Максим Лаптев
Итоги года 2023. Конвергентный бизнес
-
Как изменилась структура рынка экосистемных бизнесов?
-
Кажется, что за 2022–2023 годы российский рынок в целом стал более прагматичный. На мой взгляд, поменялась не структура рынка экосистем, а интерпретация самого понятия и стратегия его использования для компаний. «Сбер», «Яндекс», МТС и другие экосистемы четко фокусируются на конкретных направлениях, на конкретных экосистемных связках. Как следствие, мы видим меньше экспериментов, больше фокусного усилия в точках, где уже подтвержден коммерческий эффект и эффективнее возврат на инвестиции. Я бы назвал текущий этап фокусировкой, но именно в смысле сосредоточения на прагматичных применениях понятия.
-
Какие бизнес-решения, покупки, слияния, консолидации, вывод новых продуктов и сервисных решений увеличили долю рынка или усилили присутствие существующих экосистемных бизнесов?
-
В России продолжается тренд на импортозамещение ушедших или ограничивших сервис цифровых компаний. Это заметно как в B2C-, так и в B2B-сегментах. Безусловно, экосистемы в первую очередь занимают освободившиеся ниши. Мы видим, как решения «Яндекса», МТС и «Авито», заняв освободившиеся ниши тревел-направления, фактически полностью заменили опыт Booking и Airbnb. Отмечу нарастающую концентрацию интереса вокруг игрового направления, решений умного дома, решений в области кибербезопасности.
-
За что боролись большие экосистемы в 2023 году? На каком поле и за что они будут конкурировать в 2024 году?
-
Думаю, что 2022, 2023, 2024 годы идут в одном ключе фокусной борьбы экосистем: закрытие освобождающихся ниш, наращивание полезной связанности внутри, борьбу за долю внимания клиентов и внедрение AI-технологий как в PR-целях, так и в конкретных прагматичных для клиента или компании сценариях. Мое ощущение, что 2024 год принесет массовое внедрение в реальные потребительские паттерны продуктов на базе больших языковых моделей и других прогрессивных технологий. Мы в МТС видим дальнейший тренд с точки зрения экосистемы как более фокусный подход к концентрации паттернов. Если клиентам неудобно потреблять сервис в рамках экосистемного предложения — это ненужное экосистемное предложение. Мы видим, что основная ценность — базировать экосистему на концентрациях комплементарных потребностей пользователей. Думаю, что в 2024 году мы увидим именно такое движение многих компаний.
-
Насколько остро стоит кадровый вопрос для экосистем и какие кадры экосистемы ищут сегодня?
-
Я бы не выделял здесь именно потребность экосистем. Думаю, что кадровая потребность идентична любым современным продуктовым или IT-компаниям. Найти профильного СТО на продукт — сложная задача, опытного фокусного СРО — еще более сложная, узкого специалиста высокого класса в областях ML/GenAI — на грани возможного. Добавив высокий уровень конкуренции в этих направлениях, мы видим острейший кадровый вопрос. В МТС, например, мы отвечаем на этот вызов в числе прочего фокусной работой на рост и развитие собственных сотрудников в целевых наших потребностях. Также достаточно много внимания инвестируем в развитие молодых специалистов после вузов, открытые форумы и митапы для продуктовиков, чемпионаты и конференции для IT-специалистов. Видится, что органическая работа с внутренними и внешними профильными сообществами — один из передовых healthу-инструментов вовлечения существующих сотрудников и новых кандидатов на дефицитных позициях.