Как наставничество позволяет прокачать команду и вырастить будущих звезд рекламы
30 сентября прошла молодежная офлайн-конференция «Траектория». В рамках секции, посвященной наставничеству, эксперты HR-сферы поделились кейсами из личной практики, а также рассказали, как адаптировать, обучать и мотивировать сотрудников.
Модератор секции: Ольга Каляева, тренинг-менеджер и наставник спикеров TED.
Спикеры:
-
Анастасия Мазеро, HR-директор агентства «E-Promo»;
-
Татьяна Балашова, корпоративный коуч, тренер, психолог «E-Promo»;
-
Дарья Чуракова, заместитель руководителя отдела контекстной рекламы «E-Promo».
Система наставничества
По мнению HR-директора «E-Promo» Анастасии Мазеро, наставничество — ключевой инструмент создания правильного первого впечатления и качественной адаптации сотрудников.
Наставничество в E-Promo зародилось в 2016 году вместе с системой грейдов, тогда же стала формироваться корпоративная культура и традиции, централизованные поздравления с днем рождения, корпоративный мерч, чаты по интересам, автоматизация процессов. За 5 лет компания обучила более 500 новых сотрудников и 200 наставников, а формат и файл ведения наставничества прошел более 10 итераций.
Наставничество помогло:
-
оптимизировать время на обучение;
-
снизить текучку в период испытательного срока;
-
проводить качественную адаптацию;
-
прозрачно оценивать экспертизу сотрудников;
-
сократить процент ушедших;
-
отслеживать выгорание новых сотрудников;
-
сократить период роста до грейда выше;
-
создать готовый план развития по окончании испытательного срока (ИПР).
Процесс внедрения сотрудников стал занимать у руководителей около 60% рабочего времени при выходе более двух сотрудников в месяц. Сейчас они тратят на велкам-встречи пару часов, а основную работу выполняют наставники, и у них это занимает порядка 10% от рабочего времени. Для этого был создан чек-лист первого дня и шаблон ментора, обязательная ежеквартальная обратная связь, внутреннее и внешнее обучение, ежегодный пересмотр системы мотивации наставников.
Наставников в компании стали вводить, когда:
-
в отдел выходило более двух сотрудников в месяц;
-
частота увольнений в первые три месяца превысила 20%;
-
выходило больше трех новичков уровня junior.
Результат:
-
увольнения в период испытательного срока или сразу после него уменьшились: до 2018 — 20%, в 2018 — 16%, с 2019 — средняя 8%;
-
введение продуктовых стажировок с преподавателем для сотрудников junior сократило более 40 часов времени в первый месяц у каждого наставника.
Сложности адаптации
Наставники также испытывают сложности при работе с новым сотрудником. Корпоративный коуч, тренер и психолог E-Promo Татьяна Балашова убеждена, что ментальное здоровье руководителя не менее важно, чем состояние начинающего.
В начале работы с новичком ментора беспокоит непонимание, с чего начать обучение, как выстраивать взаимодействие, как поставить свой авторитет, как обучить взрослого, как не напугать новичка большим количеством информации и как научить думать самому.
Ключевые сложности:
-
ошибки в вопросах, которые требовали простой логики и внимательности;
-
стажер, которого пугает автономность, постоянно ходил с вопросами, ответы на которые мог найти самостоятельно;
-
работа с цикличными ошибками и отсутствие работы над ними стажера
Татьяна Балашова считает, что страх, тревога, убеждения и представления, а также практические сложности руководителя приводят к искаженной реальности и неэффективному процессу обучения.
Ошибки
наставников
Заместитель руководителя отдела контекстной рекламы E-Promo Дарья Чуракова выделяет несколько ошибок, мешающих наставнику эффективно работать с новым сотрудником:
-
Задачи не закреплены за конкретным человеком, и он выполняет однотипные действия.
-
Отсутствие встреч с новым сотрудником. В первые 2–3 месяца встречи помогают ему не перегореть.
-
Отсутствие четкого ТЗ, дедлайна, ожидаемого результата, точек контроля.
-
Публичная критика. Негласное правило E-Promo: «Хвалить публично, негативить лично». Обратную связь необходимо давать при личной встрече.
-
Постоянный контроль. Нужно позволить сотруднику вести задачу самостоятельно, без тотального контроля и гиперопеки.
-
Говорить только о работе. Личные встречи укрепляют доверие.
-
Говорить на внутреннем сленге. Новичок может не знать диджитал-язык и не воспримет задачу.