16 Февраля 2022 | 17:50

Десять советов начинающим PR-специалистам

Евгения Кузьмина, партнер и директор по коммуникациям в российско-американском агентстве SPLASH, о том, что нужно помнить, если вы начинаете работать в PR

image

1. Развивайте в себе навыки коммуникации

Если вы стремитесь к успеху в сфере PR, вам потребуются, прежде всего, желание и умение общаться с людьми. Используйте вербальные и невербальные виды коммуникации — устные беседы, письма, сообщения посредством мессенджеров, телефонные и Zoom-звонки и смол-токи на мероприятиях.

Важно найти подход к человеку: решения принимают конкретные люди, и успех вашей работы зависит от уровня взаимоотношений, которые вы с ними выстраиваете.

Одна из важных составляющих профессиональной деятельности PR-менеджера — нетворкинг. Знакомясь с новым для вас человеком в индустрии, обязательно обменяйтесь с ним контактами и попытайтесь попасть в круг его друзей в социальных сетях.

Посещайте мероприятия, в ходе которых можно знакомиться с влиятельными людьми и обмениваться с ними визитками.

Хорошо помню напутствие, с которым моя первая руководительница отправила меня на открытие автомобильной выставки в Москве: без двадцати визиток журналистов, пишущих об автоиндустрии, и новых друзей в «Фейсбуке» в офис не возвращаться. Несмотря на сложность задания, мне удалось «стать своей в этой сфере», что вскоре помогло организовывать публикации для одного из наших клиентов.

2. Избавляйтесь от завышенных ожиданий

Сфера пиара нередко романтизируется. Некоторые молодые люди представляют себе эту сферу деятельности по фильмам «Дьявол носит Prada» и «Эмили в Париже» и полагают, что, влившись в нее, они то и дело будут встречаться со звездами, посещать светские мероприятия и летать в загранкомандировки. Однако на самом деле PR-менеджер обречен в основном на работу в офисе — рутинную и подчас ненормированную работу «в тени». Она включает в себя рассылку электронных писем и фоллоу-апов, составление различных информационных баз в Excel, документооборот и многое другое. Немало часов занимает подготовка «мозговых штурмов» и написание пресс-материалов.

3. Отслеживайте ситуацию в индустрии

В мире PR все меняется очень быстро. Вот почему необходимо «держать ухо востро», чтобы быть в курсе того, что, например, некий журналист перешел в другое издание (узнать об этом можно через прямое общение с ним, прочитав его пост в социальной сети или увидев его новую статью) или что некий блогер поучаствовал в такой-то кампании или подписал контракт с новым для себя брендом. Вовремя не отслеженная информация чревата потерями для вашей команды и упущенной выгодой.

Важно тренировать «насмотренность», много читать, глубоко интересоваться миром пиара. Следует подписываться на ключевых лидеров мнения, задающих тренды, подписываться на печатные и онлайн-версии журналов, отслеживать активации брендов и задействованные пиар-каналы.

Большую роль играет посещение конференций (а с развитием карьеры и выступление на них), а также форумов и профессиональных мероприятий. Именно там происходит обмен информацией и складывается понимание того, что происходит на рынке PR и рекламы.

4. Не занимайтесь самоедством

В ходе работы в сфере PR вы столкнетесь с отказами, негативом и несоблюдением сроков. Когда имеешь дело с людьми, всегда есть риски, связанные с человеческим фактором. Вы можете сделать свою часть проекта идеально, напомнить блогеру или редактору о договоренности, а он уйдет со связи и «сорвет» оговоренный срок публикации. И хотя в случившемся вашей вины нет, это не избавит вас от выговора со стороны начальника, которому клиент, в свою очередь, уже высказал все, что о нем думает. А протестовать неправильно. Ведь сорванный проект действительно был в зоне вашей ответственности.

Следует также помнить, что журналисты и инфлюенсеры — люди творческие, поэтому надо быть готовым к импульсивному диалогу, а подчас и безосновательной критике. Важно не принимать ее на свой счет и не корить себя понапрасну. Следует отличать деловое от личного.

5. Не бойтесь проявлять инициативу

Будьте готовы к тому, что на начальном этапе карьеры ваши идеи будут часто отвергаться — руководством, СМИ, клиентами и редакциями. Поэтому относитесь к этому спокойно и продолжайте предлагать то, что вы считаете нужным.

Всегда относитесь творчески к решению поставленной перед вами задачи. К

примеру, можно попросту разослать двадцати журналистам пресс-релиз, подготовленный кем-то из сотрудников, а можно предложить несколько идей по его улучшению и дополнению. Активно участвуйте в тендерах, будьте готовы помочь в решении проблемы, выходящей за пределы вашей прямой ответственности. Задавайте вопросы, интересуйтесь всем, что происходит вокруг.

В индустрии приветствуется любая идея. При этом неважно, кто ее предлагает — директор или стажер. Даже если ваша идея не будет реализована, она может привести к другой идее, которую возьмут в разработку, или послужить началом продуктивной дискуссии.

6. Развивайте навыки копирайтинга

Умение писать тексты — один из главных рабочих инструментов PR-менеджера, которым вы должны овладеть в совершенстве. Все начинается с безупречной грамотности: знания правил орфографии и пунктуации. Если журналист увидит грамматические или пунктуационные ошибки в вашем письме, он, скорее всего, не дочитает его до конца. Безупречная грамотность требуется для написания писем, создания пресс-релизов, медиакитов, статей и других материалов для СМИ, для проверки и написания постов блогерам.

Когда я только начинала работать в пиаре, мне поручили взять интервью у известного актера, расшифровать и оформить его, чтобы журналист, для которого я готовила текст, мог опубликовать его на следующий день. И он это сделал, потратив лишь толику времени на придание, по его словам, «блеска» нескольким сформулированным мною фразам.

Пишите коротко, убедительно и по существу, чтобы сэкономить время человека «по другую сторону экрана». Убирайте лишние слова и избегайте устаревших конструкций. Каждое слово в вашем документе должно быть понятным и занимать предназначенное только ему место.

7. Уважайте личное пространство журналиста

Даже если у вас оказался телефон нужного журналиста, не надо ему звонить. Хорошим тоном будет, если вы сначала попробуете пообщаться с ним по электронной почте. Если на ваш e-mail ответа не последует, напишите фоллоу-ап. В крайнем случае можно напомнить о себе с помощью СМС или сообщения в мессенджере социальной сети. Звонок — грубое вторжение в личное пространство человека, которое, скорее всего, вызовет его раздражение и, как следствие, отдалит вас от цели. Воспитывайте в себе чувство такта, старайтесь не нарушать принятые в обществе правила этикета. Что касается писем, составляйте их таким образом, чтобы адресату захотелось вам ответить.

8. Мыслите и действуйте нестандартно

Чтобы преуспеть в любой профессии, важны навыки нестандартного — креативного и гибкого — подхода к решению задач. В сфере PR это особенно актуально.

Вот вам, к примеру, поручили связаться с редактором и отправить ему пресс-релиз. Адрес его электронной почты на официальном сайте его редакции не указан, а попытка выйти на него через ее почту не удалась. Вы можете расстроиться и опустить руки, а можете совершить серию поступков, ведущих к цели:

— изучить материалы нужного вам редактора и подготовиться к звонку в редакцию;

— позвонить на общий номер, кратко объяснить суть вопроса и попросить e-mail редактора;

— найти аккаунт редактора на «Фейсбуке» и отправить ему сообщение с описанием сути проекта и просьбой дать свой почтовый адрес;

— поискать общих друзей на «Фейсбуке» или в «Инстаграме», а если таковые найдутся, попросить их связать вас с редактором или передать ваш запрос и контактные данные;

— выяснить, какие мероприятия непременно посетит редактор, попасть туда и попытаться познакомиться с ним и завести разговор.

Никогда не говорите себе: «Я не могу это сделать», но задавайтесь вопросом: «Как лучше это сделать?»

9. Применяйте персонализированный подход

Прежде чем написать нужному человеку, соберите о нем всю доступную информацию. Поинтересуйтесь его последними интервью, статьями и постами в социальных сетях, а также деловыми мероприятиями, в которых он участвовал. В своем письме продемонстрируйте осведомленность и заинтересованность, сообщите, что вас «зацепило» в его интервью от такого-то числа, что показалось нетривиальным или, быть может, спорным. Это выделит ваше письмо из десятков других и побудит человека, внимания которого вы добиваетесь, вам ответить. И, конечно, обращаться к нему следует по имени, чтобы не сложилось впечатление, будто бы вы делаете массовую рассылку, которую можно проигнорировать.

10. Осваивайте сферу инфлюенс-маркетинга

В 2022 году традиционные СМИ продолжают терять популярность и охваты, уступая новым СМИ и инфлюенсерам в социальных сетях. В 2021 году мировой рынок инфлюенс-маркетинга был оценен в рекордные 13,8 млрд долларов.

Во многих компаниях появились структуры, сотрудники которых занимаются исключительно инфлюенс-маркетингом. PR-менеджеры многих брендов занимаются сразу обеими сферами — и медиаменеджментом, и инфлюенс-маркетингом.

Если вы хотите добиться успеха в PR, вам важно научиться работать не только со СМИ, но и с блогерами. Это позволит безошибочно выбирать нужных вам инфлюенсеров, подскажет лучшие способы общения с ними, даст возможность контролировать выход публикаций и добиваться высоких охватов.

Андрей Брайович: «Мне не нравится тренд на консолидацию» «Нужно быть “швейцарским ножом”»: как изменится роль директора по маркетингу в ретейле в 2022 году
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.