Кирилл Самойлов
Итоги года 2023. Конвергентный бизнес (экосистемы)
-
Какие бизнес-решения, покупки, слияния, консолидации, вывод новых продуктов и сервисных решений увеличили долю рынка или усилили присутствие существующих экосистемных бизнесов?
-
Как представитель рекламного рынка, расскажу о нашем опыте работы с крупными экосистемами. Во-первых, не стоит забывать, что за последние пару лет рынок покинули многие ключевые иностранные игроки, поэтому перед всеми стояла задача не просто найти замену ушедшего инструментария, но и сделать это в максимально сжатые сроки. У крупных экосистем для этого больше возможностей. Отдельно хочется отметить Ozon, где действительно качественная аудитория и, как следствие, хорошие результаты.
Мы тестируем практически все продукты и сервисные решения, наш рынок не стоит на месте. Также следует отметить, что наблюдается тенденция синергии рекламных кабинетов некоторых систем и платформ с дальнейшей их доработкой. Данный фактор положительно сказывается на эффективности конечных результатов рекламной кампании: значительно облегчается время на настройку и запуск, тем самым высвобождая ресурс специалистов на оптимизацию и поиск стратегических важных точек развития проекта.
Отдельно скажем про искусственный интеллект. Касательно нашего вопроса могу отметить следующее: возможности (финансовые, интеллектуальные, технические) больших экосистем позволяют им экспериментировать и искать рабочие решения в данном направлении. Сегодня назвать конкретные результаты не предоставляется возможным, но уверен, что в ближайший год-два услышим действительно о достойных продуктах на отечественном рынке.
-
За что боролись большие экосистемы в 2023 году? На каком поле и за что они будут конкурировать в 2024 году?
-
На мой взгляд, максимальная конкуренция будет как раз в вопросе разработки новых рекламных продуктов и технических решений. Учитывая рыночную конъюнктуру, для них открылось окно реальных возможностей в данном направлении. Я уже отмечал, что экосистемы бизнеса располагают широким потенциалом развития, продиктованным рядом факторов. Давайте посмотрим: конкуренция уменьшилась, освободив огромную долю рынка для отечественных конгломератов. При этом запросы российских рекламодателей растут в геометрической прогрессии. С уходом иностранных игроков произошла медиаинфляция, и это дало дополнительный ресурс на разработку новых продуктов. Дополнительно к этому экосистемы привлекли высвободившихся лучших топ-менеджеров, высококвалифицированных специалистов и разработчиков. Поэтому весь свой потенциал они аккумулируют именно в разработке новых решений для бизнеса.
-
Насколько остро стоит кадровый вопрос для экосистем и какие кадры экосистемы ищут сегодня?
-
Кадровый вопрос остро стоит для всего рынка. После традиционного обсуждения итогов и вызовов прошедшего года с клиентами, мы можем сказать, что это всеобщая проблема. Суть в том, что бизнес масштабируется, появляется огромная потребность в сотрудниках, но в нынешних реалиях их становится сложнее привлекать, обучать, а главное, удерживать. Поэтому бизнес сейчас делает большой упор на создание особенной корпоративной атмосферы внутри, уделяет внимание HR-блоку и прочим инструментам, которые способны создать положительную эмоциональную привязку сотрудника к компании и коллективу. Текущий HR-рынок — это рынок работника, а не работодателя.
Если говорить про агентскую историю, то да, есть ощутимое перетекание кадров в более крупные экосистемы. И здесь нет ничего удивительного: высококвалифицированные специалисты нацелены на развитие своего трудового потенциала, а экосистемный бизнес предоставляет для этого больше возможностей, горизонтального роста, разного типа задач и проектов. Поэтому конкурировать здесь малому и среднему бизнесу с гигантами крайне сложно. Но в малом и среднем бизнесе рекламных агентств меньше бюрократии, а также есть прямая возможность влиять на результат, более широкий спектр задач, более быстрый рост профессиональных навыков.