Конвергентный бизнес
Сергей Самонин
генеральный директор
RTB.SAPE
Итоги года 2023. Конвергентный бизнес
-
Как изменилась структура рынка экосистемных бизнесов?
-
На самом деле структура экосистемных бизнесов изменилась за прошедший год незначительно относительно 2022 года. Основные экосистемы по-прежнему представлены банками, телекомом, ретейлом и «Яндексом» c VK, стоящими особняком.
Новые рекламные решения экосистемы выпускают регулярно, в этом году представляли релиз новых продуктов в «Сбере» и МТС. В VK запустили новый рекламный кабинет VK Ads; в Ozon и Wildberries, например, появились собственные банки, но полноценно оценить изменения объема денег можно будет лишь по годовым отчетам.
-
Какие бизнес-решения, покупки, слияния, консолидации, вывод новых продуктов и сервисных решений увеличили долю рынка или усилили присутствие существующих экосистемных бизнесов?
-
На рекламном рынке самые значимые изменения, на мой взгляд, показали МТС Ads — консолидация программатик-экосистемы с помощью покупки Buzzoola и Segmento, а также партнерство с Telegram Ads с возможностью таргетинга на сегменты МТС вывело рекламную экосистему МТС на новый уровень.
Мы с нетерпением ждем крупных агентских и клиентских кейсов. -
Какие из новых игроков на экосистемном рынке обладают наибольшим потенциалом для роста?
-
Абсолютно новых именно рекламных экосистем не появилось — скорее существующие расширяют свои возможности, они же обладают и наибольшим потенциалом: «Сбер», МТС, «билайн» с платформой OTM — они сейчас увеличивают долю рынка за счет годовых агентских коммитов. Набирает скорость развитие рекламных решений от Ozon и Avito. «Тинькофф» заявил о выходе на рынок B2C-рекламных платформ в 2024 году, и с учетом объема их данных, скорости и качества работы их команды ожидается выход значимого для рынка решения.
-
За что боролись большие экосистемы в 2023 году? На каком поле и за что они будут конкурировать в 2024 году?
-
В рекламной отрасли борьба была за наиболее точное попадание в ЦА клиентов, и выбрать подходящий вариант было далеко не просто, поскольку все ведущие экосистемы обладают своим куском данных: банковских сведений, покупки в маркетплейсах и взаимодействию с телекомом. В остальном все держат курс на медиаплатформы с подписочной моделью, в т. ч. стремятся отстроиться за счет уникального видеоконтента.
-
Насколько остро стоит кадровый вопрос для экосистем и какие кадры экосистемы ищут сегодня?
-
Проблема поиска подходящего персонала особенно актуальна для любого быстроразвивающегося технологичного бизнеса, особенно в текущей ситуации оттока части ценных кадров за рубеж. Кажется, что особенно нужны сейчас специалисты по обработке больших данных, специалисты по прикладному применению AI-решений, как всегда — архитекторы и программисты высоконагруженных систем.