2 Какие основные проблемы в российском PR вы можете назвать?
Виктория Джигкаева, руководитель отдела маркетинга и PR телеканала ТНТ4
— Отсутствие досконального знания своего бренда. До мельчайших деталей и внутренних процессов;
— стремление PR-специалистов к самопиару — «вне себя от себя». Не надо кормить свое эго, для этого у вас есть бренд;
— комфорт только в одной PR-позе — миссионерской. Проверенное временем однообразие. Тотальная консервация. Ритуальный подход к традиционным СМИ, я даже не говорю про new media, к которым нужно подходить с принципиально иных позиций;
— неспособность к антикризисному реагированию в зоне информационной турбулентности. Зашоренность, невозможность видеть несколько вариантов положительного развития ситуации и представлять себе конечный результат;
— неумение вести личные аккаунты в соцсетях, будучи причастным к какому-либо бренду. «Все, что вы скажете, может быть и будет использовано против вас», а главное — против бренда, который вы представляете.
Олег Крупенов, директор по внешним коммуникациям СМИ2
Довольно часто встречаю ситуацию, когда работодатель или даже сам сотрудник, занимающий должность специалиста по PR, не очень хорошо представляют, в чем именно заключается суть этой работы. Происходит такое из-за того, что работодатель предлагает сотруднику заняться связями с общественностью в наказание или в виде общественной нагрузки. Еще одной особенностью можно назвать отсутствие понимания, что PR — это длительное вложение, направленное на формирование и управление репутацией, а не средство, например, для сбыта залежавшегося товара.
Ольга Алексеева, PR-директор Yota
Основная проблема — во многих компаниях до сих пор не понимают, зачем им нужен PR-менеджер, но уверены, что он непременно нужен. Поэтому время от времени в соцсетях появляются картинки вакансий, в которых прописано, что будущий пиарщик должен и соцсети вести, и сайт сделать, а еще кофе генеральному директору варить и иногда документы партнерам отвозить.
Ирина Нагорнова, директор по связям с общественностью Abbott
На мой взгляд, профессия пиарщика обладает неоднозначной репутацией в обществе. На первый план выходят либо «романтические» представления о прекрасной, творческой, интересной профессии, которая сплошь и рядом состоит из приятного и непринужденного общения, либо жесткое клеймо циничного и безответственного, не блещущего умом и нравственностью человека. И то и другое далеко от истины. Сформировать достойное и справедливое отношение к работе пиарщика — важная задача в России.
Мила Головченко, PR-директор агентства iConText и группы digital-компаний iConGroup
Не думаю, что в PR больше проблем, чем в других сферах. Хотя одна основная, пожалуй, есть: цена ошибки специалиста для бизнеса и для него лично может быть выше, чем в других сферах. Не нужно далеко ходить: стоит вспомнить лишь недавние просчеты некоторых PR-специалистов в социальных сетях. Плюс квалифицированных специалистов на рынке не так много: сферу PR сложно назвать высококонкурентной. При этом PR входит в топ-10 сфер, где наиболее востребованы молодые специалисты.
Егор Тимофеев, пресс-секретарь РБК
Отсутствие критериев и требований к профессии, прозрачных KPI, неочевидные системы оценки эффективности — но это в том числе вопрос и к заказчикам, то есть к отраслям. Есть проблемы, которые непосредственно связаны с низкой корпоративной культурой и качеством бизнесов — если откуда-то берутся пиарщики, продвигающие некачественные продукты, то оттуда же берутся и разработчики этих продуктов. В этом смысле пиар ничуть не хуже и не лучше остальных бизнес-специальностей, хотя надо признать, что в среднем по рынку на невысоком уровне коммуникативные навыки, письменная и устная речь, гуманитарные знания. И да, самооценка критически завышена, что вообще непонятно для специалистов, которые ничего не производят.
Олеся Теплова, вице-президент по стратегическим коммуникациям TVzavr
— Нехватка компетенций;
— неумение отрабатывать кризисные коммуникации;
— неправильное разграничение публичного и личного пространств. Последние ошибки и увольнения в пиаре связаны как раз с личным пространством в социальных сетях, которое перестает быть личным для пиарщика. Все личные соцсети для PR-специалиста публичны.
Анна Айбашева, руководитель пресс-службы «Билайн»
Чрезмерная любовь ко всевозможного вида рейтингам. Причем многие из них имеют устойчивую коммерческую составляющую, о чем известно на рынке. Это характерно как для Москвы, так и для регионов.
Ирина Шпунтова, руководитель отдела корпоративных коммуникаций Mediascope
Если говорить о проблемах отрасли, то нередко такая гонка за новыми подходами в коммуникациях приводит к профессиональному выгоранию специалистов. Добавьте еще частую «невидимость» работы PR-специалиста в компании, отсутствие мотивации из-за случающейся рутины (в ряде российских компаний до сих пор воспринимают PR как конвейер по написанию и рассылке пресс-релизов), и получите специалиста, который поскорее захочет забыть само это слово — PR — и покинуть отрасль.
Такая действительность часто расходится с предвосхищенными представлениями студентов о вечном празднике и тусовке в работе PR-специалиста, но добро пожаловать в профессию, как говорится.
Мария Заикина, PR-директор OZON
Думаю, ключевых — три:
— со стороны бизнеса — непонимание, за что именно отвечает эта функция (варианты расходятся от «стимулирования продаж» до «заказа пледов»), на что она влияет и почему она важна;
— со стороны самих специалистов — зачастую нежелание осознавать, что мир изменился, набор инструментов изменился, сфера их влияния изменилась. Отсюда частые попытки цепляться за привычное «мой KPI — количество публикаций»;
— с точки зрения рынка труда: на нем сейчас огромная нехватка сознательных специалистов уровня «middle» — тех, кто может взять на себя одно-два направления и вести их не как разрозненные активности, а грамотно связать их с бизнес-задачами и объединить в единую линию.
Дмитрий Храпунов, руководитель пресс-службы ИНВИТРО
Российский пиар крайне нестандартизирован — это касается как должностей, так и обязанностей специалиста. Достаточно посмотреть хедхантер и суперджоб и удивиться, насколько разные функции, по предположению работодателей, должен выполнять пиарщик. До сих пор у многих руководителей компаний нет понимания, что такое пиар и для чего он нужен. От этого страдает и определение профессии, и ее престиж. До сих пор существуют пиарщики салона красоты «Марианна» или магазина «Цветы 24. Сигареты с 9 до 23», которые кто угодно, но не специалисты по связям с общественностью.
Тимур Бордюг, PR-директор Gazprom-Media Digital
Журналистское прошлое заставляет меня уделять повышенное внимание качеству PR-текстов, которые создают PR-специалисты. Очень часто эти тексты не выдерживают критики — и с точки зрения выбора темы, и по подбору фактуры, и по общему уровню проработки материала. Мне сложно сказать, в чем тут дело — в недостаточном профессиональном образовании или, возможно, в его отсутствии. Когда смотришь на российский PR-рынок через «текстовую» призму, то создается впечатление, что кадровый вопрос действительно остается в числе самых острых. Хотя, возможно, я сгущаю краски и все дело в том, что люди в онлайн-мире начинают проще относиться к текстам.
Антон Шестаков, PR-директор группы АДВ
В некоторых отраслях / сегментах я бы сказал, что рынок перегрет с точки зрения зарплат. Страсти по ICO поутихли, но специалисты с таким опытом свой ценник увеличили. А там поди разберись, реально человек что-то делал или закупил десяток постов для скам-проекта и дело с концом. С кадрами становится легче, но хорошие специалисты, как и везде, знают себе цену.
Анастасия Жбанова, директор по продуктовым и медиакоммуникациям Mail.Ru Group
«Каждый суслик — агроном». Все знают, как делать PR, все знают это лучше пиарщика, и находится миллион советчиков, которые расскажут, как нужно общаться с журналистами. Иногда это работает (к примеру, когда CEO компании публичен и становится лучшим для нее пиарщиком), а иногда приводит к последствиям, за которые всем стыдно. Вторая проблемная зона в профессионализме самих пиарщиков — далеко не все хотят разбираться в продукте и технологиях, которые продвигают, уровень осведомленности о происходящем нулевая, а лень безграничная. От этого часто про пиарщиков думают, как об очень недалеких людях. А еще в 2018 году гораздо лучшим специалистом может оказаться студент 23 лет, чем пиарщик со стажем и привыкший работать методами 90-х. Просто потому, что у первого энергии больше, контекст правильный, есть много идей и понимания, что в мире происходит.
Яна Ямольдинова, PR-директор ИД «Аргументы и факты»
Не знаю, можно ли назвать это именно проблемой, но да, кадровый вопрос — очень важен. И без того очень узкий круг специалистов распределен по своим еще более узким бизнес-направлениям и редко выходит за пределы этих направлений.
О чём говорили:
-
Уровень PR-специалистов в России за последние 10 лет качественно изменился. Какими навыками и образованием должен обладать современный пиарщик, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда? Если удобно, сформулируйте его в виде списка: 5 новых качеств, которыми должен обладать современный PR-специалист
-
Какие основные проблемы в российском PR вы можете назвать?
-
Сегодня для компании существует огромное количество возможностей, чтобы прозвучать в информационном пространстве – блогеры, социальные сети, YouTube, собственные медиа. Так ли сегодня необходимы классические СМИ в работе PR? Могут ли сегодня блогеры стать полноценной заменой журналистам? Как в целом изменились за последние пять лет взаимоотношения пиарщиков и журналистов?
-
Фейковые новости стали проблемой не только для журналистов, но и PR-специалистов. Как защитить репутацию компании в том случае, когда информация распространяется по многочисленным анонимным Telegram-каналам, доверие к которым у простых читателей довольно велико?
-
Изменились ли KPI пиарщика за 10 лет? Если да, то как?
-
Назовите 3-5 трендов в PR, которые, как вы считаете, будут определять развитие индустрии в следующем году или в ближайшие пять лет.
На вопросы отвечали
-
Анна Айбашева руководитель пресс-службы «Билайн»
Лилия Габуева директор по корпоративным и маркетинговым коммуникациям Dentsu Aegis Network
Ирина Шпунтова руководитель отдела корпоративных коммуникаций Mediascope
Антон Шестаков PR-директор группы АДВ
Виктория Джигкаева руководитель отдела маркетинга и PR телеканала ТНТ4
-
Олег Крупенов директор по внешним коммуникациям СМИ2
Ольга Алексеева PR-директор Yota
Ирина Нагорнова директор по связям с общественностью Abbott
Мила Головченко PR-директор агентства iConText и группы digital-компаний iConGroup
Егор Тимофеев пресс-секретарь РБК
-
Анастасия Жбанова директор по продуктовым и медиакоммуникациям Mail.Ru Group
Мария Заикина PR-директор OZON
Дмитрий Храпунов руководитель пресс-службы ИНВИТРО
Тимур Бордюг PR-директор Gazprom-Media Digital
Яна Ямольдинова PR-директор ИД «Аргументы и факты»
-
Олеся Теплова вице-президент по стратегическим коммуникациям TVzavr