Платформы не выживут. Главы телеканалов высказались о противостоянии онлайн- и ТВ-среды
Руководители крупнейших игроков на рынке ТВ обсудили противостояние классического телевидения и онлайн-платформ, а также дали свои прогнозы развития рынка видеоконтента в России
Сегодня проходит XXV Международный конгресс Национальной Ассоциации телерадиовещателей, где собрались представители компаний, определяющих развитие отрасли.
Главной темой обсуждения стала конкуренция эфирного ТВ и стриминговых платформ. Президент НАТ Эдуард Сагалаев на вопрос журналистов об «умирании телевидения» ответил, что ТВ «не умрет никогда». «Все плохое уйдет в интернет, а хорошее и качественное останется на телевидении», — добавил он.
Впрочем, положение телевидения нельзя назвать безоблачным. Нелинейное телесмотрение все равно необратимо устаревает, а аудитория перетекает на интернет-платформы, считает Юлия Голубева, замгендиректора «Газпром-медиа». Она подчеркнула, что экспертиза по созданию контента до сих пор остается у эфирного телевидения.
Устаревает не телевидение, а способы измерения, убежден гендиректор НТВ Алексей Земский. Каким способом и на какой экран зритель получает телеконтент — не важно. Важно научиться мерить другие экраны и новые среды.
Пока что неизменным преимуществом телевидения остается высокое качество картинки вне зависимости от того, сколько зрителей смотрит контент, напомнил замгендиректора ВГТРК Александр Нечаев. Впрочем, холдинг настроен на сотрудничество с онлайн-средой. Сейчас весь свой контент ВГТРК агрегирует на платформе Smotrim, но рассматривает партнерство и с другими сервисами.
На стороне ТВ выступил и гендиректор «МТС Медиа»/KION Игорь Мишин. Он заявил, что линейное телевидение «переживет всех нас». ТВ не конкурирует с платформами, потому что они не пересекаются экономически — телевидение кормится с рекламных бюджетов и государственных дотаций, а платформы существуют на деньги организаторов.
Комментируя более пристальное внимание госорганов в онлайн-платформам, Мишин заявил, что претензии депутатов и Роскомнадзора к платформам возникают «на пустом месте», они оформлены в «лживые спекулятивные формулировки».
Однако они с большой долей вероятности получат дополнительное законодательное оформление, убежден директор KION. Если государство их примет, оно начнет войну против цифровых ресурсов.
Само телевидение также нуждается в онлайн-сервисах. По словам Земского, телевидению нужны новые приложения, чтобы доставлять контент до зрителя. По его словам, многим пользователям негде смотреть телеэфир. В качестве примера он привел людей, живущих в съемных квартирах — большинство из них живут без телевизора.
В ближайшие три года весь медиарынок трансформируется, основные голоса будут создавать 2–3 экосистемы, частью которых и станет аудиовизуальный комплекс, сказал глава «Первого Канала» Константин Эрнст: «Сейчас идет битва за то, кто станет частью одного из трех экосистемных комплексов». По его мнению, самостоятельные платформы не выживут — им не хватит экономической эффективности и они не выйдут в плюс по модели потребления.
Если говорить о контенте, то на платформах продолжат выходить «менее толерантные» версии, а открытые вещательный каналы останутся площадками для более легкого и сокращенного контента.
«Разве нужно за взрослых людей определять, что им смотреть? Мы знаем, многие законы в интернете уже приняты, но они не реализуются. Поэтому интернет — зона, где прямое законодательство часто невозможно применить, и наивное представление о том, что: “я приму закон, и все изменится”, в интернете часто не работает и долго работать не будет», — считает Константин Эрнст.
Сейчас индустрия ОТТ находится в поиске устойчивой и экономически выгодной стратегии, говорит Ян Кухальский, глава холдинга «Медиа-1». Самостоятельно такую модель на российском рынке — невозможно. При этом до баланса еще далеко — телевидению уже не хватает денег, а ОТТ еще не хватает. Объем рынка ТВ — 190 млрд руб., а рынок ОТТ достигнет 45-50 млрд руб. в этом году. По его мнению, главным трендом в ближайшие годы станет консолидация рынка ОТТ-платформ. Сейчас в России есть около десяти локальных сервисов и нескольких западных. Они не могут одновременно существовать на рынке объемом 45 млрд руб., поскольку им не хватит финансов, учитывая, что производство 10-12 серий одного сериала обходится в 150-300 млн руб.