Да здравствует цензура и начальники как средоточие мудрости!


События | 12 Февраля 2009

Да здравствует цензура и начальники как средоточие мудрости!
Адвокаты бюро «Система защиты» Влад Мусияка и Алексей Семенов о Проекте Федерального закона «О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе».
Адвокаты бюро «Система защиты» Влад Мусияка и Алексей Семенов о Проекте Федерального закона «О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе».

Действующий Федеральный закон «О рекламе» обеспечивает равные права для всех, кто хочет выступить в качестве рекламодателя социальной рекламы.
Что соответствует самому понятию социальной рекламы «информация … направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства», и Статье 29 Конституции РФ, которую после прочтения Проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе» хочется процитировать дословно:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

К сожалению авторы указанного Проекта Депутаты Государственной думы Т.В. Яковлева, Г.П. Ивлиев, В.Р. Мединский и С.В. Железняк не знакомы или забыли о существовании Основного закона нашей страны – демократического, федеративного, правового государства.

Предлагаемый Проект не только начисто исключает граждан, общественные организации, политические партии от участия в определении тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы. Этими вопросами по мысли авторов вправе заниматься только исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и представительные органы муниципального образования, но и фактически нейтрализует действие Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

Тогда как Общественная палата Российской Федерации как раз и  призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, путем: привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений (снова почти дословная цитата из федерального закона).

Однако законодателям все это кажется не имеющим какого – либо значения, т.к. они пытаются как – то оправдать свои более чем странные законодательные инициативы тем, что они хотят регламентировать указным способом только случаи изготовления и распространение социальной рекламы за счет средств соответствующего бюджета. И снова память подвела наших законодателей – любой бюджет формируется за счет средств граждан – налогоплательщиков. Действительно, зачем людишкам что – то там решать, есть начальники они все и решат, и что такое хорошо, и что такое плохо простыми  доходчивыми языком и образами объяснят. Да и если кто –то захочет сам выпустить социальную рекламу или предоставить средства для выпуска или распространения социальной рекламы, хотя после предлагаемых новелл это вряд ли кому – то удастся, ему будет запрещено сообщить о себе. А действительно зачем? Социальная реклама это орудие начальника для воспитания масс, ну а начальника … начальника и так все знают, а забыли – пусть посмотрят на его портрет выпущенный за счет средств бюджета в необходимых количествах и надлежащим образом в качестве социальной рекламы доведенный до потребителей. 

Все же напрасно мы упрекаем наших законодателей в незнании закона. Например, им хорошо известен Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", целых четыре абзаца полностью дублирующих положения указанного закона предлагается внести в действующий закон «О рекламе». Зачем? Наверно как говориться «для листажа».

И вот, жемчужина проекта, то для чего он наверно и писался. Не смотря на положение ст. ст. 1, 2, 3, 13, 29 Конституции РФ, в нашей стране, наконец, не только будет введена цензура, но определен государственный цензор – Федеральная антимонопольная служба РФ.

Ну не может у нас никто сам определить является ли его рекламный продукт социальной рекламой или нет, ну надо сходить к начальнику, который имеет право дать авторитетное заключение о том, что, например, знаменитый плакат «Спички детям не игрушки» относится к категории социальной рекламы. Наверно, по мысли наших законодателей по другому и не может быть.
  
Поистине, рассматриваемый проект переполнен образами и цитатами. Воссоздав  в результате законотворческой деятельности яркие образы героев произведений М.Е. Салтыкова – Щедрина, авторы законопроекта, надеюсь невольно, достигли высот абсурда Д. Оруэла, судите сами - «заключение договоров на распространение социальной рекламы … осуществляется рекламораспространителями в порядке очередности поступлений соответствующих обращений рекламодателей социальной рекламы. При этом рекламодатели социальной рекламы – органы государственной власти … пользуются преимущественным правом». Не правда ли, все равны, но некоторые равнее.

В целом, законопроект не позволяет сформировать правовое поле для создания и распространения яркой, образной и массовой социальной рекламы. Его принятие приведет к гибели такой отрасли творчества как социальная реклама. Наши законодатели не допускают мысли о том, что социальная реклама, в условиях демократического общества, не может навязываться кем – либо, а темы социальной рекламы могут и должны формироваться только на основе изучения общественного мнения.

Конечно, социальная реклама не может быть использована как орудие противодействия обеспечения государственных интересов, но для этого действующим законом о рекламе предусмотрены соответствующие методы, которые вряд ли нуждаются в совершенствовании путем внесения изменений в закон, для их совершенствования существует судебная, правоприменительная практика.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама