01 Июня 2015 | 10:12

Большая чистка предстоит интернет-поисковикам, если пройдет закон о «праве на забвение»

Депутаты сразу четырех фракций внесли в Госдуму совместный проект поправок, обязывающих поисковики по заявлению граждан удалять ссылки на недостоверную или неактуальную персональную информацию. Законопроект избыточен, создает почву для злоупотреблений и нарушает конституционные права на поиск и получение информации, убеждены интернет-компании

image

29 мая депутаты Вадим Деньгин (ЛДПР), Леонид Калашников (КПРФ), Алексей Казаков ("Справедливая Россия") и Ольга Казакова ("Единая Россия") внесли в Госдуму пакет поправок, обязывающих интернет-поисковики удалять персональную информацию по требованию граждан. Речь идет о "недостоверной, неактуальной (более трех лет) или распространяемой с нарушением законодательства информации", указано в пояснительной записке. Исключение предусмотрено для ссылок на сообщения об уголовно наказуемых событиях, пока не истекут сроки привлечения к ответственности, или о совершении преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Получив заявление, поисковик будет обязан в течение трех дней удалить ссылки или направить заявителю мотивированный отказ, который тот сможет обжаловать в суде. За немотивированный отказ удалить ссылки предусмотрена административная ответственность — штраф до 100 тыс. руб. Если же поисковик откажется исполнить решение суда об удалении ссылок, штраф может достигнуть 3 млн руб. "В интернете многие путают свободу с вседозволенностью и не отвечают за свои слова. Каждый человек должен иметь право обратиться в поисковую систему. Уверен, редакторы могут без труда удалить информацию и ссылку, чтобы они больше не появлялись. Я бы назвал это правом на достоверную информацию",— пояснил Вадим Деньгин.

Законопроект согласуется с общеевропейской практикой, говорится в пояснительной записке. Так называемое "право на забвение" появилось в Евросоюзе по итогам постановления суда ЕС, принятого в мае 2014 года по иску гражданина Испании к испанскому подразделению Google и газете La Vanguardia. Истец просил удалить ссылки на сообщения о продаже его дома за долги, датированные 1998 годом. Суд решил, что поисковики обязаны предоставлять гражданам право на удаление устаревших или не соответствующих действительности данных, если это не противоречит интересам общества.

"Яндекс" выступает "резко против" инициативы депутатов. "Документ нарушает конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации. Если закон будет принят, доступ к большому массиву общественно-значимой информации может быть затруднен",— сообщили в компании.

Предложенный механизм "подрывает основные принципы размещения и поиска информации в интернете и ведет к нарушению функционирования поисковых систем". Кроме того, в действующей редакции проекта под описание поисковых систем в законопроекте попадает любой сайт с поиском, а граждане получат право требовать удаления информации от любых лиц в интернете, добавляет сотрудник крупной интернет-компании. В российском представительстве Google от комментариев отказались.
Общие основания для прекращения распространения недостоверной информации уже содержатся в Гражданском кодексе, указывает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. "Предусмотрена материальная компенсация, опровержение и удаление информации по решению суда — непонятно, зачем нужно что-то еще. И почему решение должен принимать поисковик? Ведь он не суд",— недоумевает она.

Право требования удалить ссылки должно быть связано с обязанностью возместить затраты на внесение изменений в алгоритм поисковой системы, предлагает начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов. "Необходимо учитывать, что законопроект направлен не на сайты, разместившие чужие данные в сети, а на сервисы, которые к ним не имеют никакого отношения, кроме возможности найти эти сайты",— указывает он. Поисковики в данном случае — всего лишь информационные посредники, и работать нужно с первоисточниками, согласен директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев.

Источник: Коммерсантъ

Viacom: как зрители переосмысливают свои взаимоотношения с телевидением Ok, Google, что было самым главным на конференции
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.