2008 сразу на 29 пунктов, чего не наблюдалось ни в одной (!) из стран   за последние две волны исследования».

Глобальный Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen дважды в год на основе данных онлайн опроса потребителей, исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. В ходе недавней волны (19 марта – 2 апреля 2009 года) этого глобального онлайн исследования компания Nielsen опросила свыше 25 тыс. регулярных интернет-пользователей в 50 странах мира, включая Россию.

В рамках исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’, инициированного Nielsen для мониторинга тенденций на потребительском рынке России в условиях непрерывных изменений в экономике, были проведены промежуточные замеры Индекса потребительского доверия в России − в ноябре 2008 г., феврале 2009 г. В данном материале результаты этих замеров локального Индекса включены в общий тренд за период 1 полугодие 2005 г. – 1 полугодие 2009 г. (см. Рис. 1)

Рис. 1 Динамика Индекса потребительского доверия в России. 1 полугодие 2005 – 1 полугодие 2009 года.

Негативные изменения в экономике так или иначе коснулись каждого потребителя. По данным исследования Nielsen, сегодня 92% россиян, считают, что страна переживает период рецессии (полгода назад таких было лишь 49%). При этом каждый третий (29%) из них считает, что Россия выберется из кризиса в следующие 12 месяцев. Интересно, что доля оптимистично настроенных «реалистов» изменилась по сравнению с сентябрем-октябрем 2008 года незначительно. Тогда такого же мнения придерживались 31% из тех, кто считал, что в стране экономический спад.

«Если еще полгода назад значительное количество потребителей волновались о сохранении гармоничного баланса между работой и личной жизнью, то теперь более насущие проблемы − возможность сохранить работу, а следовательно и стабильный доход, отодвинули беспокойство по поводу того, что «мы слишком много работаем и слишком мало отдыхаем», на второй план», − говорит Дуайт Уотсон.

Основная угроза благополучию потребителя − потеря работы. Это главный источник беспокойства для 23% опрошенных в России. А ухудшение положения многих компаний, как B2B, так B2С сектора, и продолжающиеся сокращения делают поиск новой работы весьма затруднительным. 84% считают, что перспективы на рынке трудоустройства у них сегодня плохие или не слишком хорошие. Полгода назад пессимистов было почти в два раза меньше  − 44% опрошенных.

Рецессия заставила наших соотечественников произвести переоценку собственных «активов» и пересмотреть свое покупательское поведение. В октябре 2008 года 60% говорили, что с личными финансами у них все хорошо, а 7% − что, просто отлично. Сегодня каждый второй (52%) российский потребитель оценивает свое финасовое состояние как плохое или не слишком хорошее.

В таких условиях не удивительно, что ближайшие ближайшие 12 месяцев оценивают как хорошее время для покупок того, что нужно или хочется иметь, лишь 27% опрошенных.  

Результаты нынешнего исследования Nielsen продолжают тренд, выявленный в ходе трекингового исследовательского проекта Nielsen ‘Russians Through Crisis’, который стартовал в ноябре 2008 года.

 

Важно отметить, что самое значительное падение Индекса потребительского доверия в России произошло в ноябре 2008 года, − как показали результаты замера российского Индекса в рамках исследования ‘Russians Through Crisis’. Тогда Индекс рухнул на 16 пунктов: резко снизилась оценка потребителями состояния личных финансов и своих перспектив на  рынке труда. А в феврале 2009 года заметно снизилась готовность потребителей тратить.

«Изменения ключевых показателей потребительского климата в марте 2009 года свидетельствуют о том, что негативный тренд продолжается, и все больше потребителей включают режим экономии. Однако, период резкого спада, возможно, позади, а впереди плато стагнации, после которого должно произойти улучшение ситуации на потребительском рынке», − говорит Дуайт Уотсон.     

Как показали результаты мартовского исследования Nielsen, среди самых распространенных стратегий экономии в России − снижение расходов на развлечения вне дома, а также покупку одежды, крупных бытовых предметов и техники. От этих статей многие потребители уже отказывались или стали тратить меньше на них еще в октябре 2008, и количество респондентов, которые экономят на них изменилось не столь значительно. Исключение составляет одежда: в октябре 42% заявляли, то стали тратить/покупать меньше одежды. По данным на март 2009, их оказалось уже 65%.

«Но интереснее всего то, что происходит со статьями, на которых большинству потребителей казалось не уместно экономить полгода назад, а следовательно отказ от которых является  предвестником значимых изменений на рынке,» − говорит Дуайт Уотсон.

По данным  исследования Nielsen, сегодня 44% опрошенных россиян сообщают, что перешли на покупку более дешевых продуктов питания, что в два раза больше, чем в октябре 2008 года (20%). Экономить на телефонных звонках стал теперь каждый третий (33%) опрошенный, что в три раза больше, чем полгода назад. Зато лучших условий по кредитам, страховому и банковскому обслуживанию сегодня ищут не больше 10% респондентов, в октябре этими вопросами были озабочены 24% опрошенных.

На счастье ресторанам и другим видам бизнеса, предлагающим развлечения вне дома, количество тех, кто сегодня экономит на этой статье, изменилось по сравнению с октябрем 2008 не слишком значительно − с 56% в октябре 2008 до 65% в марте 2009. Возможно, это является признаком того, что дальнейшего серьезного оттока клиентов не последует, если личная финансовая ситуация потребителей не ухудшится из-за дальнейшего спада в экономике.

Семь процентов участников онлайн исследования Nielsen сообщили, что у них не остается свободных средств после основных расходов на проживание и оплаты коммунальных услуг, что ниже, чем в среднем по миру (13%). Но тенденция не внушает оптимизма: еще полгода назад на отсутствие свободных средств жаловались лишь 2% опрошенных в России.

Те, у кого остаются средства после основных расходов на проживание, по-прежнему предпочитают тратить на одежду, обустройство дома и технику. Только теперь тех, кто может себе это позволить, стало существенно меньше. Самый значительный отток потребителей произошел с октября 2008 года по таким статьям расходов, как отпуск/праздники, одежда, технологические новинки .

Наиболее заметные изменения произошли в списке самых популярных способов реализации свободных денег. Впервые в числе лидеров − сбережения. Хотя общее количество тех, кто таким образом находил применение свободным средствам,  практически не изменилось (44% - в октябре 2008 и 43% в марте 2009 года), − эта статья поднялась с шестого до третьего места в списке, поскольку произошел серьезный отток потребителей из других статей расходования свободных средств.
 
«В благополучные годы, когда на рынке труда спрос доминировал над предложением, зарплаты росли и предлагались сравнительно низкие кредитные ставки, россияне с удовольствием тратили на то, что им было нужно или хотелось. Сегодня, похоже, что одна из характерных особенностей поведения российских потребителей «здесь и сейчас» уходит в прошлое. На смену приходит европейский прагматизм и трезвая оценка своих финансовых возможностей. Надолго ли?» − комментирует тенденции на российском потребительском рынке Ольга Белова, Директор отдела потребительских исследований компании «Nielsen Россия».

Хотя 77% участников исследования Nielsen в России уже сегодня планируют кое-что оставить из приобретенных в сложный период привычек, почти каждый четвертый предвкушает, как отпразднует улучшение своих финансовых возможностей после того, как ситуация исправится. 23% опрошенных говорят, что с удовольствием вернутся к прежнему уровню трат и не будут экономить так, как вынуждены делать это сегодня.

Похоже, меньше всего потребителям в России нравится экономить на одежде, отпуске, телефонной связи и продуктах питания. Если сегодня 44% сообщают, что перешли на более дешевые бренды продуктов питания и других товаров повседневного спроса, то сохранить эту привычку намерены лишь 14% опрошенных. На ежегодном отпуске, по данным на март 2009 г., экономят 32% опрошенных. После кризиса на этой статье планируют экономить 7% опрошенных. Если сегодня покупать меньше одежды стали 65% участников, то после кризиса готовы сохранить такую прагматичную привычку лишь 13% опрошенных.





Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
Новости
ноябрь 2018
Каталог 7889 компаний
Accord DigitalCaratTribal DDB Limited
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center