06 Декабря 2019 | 05:31

Четыре года в эфире: один день из жизни «Матч ТВ»

В ноябре федеральный канал «Матч ТВ» (входит в «Газпром-медиа») отметил 4 года в эфире. Чтобы понять, как работает «главный спортивный телеканал страны», корреспондент AdIndex побывал в студиях и редакторских в Останкино, на одном из центральных матчей Российской футбольной Премьер-лиги и пообщался с командой «Матч ТВ»

image

Георгий Черданцев, один из самых медийных и узнаваемых не только теми, кто смотрит телевизор, ведущих-комментаторов «Матч ТВ», идет по коридору в белом пиджаке. Он общается с коллегами, и все они по очереди повторяют жесты, которыми профессиональные футболисты отмечают забитые в ворота соперника голы. В проморолике программы «После футбола» — Черданцев ведет ее с ноября 2015 года, то есть с момента возникновения «Матч ТВ» — путь от рабочего стола до студии занимает ровно минуту. В реальности этот промежуток времени, включая подъем на лифте, занимает гораздо больше, особенно если не посетить заранее гримерку и не забрать у костюмера любимый пиджак.

Сердцем телеканала «Матч ТВ» можно назвать «27 студию»: шесть сотен квадратных метров, оформленных дизайнером Антоном Симани, по которым с момента запуска безостановочно, в режиме 24/7 пульсирует ток.

«Тут в принципе ничего никогда не останавливается, — с любовью в голосе говорит заместитель главного режиссера Александр Кочьян. — Ее 1 ноября 2015 года запустили и ни разу не выключали. Утренний эфир уже прошел, а через 1,5 часа в эфире выйдут новости. На каналах, где нет прямых эфиров, работать проще. Сетка вещания строго прибита ко времени. Работаем без орбит — часовых поясов. Как в Москве идет, так во Владивостоке и смотрят».

За утренний эфир — он длится семь часов и заканчивается в 21:00 — в день репортажа отвечал режиссер программы «Все на Матч!» Станислав Столяров. На работу утренняя бригада приезжает в четыре утра. Готовятся сюжеты, тексты, подводки, расписывают, кто и где будет стоять в студии. Они работают с 4:00 и до 15:00. А затем записываются какие-то куски для следующих эфиров и так далее. Как отмечают другие сотрудники канала, главный эфирный фактор — прямые спортивные трансляции. Показы тенниса и волейбола на «Матч ТВ», с точки зрения сложности прогнозирования, считают настоящим вызовом.

«Они могут сыграть за три минуты, а могут играть шесть часов, — говорит Кочьян. — Подготовили эфир, все сидят ждут. Почти все приготовленное летит в мусор».

Это издержки профессии, хотя транслирует «Матч ТВ» и шахматы. В частности, в этом году на «Матче» был показан «Армагеддон» — первый в истории шахмат турнир, разработанный специально под телевизионный формат.

Через пару минут студия заполнится людьми.

В «27 студии» снимают все основные программы канала «Все на матч», «Все на футбол», «Реальный спорт». Используется каждый угол. В сентябре, к примеру, здесь впервые в истории российского футбола в прямом эфире показали жеребьевку 1/16 финала Олимп-Кубка России по футболу сезона 2019/20. В студии регулярно можно увидеть звездных гостей. Боец ММА Конор Макгрегор захаживал в студию в сопровождении пары десятков человек. Энергия Конора и его интеллект всерьез удивили сотрудников студии.

«Он не похож на стереотипного бойца, а главное, оказался талантливым бизнесменом. Работал четко и структурно, как мы на канале любим. За 25 минут интервью он „продал“ бой, виски, костюм, образ жизни», — говорит заместитель главного режиссера «Матч ТВ».

«Вспоминаем, как посол Уругвая на ЧМ Наталья Орейро играла в студии босиком в футбол и чуть ее не разнесла. У нас даже образовался ее маленький фанклуб, сделали совместный снимок», — добавляет Александр. Главная зона подсвечена красным, но по желанию режиссера подсветку можно сделать любой.

По его словам, как минимум первые пять дней эфиры с олимпиады страховались. В Останкино сидели две бригады — студийная и новостная. Страховка не пригодилась, но одним из главных открытий для корреспондента AdIndex стал тот факт, что в 100% случаев на канале дублируют все, что только можно, чтобы не допустить технических сбоев. Оптоволоконные линии — спутником, монтажные и звуковые пульты — аналогами, людей — людьми. Проблемы случаются, но их стараются минимизировать. На грядущем Евро 2020 и Олимпиаде в Токио выездные студии уже строятся. Не исключено, что какая-то из этих студий будет похожа на стеклянный футбольный мяч, как было во время ЧМ 2018 на Ленинских горах в Москве. На ее фоне во время мундиаля не сфотографировался разве что очень ленивый болельщик. «Это было круто, без ложной скромности, никто так не делал, это признают телевизионные люди не только из России. Совсем недавно канал получил за освещение ЧМ в студии на Воробьевых горах ТЭФИ. Точка там просто шикарная, особенно вечером», — вспоминают сотрудники «Матч ТВ».

Студия «МАТЧ ПРЕМЬЕР».

Во второй по значимости и по площади студии телеканала «Матч ТВ» в Останкино снимают обычно программы для канала «МАТЧ ПРЕМЬЕР». Там корреспонденту AdIndex удается застать Андрея Аршавина и Владимира Быстрова. У первого, кстати, именно в этот день случился дебют в качестве ведущего. Ранее он выступал только как комментатор или эксперт.

Андрей Аршавин в роли ведущего.

Телепередачи рождаются в аппаратной. С раннего утра сюда приходят все люди, причастные к выпуску. Редакторы, монтажеры и режиссер — дюжина человек. «Кто не приходит вовремя, тот больше не приходит вообще. Потом, может, зайдет когда за документами», — шутит Станислав Столяров.

Аппаратная — сердце эфира.

В аппаратной обычно темно. Большую ее часть занимают ярко горящие экраны «catalyst» (по названию фирмы). За тем, как они работают, следит отдельный человек. Рядом с ним сидит «мультиплей» — специалист, который «наполняет» экраны необходимым из восьми «концов» (каналов) — это может быть как графика, так и видео или фото. За «мультиплеем» сидит второй режиссер. Это главный помощник основного режиссера — его место в первом ряду в самом центре, — у которого фактически нет времени смотреть в монтажный план. Следующее действующее лицо — ассистент по графике. Он отвечает за вывод на экран титров, дополнительной реальности, логотипов команд, моделей стадионов и т. д. Не вся графика рисуется непосредственно художниками МАТЧа в программе Viz Libero (Vizrt) — какую-то часть представляют спортивные федерации или команды. Сводить воедино дополнительную реальность в студии помогает специальный продукт — Red Spy. Потолок в 27-й студии оклеен специальными точками. На кране-камере висит специальная «баночка», которая цепляет эти точки и помогает с выводом моделей так, чтобы они не перекрыли ведущих.

За ассистентом по графике сидит шеф-редактор, который следит за эфиром. Затем едет «запуск» — два поста, воспроизводящих сюжеты, видеоряд с интершумом, но без закадровой начитки корреспондента и так далее. Потом идут пульты, отвечающие за повторы. Еще есть отдельный пульт под работу с Vizrt. Он рисует кружочки, стрелочки, переставляет игроков, моделируя ситуации на поле.

На футболе

Передвижные телевизионные станции (ПТС) «Матч ТВ» занимают свои позиции у стадиона (или места, откуда надо вести трансляцию), когда предстоит матч на двух локациях «с двумя продакшенами» (дерби, игры лидеров чемпионата, матчи Лиги Европы и тем более Лиги Чемпионов), минимум за день. За два часа до стартового свистка все должно быть готово и оттестировано.

Передвижная телестудия канала.

«На нашем матче работает одна из трех головных машин канала, — рассказывает линейный продюсер трансляций Павел Кормилицин, показывая ведущую ПТС на 24 камеры. — В Питере стоит такая же машина и в Казани. Есть машины на 16 камер: две в Москве, одна — в Ростове. Есть машины на 10–12 камер».

Одна из московских ПТС считается самой передовой — она способна показывать контент в разрешении 4К.

Внутри ПТС находится больше двух десятков сотрудников. Инженеры контролируют камеры, которыми они дистанционно управляют, регулируя яркость картинки, и отслеживают ее техническое качество. Отдельные места занимают операторы графики, которые в режиме реального времени накладывают и рисуют графические элементы, в том числе и в формате 3D. Что-то из них используется сразу в трансляции, а что-то — для разборов важных моментов в студии до и после матча. Например, у ведущих есть специальная программа в планшете, где они могут рисовать схемы расположения игроков поле и их перемещения. Через функционал дополненной реальности эту картинку можно вывести на экран.

Помимо высокотехнологичных камер Sony и объективов Canon со 122-кратным увеличением, есть и мощные сервера для обработки и передачи данных. В ПТС все подчиняется режиссеру, который отвечает за трансляцию. Его зовут Дмитрий Белов.

«У меня есть определенный набор камер. Разной крупности, назначений. Группа операторов. Четыре ряда мониторов. Есть специальное оборудование EVS, на котором монтируются повторы лучших моментов. Я, как режиссер, все это соединяю воедино. Все, что видит человек на экране, делается моими руками, — уверенно рассказывает он хорошо поставленным голосом, не повышая тона, но его отчетливо слышно в разных углах ПТС. — Я — тот самый человек, который находится по другую сторону экрана и создает итоговую картинку для телезрителя. Есть редактор, который управляет комментаторами и меня ведет по верстке. Есть режиссеры видеографики. Я — последнее звено в цепочке. Но в целом это большой командный труд. Наше главное преимущество — мы показываем все в прямом эфире».

Кроме основной ПТС, есть вспомогательный автомобиль, на котором привозят дополнительную технику. Эти машины не перемещаются друг без друга. Технологические особенности вспомогательной машины также позволяют формировать на ее борту вторую программу, так как в ней находится отдельная аппаратная. В день репортажа она обеспечивала работу студии.

Вспомогательные машины.

Студия «Матч ТВ» на «ВЭБ Арене» обычно располагается в верхней угловой ложе. Она занимает две комнаты и балкон, на котором устанавливается тумба для ведущих, камеры, мониторы и студийный свет. В самой большой комнате за длинным столом — комментатор Денис Казанский, приглашенный эксперт Роман Пилипчук, гример, операторы и другой персонал, обеспечивающий съемку. Во второй комнате — пульт для просмотра повторов, отдельный свет и камера. Это сделано для удобства работы судьи всероссийской категории Игоря Федотова. Он комментирует для канала решения арбитров.

Игорь Федотов.

Условно уровни показа футбольных трансляций можно разделить на три типа. Есть верстка «пятиминутная», где события показываются исключительно с момента выхода команд из подтрибунного помещения на поле и до окончания матча. Есть «пятнадцатиминутная», когда  трансляция стартует за 15 минут до матча. Во время такой трансляции работают мини-студия, ведущий «на бровке» (у поля) и комментатор, который находится в кабине в верхней части стадиона и видит максимально полную картину происходящего. У нижнего комментатора есть гость, с которым они обсуждают предыдущий матч, составы и так далее. Во время репортажа AdIndex как раз наблюдал за работой большого продакшена. Полноценная студия начала работу за 30 минут до матча. Футболисты приезжают за 1,5 часа, а за час до начала каждый тренер должен обязательно подойти и дать блиц-интервью комментатору «на бровке». Примечательно, что блиц-интервью записывается в любом случае, но при «пятиминутной» верстке не выдается в эфир, а отправляется в Останкино, а там уже решают, когда и где его надо показать. Кстати, за отказ от коротких интервью представителей команды, согласно регламенту, штрафуют. Так что даже если у тренера или спортсмена плохое настроение, например, после проигрыша, — приходится давать комментарии, порой весьма резкие.

Дмитрий Жичкин.

В момент репортажа «с бровки» работал комментатор Дмитрий Жичкин. С его позиции отлично видно все 18 камер, которые следят за игрой. Каждый оператор четко знает свою задачу и сосредоточен исключительно на ней. Если камера что-то упускает в процессе съемки, то момент нельзя показать повторно, а следовательно, никто не поймет, почему судья, допустим, показал карточку.

Одна из камер, фиксирующих происходящее.

Комментаторы «Матч ТВ», работающие на матче, — Денис Казанский, Дмитрий Жичкин и Нобель Арустамян — признаются, что схема давно отработана в малейших деталях и они практически не испытывают никаких проблем во время работы.

Нобель Арустамян за работой.

«Главная проблема — холод в нашей стране. Когда приходит ноябрь, в студии бывает очень холодно. В жару как-то легче, — шутит Казанцев в сторону работающего в комментаторской под крышей стадиона Нобеля.

«Когда прохладно, комментаторы сидят в закрытых помещениях. Когда тепло, то на открытых позициях, — рассказывает Павел Кормилицин. — Там им лучше видно и атмосфера чувствуется сильнее».

Казанцев отмечает, что комментаторы приезжают на матч минимум за час до начала работы студии, а то и раньше, чтобы лишний раз пройтись с редакторами по верстке предстоящей программы.

«Верстку обычно получаешь за день-два. Иногда с тобой советуются, какие вещи ты хочешь увидеть, что обсудить с экспертами, с кем ты будешь работать. Это достаточно важная вещь. Вы работаете вместе, и важно, чтобы не было никаких проблем в коммуникации. Желательно хорошо человека знать. Вот и все. Приезжаешь, смотришь верстку, грим, по кофейку и вперед. Узнаем за неделю, кто работает в студии, а кто комментирует», — рассказывает Денис Казанский, подчеркивая, что называть работу в студии более интересной некорректно.

Роман Пилипчук и Денис Казанский.

К сожалению — или к счастью, — матч между ЦСКА и «Динамо» выдался достаточно спокойным и небогатым на события или происшествия, чтобы была возможность увидеть работу съемочной группы в экстремальных условиях. Все интересное творилось в параллельном поединке — на матче «Локомотив» — «Спартак». За ним, хоть игра и не обсуждалась в эфире, пристально наблюдали, выставив ноутбук на стул, Казанский и Пилипчук. Единственный момент, когда студия более или менее оживилась, — эпизод с назначением пенальти в ворота «бело-голубых», который не смог реализовать Никола Влашич. Для принятия решения о назначении судье на поле понадобилось воспользоваться VAR, Федотов и без помощи видеотехнологий мгновенно разглядел нарушение. «У кого есть лишние деньги или квартира — заносите букмекерам. 100% назначат пенальти», — советовал коллегам по студии бывший арбитр. Желающих не нашлось.

Комментаторы и съемочная группа из студии отправились по домам спустя полчаса после окончания эфира, довольные своей работой и тем, что обошлось без форс-мажоров. «У вас всегда так спокойно?» — поинтересовался корреспондент AdIndex у Казанского, когда работа в студии уже закончилась. «Про постоянное спокойствие не скажу, но сегодня отработали хорошо», — резюмировал ведущий. Последними с площадки выдвинулись работники аппаратных на колесах.

 

Текст и фото: Роман Кульгускин

Индекс маркетинговых настроений 2019/2020 Георгий Точечник, иллюстратор, мультипликатор: «Художнику достаточно просто работать и улучшать пространство своим творчеством».
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.