4 Активное развитие цифровой среды диктует редакторам и журналистам необходимость развивать новые профессиональные экспертизы. На ваш взгляд, какими навыками сегодня должен обладать журналист, чтобы быть востребованным на рынке труда?
Иван Макаров
заместитель генерального продюсера по digital-продуктам РБК
Чтобы быть конкурентным, нужно помимо базовых навыков иметь смежные знания о поиске данных (биг-дата), о структуре продукта (верстка и технические возможности продукта, быть немного продуктологом), уметь пользоваться метриками, чтобы понимать, как твой продукт потребляют. И, безусловно, быть smm-щиком, потому что развитие личного бренда — это нынче основа основ.
Ксения Салюкова
директор по развитию digital продуктов ИД Independent Media
Будущее — за многозадачными специалистами. В настоящее время журналист должен уметь не только написать хороший материал, но и анонсировать его в социальных сетях, подобрать фото, если потребуется, или, например, суметь оперативно снять видео — в том случае, если статья требует видеоряда. Кроме того, очень важна скорость работы: конкуренция высока как никогда, и выиграет тот, кто отработает инфоповод первым. Требования к качеству текстов также возросли, что, впрочем, не может не радовать: эпоха изящных виральных компиляций канула в лету, и на смену ей приходит настоящая журналистика.
Артем Крашенинников
CEO «Пикчер» и издатель новостного сообщества «Лентач»
Журналист должен быть продюсером своего контента. Сегодня до 50% трафика современных СМИ обеспечивается за счет переходов из социальных сетей. Если журналист будет понимать, как лучше в соцсетях представлять свой материал, то он будет всегда востребованным сотрудником.
Анна Иванова
генеральный директор СМИ2
Журналист, который пишет для интернет-издания, должен прежде всего уметь пользоваться всеми доступными статистиками самостоятельно: уметь оценивать эффективность материала не только на эмоциональном, но и на материальном уровне. Вот как раз умение совместить качества технаря и филолога — высший пилотаж. Или хотя бы быстро и оперативно учиться вместе с меняющимися каналами дистрибуции.
Григорий Туманов
партнер и главный редактор самиздата «Батенька, да вы трансформер»
Он должен иметь хотя бы минимальное представление о том, как дальше живет текст, который он сдает своему редактору: что с ним творится при верстке и почему разная верстка даст ему разную дочитываемость, как продать его потом в соцсетях и т. д.
Павел Власов-Мрдуляш
исполнительный директор Интернет-холдинга
«Е-Генератор»
О — осознанность. Журналист должен понимать, что и для кого он делает, а также уметь оценить не только в смыслах, но и в цифрах результаты своего труда. Для этого в современных редакциях есть все необходимые инструменты и методики. Фундаментально для профессии ничего не изменилось, но с информационно-технологической революцией изменилась среда обитания медиа, что выразилось в радикально возросшей конкуренции и за внимание аудитории, и за деньги рекламодателей.
Юлия Загитова,
секретарь Союза журналистов России, медиаисследователь, автор телеграм-канала
про медиатренды BreakingTrends
Главное качество — это обучаемость. Если человек готов учиться, то он будет
в профессии. Я часто провожу журналистские форумы в регионах — Инфорумы Союза
журналистов России. Тема: интеграция медиа в соцсетях. Так вот некоторые
журналисты не только отрицают прогресс, они негативно относятся к процессу
обучения и считают, что люди, которые младше их, не могут ничему их научить.
Это грустно.
Алексей Пономарь
издатель «Лайфхакера»
Для журналиста всегда были важны прежде всего soft skills, но быть «профессиональным дилетантом» теперь недостаточно. Чтобы оставаться конкурентоспособным, требуется развивать технические навыки, например, в области дизайна, верстки, программирования, аналитики.
Надежда Седова
главный редактор МЕЛ
Любопытство, наверно. И тут ничего не меняется. И хочется, конечно, чтобы журналисты умели понимать данные. Самые разные. Начиная от тех самых метрик, чтобы понимать, как дышит его СМИ, до поиска информации в тех самых данных. Сейчас таких журналистов на рынке — единицы. Еще хорошо бы сразу думать в мультиформате. Это не значит быть пресловутым конвергентным журналистом, просто нужно понимать, что для каждой темы существует не один, а как минимум два формата описания.
Анастасия Лобада
заместитель директора по цифровой стратегии ИД
«КоммерсантЪ»
Нужно научиться понимать потребности своей аудитории. Подать, а точнее — продать свою мысль и свой труд читателю. Для этого уже недостаточно просто закончить курсы начального программирования или освоить верстку. Нужно понимать весь комплекс дистрибуции и потребления, знать, как и где читатель любит и привык потреблять контент: на сайте, в сетях, на почте. Уже сейчас самый востребованный — это журналист, четко понимающий и представляющий, для кого и куда он пишет.
Ирина Парфентьева,
заместитель главного редактора
объединенная редакция РБК
Мечтаю, когда «производители букв» (да, хороших и качественных, которые меняют ход мировой истории) научатся думать как проджект-менеджеры. В чем заинтересована любая редакция? Чтобы ее продукт увидело / услышало / ощутило максимальное количество человек. Для этого уже мало думать просто сенсационностью фактуры в статье и броскостью заголовка, нужно комплексно осознавать продукт — от этапа его формирования до дистрибуции.
Ксения Шворобей
директор по развитию бизнеса агентство R.POINT
холдинг Rambler&Co
Когда журналистов готовят к работе, им не рассказывают, что их на самом деле ожидает в медиа. Им не рассказывают об индустрии в целом: о рекламе, о медиабизнесе, о балансе контента и технологий и т. п. Со многими вещами они знакомятся только в редакции. Самый простой пример — нативная реклама, где нужно не «притянуть за уши» бренд к редакционному тексту, а выпустить такой коммерческий материал, за который будет не стыдно.
Всеволод
Киров
директор
по развитию Pikabu.ru
Современный журналист постепенно превращается в медиа-менеджера —
недостаточно просто написать хороший материал, нужно понимать и про упаковку, и
про дистрибуцию, и про аналитику контента. Если он способен адаптировать одну и
ту же идею под разные среды дистрибуции с учетом их особенностей, он уже
представляет совсем другую ценность.
О чём говорили:
-
Как на ваш взгляд меняются модели дистрибуции контента в интернет-среде, какие каналы за последние пару лет перестали быть эффективными, а какие показывают устойчивый рост? Какие факторы на это влияют и почему? Где вы видите источники роста?
-
Современное СМИ — это уже не только сайт с новостями, но и аккаунты и каналы в социальных сетях, мессенджерах и на других площадках. Какие, на ваш взгляд, могут быть новые эталоны успешности онлайн-СМИ, кроме суточной аудитории сайта?
-
Медиапотребление значительно изменилось за последние 3–5 лет, в первую очередь благодаря развитию социальных сетей и цифровых технологий. Актуальны ли существующие медиаизмерения СМИ? Каких данных сегодня не хватает паблишерам и рекламодателям? Как должен, по вашему мнению, трансформироваться рынок медиазмерений, чтобы учитывать современные подходы развития и дистрибуции СМИ?
-
Активное развитие цифровой среды диктует редакторам и журналистам необходимость развивать новые профессиональные экспертизы. На ваш взгляд, какими навыками сегодня должен обладать журналист, чтобы быть востребованным на рынке труда?
-
В прошлом году паблишеры жили «нативкой», в этом году много говорят о подкастах. Как вы сами оцениваете подкасты как эффективный продукт для СМИ и читательской аудитории?
-
СМИ все чаще пытаются искать деньги, уходя в новые для себя бизнесы или социальные эксперименты — образовательные проекты, просветительские проекты, краудфандинг, производство брендированного мерча и пр. Неужели контент больше не «продает»?
На вопросы отвечали
-
Евгений Вольнов медиадиректор Sports.ru
Алексей Пономарь издатель «Лайфхакер»
Артем Крашенинников CEO Пикчер и главный редактор новостного сообщества «Лентач»
Надежда Седова главный редактор МЕЛ
Иван Макаров Заместитель руководителя редакции РБК
-
Ксения Салюкова директор по развитию digital продуктов ИД Independent Media
Ирина Парфентьева заместитель главного редактора Объединенная редакция РБК
Всеволод Киров директор по развитию Pikabu.ru
Павел Власов-Мрдуляш исполнительный директор Интернет-холдинга «Е-Генератор»
Григорий Туманов партнер и главный редактор самиздата «Батенька, да вы трансформер»
-
Ксения Шворобей директор по развитию бизнеса агентство R.POINT холдинг Rambler&Co
Анна Иванова генеральный директор СМИ2
Юлия Загитова секретарь Союза журналистов России, автор телеграм-канала BreakingTrends