Федор Вирин
Итоги года 2023. Конвергентный бизнес
-
Как изменилась структура рынка экосистемных бизнесов?
-
Экосистема — очень привлекательная для всех история: для пользователей — потому что это очень удобно и можно зайти в кинотеатр, просто нажав кнопочку в банковском приложении, а такси не просто знает, где дом или работа, но умеет приехать вовремя, считав в календаре место и время следующей встречи. Экосистема привлекательна для компаний, позволяя им получать больше денег с каждого пользователя, развивая для него или нее больше новых взаимосвязанных услуг. Экосистема интересна и для государства как комплексный инструмент изучения населения и влияния на него.
Есть лишь небольшая проблема: экосистема требует много денег на разработку — по сути, уже десятки и сотни миллиардов рублей. А кроме внушительной суммы, дефицитных голов и гибкой структуры внутри компании, готовности всего бизнеса к построению инфраструктуры... — кроме всего этого, понадобится какой-то краеугольный камень, на котором эта инфраструктура может быть построена, — тот самый, который приведет в нее первый миллион пользователей.
Проблема многих вновь создаваемых экосистем — в отсутствии центрального продукта и, соответственно, невозможности «купить» первый миллион пользователей (потому что его почти невозможно купить).
Наиболее интересным полем конкуренции в 24–25 годах будет B2B-пространство. В отличие от B2C, где есть огромные «Сбер» и «Яндекс», к которым подбирается «Озон» и ВТБ и где есть потенциал у ВК и «Авито», в B2C практически нет экосистемных игроков. С учетом роста малого бизнеса и производства в стране, востребованность B2B-игроков на относительно пустом рынке (в том числе специализированных) будет быстро расти. Предложений сейчас немного.