6 Назовите 3-5 трендов в PR, которые, как вы считаете, будут определять развитие индустрии в следующем году или в ближайшие пять лет.
Анна Айбашева, руководитель пресс-службы «Билайн»
На мой взгляд, это:
— растущее проникновение цифровых инструментов в работе специалиста по коммуникациям;
— более тесная кооперация с подразделениями маркетинга, продаж и цифровых продуктов;
— взаимодействие напрямую в том или ином виде с клиентами (ряд IT-компаний уже сегодня проводит мероприятия для поклонников бренда, а не только для СМИ или блогеров).
Виктория Джигкаева, руководитель отдела маркетинга и PR телеканала ТНТ4
— Бренд тотал пенетрейшн. Проникновение вашего бренда во все сферы. Создание максимального количества каналов в digital-среде для наращивания аудитории. ТНТ4, например, уже начал экспериментировать в этом направлении. В 2017 году мы первые из ТВ-каналов сделали свой контент в формате Stories в VK и Instagram, в 2018 запустили стриминговое вещание на сайте. В планах — создать нейросеть для контентного наполнения на основе интересов зрителей (желайте невозможного, очевидное и так случится);
— таргетирование аудитории, которая еще больше будет фрагментироваться по конкретным предпочтениям, поэтому четче прорабатывайте свои маркетинговые и PR-стратегии, создавая уникальные таргетированные бренды;
— единовременный информационный расхлоп месседжа на всех ваших информационных ресурсах;
— entertainment как неотъемлемый компонент в любом вашем послании. Добавьте юмора, который позволяет ваш бренд;
— ситуативный маркетинг.
Олег Крупенов, директор по внешним коммуникациям СМИ2
Деятельность PR-специалиста во многом зависит от внешних факторов, например от технологий, государственных инициатив, экономики и культуры. Эту систему координат в некоторой мере и можно считать трендом.
Ольга Алексеева, PR-директор Yota
Работа с блогерами, лидерами мнений, пабликами в соцсетях. Этот тренд существует на рынке уже несколько лет, но многие до сих пор либо игнорируют этот инструмент, либо уделяют ему недостаточное внимание, ограничиваясь лишь размещением прямой рекламы.
Собственные «СМИ». И речь даже не о полноценных корпоративных медиа, создание которых требует колоссальных инвестиций, чтобы получить действительно качественную вовлеченную аудиторию. А о создании собственных новостных филиалов в уже существующих изданиях. Самый яркий пример — корпоративные блоги на vc.ru.
Ирина Нагорнова, директор по связям с общественностью Abbott
— Продолжение роста роли коммуникаций, интеграция с процессами бизнеса и управления компанией;
— рост роли внутренних коммуникаций.
Мила Головченко, PR-директор агентства iConText и группы digital-компаний iConGroup
Это создание лояльности, долгосрочные отношения и вовлеченность. Все больше бизнесов это понимает. Верю, что лучше играть в долгую и на перспективу. Это принесет больше плодов и результатов. С развитием социальных инструментов и интернета бизнес стал более прозрачным: мы все у всех на виду. Важно это учитывать и в PR. Нужно создавать изначально хорошие компании, делать правильный продукт, стараться оказывать отличный сервис, чтобы основная задача PR сводилась к донесению этой информации до целевой аудитории.
Анастасия Жбанова, директор по продуктовым и медиакоммуникациям Mail.Ru Group
Я не очень люблю слово «тренды». Если мы говорим про то, на что нужно обратить внимание пиарщику, я бы назвала такие вещи:
— создание контента, в особенности видео, голосовых форматов (подкасты, умные колонки и ассистенты), в том числе брендированного контента;
— искусственный интеллект и развитие медиатехнологий: от этого сильно зависит то, как нужно будет менять работу пиарщику;
— community management. Умение выстраивать лояльное комьюнити вокруг бренда или компании — это гораздо более стабильная и долгосрочно работающая штука, чем только публикации в СМИ.
Егор Тимофеев, пресс-секретарь РБК
Если в России, то вот такие:
— кризис рекламной модели медиабизнеса;
— развитие соцсетей, мессенджеров и агрегаторов контента;
— фейк-ньюз;
— поколение Z как потребители и производители контента и брендов.
Или нет. Делать прогнозы всегда увлекательно, но в меру бесполезно (наверное, потому и увлекательно).
Ирина Шпунтова, руководитель отдела корпоративных коммуникаций Mediascope
— Контент;
— точность и полезность коммуникации;
— баланс во взаимоотношениях с медиа.
Лилия Габуева, директор по корпоративным и маркетинговым коммуникациям Dentsu Aegis Network
Дальнейшее развитие технологий. Из того, что на поверхности — AI, который может упростить процесс создания контента, понимание интересов аудитории, предсказывать наступление кризисных коммуникационных ситуаций.
Возрастание роли репутационного менеджмента и стратегической экспертизы в развитии брендов, продвижении компаний, продуктов и услуг.
Мария Заикина, PR-директор OZON
— Персонализация коммуникаций из-за роста объемов информационного потока — «ковровые» бомбардировки СМИ и интеграции у блогеров «в лоб» остались в прошлом;
— дальнейшее «смешение» разных профессий и инструментов — не научились чему-то новому сегодня, завтра будет мучительно больно;
— делегирование рутинных операций искусственному интеллекту — осваивайте креативные механики и «умную» работу, в которой ИИ не сможет вас заменить;
— появление новых образовательных кластеров в сфере коммуникаций — они соединяют практический подход к обучению с обязательным освоением soft skills (креативные механики, управление командами, публичные выступления и т. д.).
Дмитрий Храпунов, руководитель пресс-службы ИНВИТРО
Коммуникации становятся интегрированными. Иногда практически невозможно их разделить на составные части. На мой взгляд, и не нужно. Пиар все ближе к маркетингу, диджитал, smm — и на мой взгляд — это хорошо. Пиар кастомизируется — точно так же, как кастомизируется само общество: нет ресурсов, где можно охватить всех, в каждую аудиторию надо заходить индивидуально. Человек прячется от информации — ее слишком много, и нам этого несчастного человека придется доставать — чем нативней и неожиданней мы это сделаем, тем эффективнее будет коммуникация. Это не означает эпатаж — скорее наша коммуникация должна помогать и быть полезной потребителю.
Тимур Бордюг, PR-директор Gazprom-Media Digital
Интересное направление — оценка охвата аудитории пиар-кампании. Существующие системы дают крайне приблизительные оценки, базирующиеся на открытых данных об аудитории печатных и электронных СМИ. Невозможно получить подробную информацию о реальной аудитории, которую собрал конкретный информационный повод или пресс-релиз. Есть лишь оценочные данные. Между тем очевидно, что уход большинства СМИ и их аудитории в Интернет ставит подобную задачу на повестку дня. Тем более, что с чисто технической точки зрения собрать информацию о пользователях, которые просмотрели то или иное сообщение, пусть даже и на различных площадках, — вполне реальная задача. Я постоянно сталкиваюсь с подобными запросами, пока их чаще всего задают представители интернет-компаний, но думаю, что в дальнейшем схожие мысли возникнут и у обычных производителей товаров и услуг.
Нарастать будет и таргетирование коммуникации, обеспечивающее все более точечное взаимодействие с интересующими заказчика группами аудитории. Использование нишевых СМИ, социальных сетей и специализированных блогеров позволяет компаниям и брендам найти место в информационной картине дня, которую формирует под себя каждый интересующий их человек.
Одновременно остается крайне актуальным и антипод таргетирования — встраивание в актуальную повестку дня. Речь не только о первых строчках новостных порталов, но и о «хайпе» вообще, с чем бы он ни был связан — пенсионная реформа и демарш Поклонской, чемпионат мира по футболу, рэп-баттлы, очередной скандал в Голливуде или громкое отраслевое событие. Умение не терять из виду новостную повестку дня и вовремя реагировать на нее — крайне важный навык для PR-специалиста, который активно используется как в продуктовом, так и в корпоративном PR.
Антон Шестаков, PR-директор группы АДВ
— Развитие инхаус-экспертизы: тут либо полный перевод внутрь всех процессов, связанных с PR, либо очень тесное взаимодействие с агентством, когда уже сложно отличить, где твой сотрудник, а где — из внешнего пресс-офиса;
— растущее влияние на бизнес-процессы: продукты и проекты будут создаваться с оглядкой на последующую «пиарабельность»;
— придание бренду и его коммуникации антропоморфности.
Олеся Теплова, вице-президент по стратегическим коммуникациям TVzavr
— Тренд на мгновенную реакцию изменений рынка. Умение оперативно перестраивать стратегию;
— тренд на международный PR;
— тренд на личный бренд и репутацию.
О чём говорили:
-
Уровень PR-специалистов в России за последние 10 лет качественно изменился. Какими навыками и образованием должен обладать современный пиарщик, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда? Если удобно, сформулируйте его в виде списка: 5 новых качеств, которыми должен обладать современный PR-специалист
-
Какие основные проблемы в российском PR вы можете назвать?
-
Сегодня для компании существует огромное количество возможностей, чтобы прозвучать в информационном пространстве – блогеры, социальные сети, YouTube, собственные медиа. Так ли сегодня необходимы классические СМИ в работе PR? Могут ли сегодня блогеры стать полноценной заменой журналистам? Как в целом изменились за последние пять лет взаимоотношения пиарщиков и журналистов?
-
Фейковые новости стали проблемой не только для журналистов, но и PR-специалистов. Как защитить репутацию компании в том случае, когда информация распространяется по многочисленным анонимным Telegram-каналам, доверие к которым у простых читателей довольно велико?
-
Изменились ли KPI пиарщика за 10 лет? Если да, то как?
-
Назовите 3-5 трендов в PR, которые, как вы считаете, будут определять развитие индустрии в следующем году или в ближайшие пять лет.
На вопросы отвечали
-
Анна Айбашева руководитель пресс-службы «Билайн»
Лилия Габуева директор по корпоративным и маркетинговым коммуникациям Dentsu Aegis Network
Ирина Шпунтова руководитель отдела корпоративных коммуникаций Mediascope
Антон Шестаков PR-директор группы АДВ
Виктория Джигкаева руководитель отдела маркетинга и PR телеканала ТНТ4
-
Олег Крупенов директор по внешним коммуникациям СМИ2
Ольга Алексеева PR-директор Yota
Ирина Нагорнова директор по связям с общественностью Abbott
Мила Головченко PR-директор агентства iConText и группы digital-компаний iConGroup
Егор Тимофеев пресс-секретарь РБК
-
Анастасия Жбанова директор по продуктовым и медиакоммуникациям Mail.Ru Group
Мария Заикина PR-директор OZON
Дмитрий Храпунов руководитель пресс-службы ИНВИТРО
Тимур Бордюг PR-директор Gazprom-Media Digital
Яна Ямольдинова PR-директор ИД «Аргументы и факты»
-
Олеся Теплова вице-президент по стратегическим коммуникациям TVzavr