6 СМИ все чаще пытаются искать деньги, уходя в новые для себя бизнесы или социальные эксперименты — образовательные проекты, просветительские проекты, краудфандинг, производство брендированного мерча и пр. Неужели контент больше не «продает»?
Иван Макаров
заместитель генерального продюсера по digital-продуктам РБК
Конечно, продает. Просто не так много, как хотелось бы. Это очень живой организм, который просто развивается в разные стороны. Любые новые форматы — это всегда хорошо.
Ксения Салюкова
директор по развитию digital-продуктов ИД Independent Media
Контент — продает. Но многое зависит от площадки. Нишевым медиа действительно тяжело. Отсюда и краудфандинг, и «продажа» команд платформам для производства просветительских проектов и т. д. Для них это зачастую единственный способ выживания.
Крупные площадки чувствуют себя более уверенно. Для них поиск новых каналов монетизации — это некий задел на будущее. Мы тоже работаем в этом направлении. Сейчас наша задача — заставить контент продавать в прямом смысле слова: мы экспериментируем с товарными подборками, потребительскими сервисами. Наши профильные ниши — мода и красота. Редакторы в любом случае рассказывают о трендах сезона, рекомендуют одежду и косметику. Логично не только показывать тренды, но и давать ссылки на интернет-магазины, получая свою комиссию. Безусловно, у пользователей пока не сформирован устойчивый паттерн покупок на сайтах СМИ. Кроме того, есть проблемы с учетом отложенных покупок. Тем не менее, это перспективное направление, в котором у Independent Media уже есть несколько удачных наработок. Производства мерча — это дополнительный заработок для медиа. Мерч – это круто, классно, укрепляет лояльность к бренду. В этом отношении и кафе, и салон под брендом медиа — просто диверсификация бизнеса. Это не заместительная мера, а способ расширить источники дохода.
Надежда Седова
главный редактор МЕЛ
Тут тоже слишком серьезное обобщение. Есть огромные ресурсы, которые продолжают держаться на медийке или медийке плюс натив. Другое дело, что для многих СМИ задача — не просто произвести контент, а дать что-то помимо него. Это очень сильный дополнительный инструмент работы с аудиторией, привлечением нового читателя, возвращаемости старого.
Алексей Пономарь
издатель «Лайфхакера»
Контент продавал, продает и будет продавать, но ему приходится выдерживать все более жесткую конкуренцию за читательское внимание, емкость которого ограниченна. Мы живем в эпоху, когда коммерческие бренды становятся медиа, и паблишеры просто движутся с противоположной стороны — превращают медиа в коммерческие бренды. Повторю, для медиа крайне важно зарабатывать себе на жизнь, поэтому масштабирование бизнеса, поиск новых путей для заработка — естественный процесс.
Ксения Шворобей
директор по развитию бизнеса агентство R.POINT
холдинг Rambler&Co
Мой любимый ответ — контент всегда стоит во главе угла. Если контент не интересен аудитории, никакой мерч не поможет. А все перечисленное в вопросе — это личные амбиции каждого медиа, как раз та самая омниканальность, о которой я говорила в начале.
Всеволод
Киров
директор
по развитию Pikabu.ru
Почти все эксперименты медиа с нерекламной монетизацией — не от
хорошей жизни и крайне сложно масштабируемы, такие «спецпроекты». Контент
хорошо «продает» только в двух случаях — если большой трафик позволяет
достаточно зарабатывать на программатик-рекламе и / или если это настолько
хорошая ниша, что в ней рекламодатели готовы платить большие деньги за доступ к
конкретной дефицитной или труднодоступной аудитории.
Евгений Вольнов
медиадиректор Sports.ru
Я думаю, что индустрии медиа надо активно наращивать новую экспертизу и искать свежие решения. Это происходит повсеместно, и не только в медиа. Говорят, что человек сейчас может построить 2–3 карьеры за жизнь. Почему бы медиа не построить 2–3 бизнес-модели?
Анна Иванова
генеральный директор СМИ2
Скорее это дополнительный заработок для тех, кто умеет делать хороший эксклюзивный контент и может себя проявить профессионально и в других направлениях. Мне кажется, как раз это логичное продолжение первой истории. Если ты собираешь лучших мировых экспертов на интервью и у тебя отличное взаимодействие со своей аудиторией, почему бы тебе не собрать этих экспертов на интереснейшую конференцию, не дать твоей аудитории живое общение и еще и заработать? Это как раз признак мастерства. Ну и, кстати, зачем делать сильный бренд, если потом это не использовать всесторонне?
Артем Крашенинников
CEO «Пикчер» и издатель новостного сообщества «Лентач»
Контент продает, но если СМИ вступает на тропу экспериментов по привлечению дополнительных денег, то это связано с большой долей вероятности с вопросом выживания. В первую очередь это касается нишевых профильных изданий, где финансовое благополучие прямо зависит от финансового благополучия издателя и/или инвестора. Денег становится меньше, и вот ты продаешь футболки со своим логотипом, чтобы не распускать редакцию.
Анастасия Лобада
заместитель директора по цифровой стратегии ИД
«КоммерсантЪ»
По большому счету, контент никогда и не продавал. Медиа, особенно успешные, всегда были в поиске дополнительных источников дохода. Мероприятия, проводимые бизнес-изданиями, давно и прочно стали неотъемлемой частью этих изданий. Так же как и брендированная продукция, которая много лет использовалась как сувениры для клиентов и партнеров, спокойно продается в «магазинах» некоторых медиа. Медиа, которые хотят выжить и стремятся заработать, всегда будут в поиске новых источников дополнительного дохода, и в этом нет ничего ужасного — ведь заработанные деньги пойдут на производство контента.
Григорий Туманов
партнер и главный редактор самиздата «Батенька, да вы трансформер»
Дело не только в контенте, а в стремлении к независимости и безопасности: поругался с рекламодателем — не получил полосу, инвестору может надоесть финансировать чужие развлечения и т. д.
Павел Власов-Мрдуляш
исполнительный директор Интернет-холдинга
«Е-Генератор»
Вовсе нет, напротив — классный контент продает и потому позволяет рисковать в смежных областях. Как в реальном секторе: условно, можно только качать нефть и продавать дальше, а можно самому производить из нее продукцию высокого передела. В медиа логика аналогичная, не стоит только забывать, что в любом деле надо быть профессионалом. И если ты умеешь добывать новостной трафик, то не факт, что сможешь успешно конвертировать его в, допустим, потребителей платных образовательных сервисов.
Юлия Загитова,
секретарь Союза журналистов России, медиаисследователь, автор телеграм-канала
про медиатренды BreakingTrends
Это нормальная практика. Мировые медиа давно занимаются мерчендайзингом, и
это приносит неплохой доход. Наши медиа только начинают это развивать. Легенда
очевидна: если вы влюбились в бренд, то сможете нести его энергетику, надевая
свитшот или наливая утренний кофе в стакан с логотипом бренда. Причем это
успешно работает на новую аудиторию. Медиа = бренд. Бренд — это экосистема
ценностей и энергетика. Энергетика — это и вещи в том числе.
О чём говорили:
-
Как на ваш взгляд меняются модели дистрибуции контента в интернет-среде, какие каналы за последние пару лет перестали быть эффективными, а какие показывают устойчивый рост? Какие факторы на это влияют и почему? Где вы видите источники роста?
-
Современное СМИ — это уже не только сайт с новостями, но и аккаунты и каналы в социальных сетях, мессенджерах и на других площадках. Какие, на ваш взгляд, могут быть новые эталоны успешности онлайн-СМИ, кроме суточной аудитории сайта?
-
Медиапотребление значительно изменилось за последние 3–5 лет, в первую очередь благодаря развитию социальных сетей и цифровых технологий. Актуальны ли существующие медиаизмерения СМИ? Каких данных сегодня не хватает паблишерам и рекламодателям? Как должен, по вашему мнению, трансформироваться рынок медиазмерений, чтобы учитывать современные подходы развития и дистрибуции СМИ?
-
Активное развитие цифровой среды диктует редакторам и журналистам необходимость развивать новые профессиональные экспертизы. На ваш взгляд, какими навыками сегодня должен обладать журналист, чтобы быть востребованным на рынке труда?
-
В прошлом году паблишеры жили «нативкой», в этом году много говорят о подкастах. Как вы сами оцениваете подкасты как эффективный продукт для СМИ и читательской аудитории?
-
СМИ все чаще пытаются искать деньги, уходя в новые для себя бизнесы или социальные эксперименты — образовательные проекты, просветительские проекты, краудфандинг, производство брендированного мерча и пр. Неужели контент больше не «продает»?
На вопросы отвечали
-
Евгений Вольнов медиадиректор Sports.ru
Алексей Пономарь издатель «Лайфхакер»
Артем Крашенинников CEO Пикчер и главный редактор новостного сообщества «Лентач»
Надежда Седова главный редактор МЕЛ
Иван Макаров Заместитель руководителя редакции РБК
-
Ксения Салюкова директор по развитию digital продуктов ИД Independent Media
Ирина Парфентьева заместитель главного редактора Объединенная редакция РБК
Всеволод Киров директор по развитию Pikabu.ru
Павел Власов-Мрдуляш исполнительный директор Интернет-холдинга «Е-Генератор»
Григорий Туманов партнер и главный редактор самиздата «Батенька, да вы трансформер»
-
Ксения Шворобей директор по развитию бизнеса агентство R.POINT холдинг Rambler&Co
Анна Иванова генеральный директор СМИ2
Юлия Загитова секретарь Союза журналистов России, автор телеграм-канала BreakingTrends