Продажи ретейлеров в российскую «черную пятницу» увеличились вдвое
Несмотря на скандалы с фиктивными скидками и претензии к организаторам, ретейлеры довольны итогами прошедшей «черной пятницы». Продавцы, опрошенные РБК, рассказывают о двукратном росте продаж
Массовая акция
В прошлые выходные в России прошла масштабная распродажа «черная пятница». Третий год подряд организатором акции выступала компания «Блэк Фрайдэй». К единой онлайн-площадке Blackfridaysale.ru для участия в акции подключились 300 продавцов. На распродажу, по данным организатора, было выставлено около 150 тыс. наименований товаров и услуг, заявленные ретейлерами скидки достигали 90%.
В этом году «черная пятница» вышла за пределы Рунета — многие крупные компании подключали к акции свои офлайн-каналы (розничные магазины и пункты выдачи товара). Кроме того, многие ретейлеры и онлайн-площадки решили провести самостоятельные распродажи, минуя площадку Blackfridaysale.ru.
Например, как писала газета «Ведомости», в распродаже приняли участие волгоградский «Волга-раст», поволжский «Евродилер», «Оками Тагил», группа «Великан». Свою распродажу с 26 по 30 ноября устраивал и «Яндекс.Маркет»: в рамках акции «Торжественное собрание скидок» платформа выставила предложения от 3 тыс. магазинов. Переходы в магазины по акционным предложениям с «Яндекс.Маркета» в первые сутки выросли на 30%, писал Oborot.ru. А в онлайн-агентстве по продаже билетов и отелей OneTwoTrip, которое проводило распродажу отдельно от компании «Блэк Фрайдэй» и других площадок, продажи в акционные дни выросли более чем в три раза.
Как писал РБК, «черная пятница» не обошлась без скандалов: в первый же день покупатели в социальных сетях начали жаловаться на фиктивные скидки и отсутствие заявленных товаров, а партнеры акции — на ее плохую организацию и подрыв собственной репутации. Гендиректор «Блэк Фрайдэй» Владимир Ким в разговоре с РБК в пятницу, 27 ноября, признавал и неожиданно возникшие организационные трудности, и наличие недобросовестных партнеров и липовых скидок.
Накануне «черной пятницы» опрошенные РБК ретейлеры рассчитывали, как минимум, на двукратный рост продаж по сравнению с обычными днями, аргументируя это тем, что в кризис россияне должны активнее реагировать на скидки.
Отложенный спрос
Расчет удался: в дни «черной пятницы» расходы покупателей выросли на 74% по сравнению с обычными выходными за последние три месяца. Такие данные приводит один из крупнейших операторов интернет-платежей ChronoPay, который сотрудничает со многими магазинами, принявшими участие в «черной пятнице». Число транзакций, совершенных пользователями в дни акции, выросло на 26% против роста на 19% в распродажу 2014 года, около 70% платежей покупателей пришлись на пятницу и субботу, рассказал РБК директор ChronoPay по маркетингу Кирилл Зеленков. Средний чек «черной пятницы», по его словам, составил около 8,4 тыс. руб. — это в 2,4 раза больше по сравнению с итогами прошлогодней акции (курс доллара за год вырос почти на 40% — с 48 руб. до 67 руб.). Менеджер одного из крупных ретейлеров, участвовавших в акции, оценивает средний чек этого года в 7-8 тыс. руб.
Оборот онлайн-магазинов, принимавших участие в акции, вырос почти вдвое по сравнению с обычными днями, следует из результатов исследования компании «Яндекс. Деньги» (учитывались данные по 50 магазинам, участвовавшим в распродаже и подключенным к сервису «Яндекс.Касса»).
Официальной информации об итогах акции от организаторов «черной пятницы» получить пока не удалось — владелец «Блэк Фрайдэй» на момент публикации не ответил на запрос РБК. Но источник, близкий к компании, утверждает, что только за первые сутки распродаж общая посещаемость сайта-организатора превысила 3 млн человек, которые ежечасно отсматривали несколько тысяч наименований товаров.
В 2014 году с основной площадки «черной пятницы» на сайты продавцов за все время акции перешли около 6,5 млн человек, в реальные покупки конвертировалось примерно 210 тыс. запросов, отчитывались организаторы «Черной пятницы», не называя объема продаж в деньгах. В 2013 году примерно 4 млн потребителей совершили около 100 тыс. покупок, оборот ретейлеров составил порядка 300 млн руб., писал РБК.
В этом году минимальное число покупок с сайта организатора «черной пятницы» должно было составить около 300 тыс., оценивает менеджер одного из ретейлеров, участвовавших в «черной пятнице». Если так, то с учетом среднего чека в 7-8 тыс. руб., общий оборот ретейлеров мог составить 2,1-2,4 млрд руб. (не считая итогов распродаж, которые компании проводили самостоятельно, минуя прощадку «Блэк Фрайдэй»). По словам трех собеседников РБК в крупных компаниях–ретейлерах, которые принимали участие в акции, на продажи через площадку «Блэк Фрайдэй» в дни «черной пятницы» пришлось около 60-70% их общего оборота.
На результатах продаж в «черную пятницу» сказался эффект «отложенного спроса»: очевидно, покупатели за некоторое время готовились совершить выгодные покупки, следили за предложениями, считает представитель ретейлера одежды, обуви и аксессуаров KupiVip Надежда Гурская.
Что говорят продавцы
О двукратном росте продаж в «черную пятницу» по сравнению с обычными выходными говорят продавцы одежды, обуви и аксессуаров. О таких результатах, в частности, РБК рассказали представители KupiVip, сети «Снежная королева» (в акции участвовали и сатй, и офлайн-магазины ретейлера) и ретейлера Lamoda.
Также повышенным спросом у россиянам традиционно пользовалась техника и электроника. Например, «Техносила» в период «черной пятницы» продала больше 22 тыс. товаров при среднем чеке в 10 тыс. руб., сообщил РБК представитель компании. Число заказов, по его данным, выросло на 43%, выручка — на 46%. В онлайн-магазине МТС зафиксировали рост покупок в 2,5 раза, общий рост заказов по участвующим в акции товарам составил более 470% относительно того же периода прошлой недели, сообщил РБК представитель компании Дмитрий Солодовников.
Продажи Ozon выросли на 80% по сравнению со средним уровнем продаж в ноябре, хотя средний чек в ходе акции остался без изменений, отметила представитель компании Мария Назамутдинова. Хитами продаж стали роботы-пылесосы, мультиварка-скороварка, конструкторы LEGO и электрическая роликовая пилка для педикюра. Компания OZON.travel, оказавшаяся единственным онлайн-трэвел агентством на Blackfridaysale.ru, выставила авиабилеты от 12 авиакомпаний по 150 направлениям и предложения по отелям. По словам Назамутдиновой, их продажи выросли на 16% по отношению к среднему показателю в ноябре, число забронированных по акции номеров в отелях увеличилось в четыре раза.
Больше 60% покупок в «Евросети» были совершены в пятницу и субботу, сообщила PR-директор компании Ульяна Смольская. Средний чек по акционным товарам вырос втрое обычного и составил почти 15,4 тыс. руб. Но по сравнению с прошлогодней «черной пятницей» средний чек в этом году снизился на 15%, утверждает представитель «Связного» Мария Заикина. Зато по сравнению со средним показателем месяца, выручка в онлайн-магазине компании выросла в 1,5 раза, продажи смартфонов — на 40% в денежном выражении, планшетов — примерно на 30%.
Едва ли не самым большим спросом в эту «черную пятницу» пользовались товары для детей. Количество заказов в интернет-магазине «Детского мира» увеличилось в десять раз — наибольшим спросом пользовались пюре Gerber, подгузники Pampers и конструкторы LEGO, сообщила представителькомпании Надежда Киселева. По словам Александра Роганова, гендиректора сети ELC, специализирующейся на продаже развивающихся игрушек, число покупок, совершенных в онлайн-магазине компании, во время распродажи выросло в 13 раз.
По словам представителя международной сети магазинов мебели и домашнего декора Crate and Barrel, оборот компании в день распродажи (ретейлер принимал участие в акции только 27 ноября) вырос в семь раз по сравнению с обычным периодом и составил около 8 млн руб. На «черную пятницу» Crate and Barrel выставил скидку в 20% на всю коллекцию мебели и в итоге продал более 500 единиц товара со средним чеком свыше 40 тыс. руб.
Для продавца электронных книг «Литрес», как и в прошлые годы, отдача от «черной пятницы» оказалась невысокой — рост выручки не превысил и 5%, сообщил представитель компании Евгений Лисовский. По его мнению, причина — в низкой стоимости электронных книг и, как следствие, небольшая в абсолютных цифрах экономия.
Источник: РБК