26 Июня 2013 | 15:13

Василь Лацанич, МТС: «Медийщики должны переосмыслить бизнес-модели»

В преддверии форума «Медиа Будущего» вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич в интервью "РИА Новости" поделился своим видением того, как развитие информационных технологий влияет на медиасреду

image

Телекоммуникационный оператор МТС заявил о курсе на активное развитие сервисов на основе передачи данных с использованием современных абонентских устройств — смартфонов, планшетов, мобильных компьютеров. В преддверии форума «Медиа Будущего» вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич в интервью РИА Новости поделился своим видением того, как развитие информационных технологий влияет на медиасреду.

Василь Лацанич рассказал о том, как взаимовлияют новые технологии и новые медиа, о том, готовы ли к этому новому медиамиру телекоммуникационные операторы, а также о том, стоит ли медийщикам переключать своих читателей на цифровые платформы.

— Какие тренды развития телекоммуникационного рынка сегодня являются ключевыми с точки зрения влияния на медиамир?

— Сегодня телекоммуникации радикально трансформируют бизнес-среду для многих отраслей, в том числе для медиаиндустрии. Благодаря мобильной передаче данных люди меняют отношение к потреблению новостей, все чаще их внимание уходит из традиционных медиа в новые. Рынок мобильного интернета в России растет двузначными темпами ежегодно. Для нового поколения смартфоны и планшеты становятся основными способами получения информации. Отсюда не просто переход аудитории в интернет, но ее переход из домашнего интернета в мобильный. Сегодня новости чаще читаются со смартфона или планшета, и что еще более явно, спортивные матчи и фильмы уходят из ТВ в мобильный интернет и смотрятся в метро, в машине, коротая ожидание. Одновременно происходит постепенный отход от чтения текстов к просмотру видео. Мы видим иногда уже кратный рост объемов материалов, которые люди скачивают или просматривают в онлайне, либо пересылают их по мобильной сети передачи данных. Большинство же медиа до сих пор фокусируются на текстах, а не видео или графике. И по мере развития сетей передачи данных и роста проникновения смартфонов, спрос на скоростной интернет в России (для доступа к разным видам информации — ред.) будет экспоненциально расти.

— Как оператор вы к этому готовы?

— Для назревающего взрыва в мобильном трафике, для максимального качества мобильного интернета нужны сети четвертого поколения (4G). Мы полагаем, что проникновение услуг связи четвертого поколения будет происходить даже быстрее, чем в свое время развитие третьего поколения (3G). И мы должны быть технически готовы к этому. МТС сейчас форсирует масштабное строительство LTE-сетей — до конца 2014 года более 600 населенных пунктов России будут с нашим LTE. Совокупные инвестиции компании в развитие сети LTE в течение 2013-2014 годов составят порядка 40 млрд рублей. В Москве, где спрос на мобильный интернет максимальный, у нас уже более 2000 базовых станций LTE TDD, мы также запустили и наращиваем сеть LTE FDD. Сети будут дополнять друг друга для оптимального перераспределения трафика между разными устройствами. Таким образом, в Московском регионе связь четвертого поколения появилась раньше, чем в большинстве европейских стран. Вместе с тем, с учетом высокого уровня проникновения сетей и телефонов с поддержкой 3G, актуально развитие и этого стандарта. Высокоскоростной мобильный интернет МТС со скоростью передачи данных до 21 Мбит/с доступен 80% жителей России, как минимум каждый четвертый продаваемый в России телефон поддерживает этот стандарт. В ряде городов сети МТС поддерживают скорость передачи данных до 42 Мбит/с, что сопоставимо со скоростями в сетях LTE.

— В этих условиях достаточно иметь высокоскоростные сети, или изменения, вызванные экспансией интернета, глубже, и операторам тоже нужно менять бизнес-модель?

— Мы не просто строим новые сети. Не за горами момент, когда на фоне растущей потребности в мобильном интернете выручка оператора от голосовых услуг в России начнет стагнировать, как это уже происходит на рынках многих стран. Поэтому МТС решилась на инновационную стратегию, когда передача данных становится основным операторским сервисом. Для этого мы запустили специальные тарифы, в которых абонент платит только за доступ в интернет, а голосовые услуги получает бесплатно в качестве бонуса. Параллельно мы стимулируем продажи смартфонов и других дата-генерирующих устройств, уже сейчас работая над доступностью LTE-смартфонов стоимостью 50-100 долларов: МТС предложила всем крупнейшим вендорам стратегическое партнерство в этой области. Мы в принципе делаем акцент на продвижении бюджетных моделей смартфонов для того, чтобы привить вкус к мобильному интернету тем, кто сегодня им еще не пользуется, но в будущем будет только сильнее и сильнее входить во вкус. Сегодня проникновение смартфонов в сети МТС достигло 25%.

Отказавшись от денег за голос, мы меняем условия игры, делаем рынок управляемым. Медиаиндустрия тоже находится в исторической точке: технологическая трансформация требует переосмысления устоявшихся бизнес-моделей, поиска баланса между бесплатным и платным, потому что рекламная модель работы СМИ не сможет обеспечить выживания всех медиа.

Кроме того, мы внимательно следим за международным опытом в развитии передачи данных и видим серьезный потенциал в развитии целого комплекса сервисов, которые будут выступать драйверами как роста трафика, так и доходов операторов. В числе таких драйверов мы видим облачные сервисы всех видов — облачные игровые сервисы, облачные фотосервисы, облачные музыкальные и видеосервисы. Уже сейчас современные смартфоны имеют HD-разрешение экрана (до Full HD), и их пользователи более требовательны к качеству видео. Это означает, что по мере роста проникновения таких смартфонов будет расти спрос на стриминг видео в HD-качестве, так что видео станет одним из ключевых драйверов роста спроса на LTE.

Мы также плотно интегрировали медианаправление в экосистему МТС: летом прошлого года запустили цифровой телесигнал во всех городах присутствия, до конца 2014 года планируем перевести всех существующих клиентов на цифровое вещание стандарта DVB-C. Стремительно развивается мобильное ТВ от МТС. Сегодня абонентами платного домашнего телевидения МТС выступают порядка 3 миллиона домохозяйств, около одного миллиона абонентов смотрят наше мобильное ТВ. Однако эта аудитория игнорируется каналами и не считается пиплметрами.

Еще один мировой мейнстрим — развитие мобильных финансовых сервисов. Распространение мобильного банкинга и мобильных платежей дает медиа новые инструменты заработка, которые пока используются слабо, но по мере роста проникновения технологий дистанционных расчетов создают все больше возможностей для монетизации контента. Ими нужно пользоваться, и здесь мы также можем помочь. Безналичные платежи — это в первую очередь комфорт для потребителя, легкий в использовании инструмент совершения оплаты, потребность в таких платежах в России растет. Мы первыми из российских операторов сделали шаг в сторону банковского бизнеса (приобретя МТС Банк — ред.) и планируем, что финансовые услуги будут приносить в будущем до 5% чистой прибыли группы МТС.

— На чем, по вашему мнению, следует фокусировать внимание медиаиндустрии при поиске новых бизнес-схем?

— Ключевой задачей для медийщиков, на мой взгляд, продолжает оставаться способ привлечения аудитории на цифровые платформы. В США, Германии и Франции количество времени, которое пользователи проводят за чтением контента на мобильных устройствах, оказывается равным времени, затраченному на печатные СМИ. Издатели понимают выгоду, предлагаемую миром цифровых технологий, которые могут улучшить качество общения с аудиторией, повысить уровень ее доверия. Тем более, что параллельно сокращаются доходы от печатной рекламы: в Штатах — а это основной рынок печатной рекламы — они за пять лет уменьшились более чем на 40%. Почти половина издателей США внедрили те или иные формы моделей платного контента: 40% используют модель частичного доступа, треть — оплату за премиум-контент, 17% сделали весь контент платным и 10% внедрили другие формы. И, очевидно, стоит обратить внимание на способы получения доходов из нетрадиционных источников — например, с помощью электронной коммерции.

Я бы подверг серьезному анализу и коммуникативные модели рекламы. Мобильная персонифицированная реклама, не имеющая ничего общего со спамом, значительно эффективнее и экономически привлекательнее (возврат затраченных средств куда выше), чем традиционная реклама в печатных СМИ, радио и даже ТВ, однако ее потенциал фактически не используется медиаиндустрией. Каждый месяц наши абоненты получают около 1 миллиарда SMS информационного и рекламного характера. При этом мы как оператор знаем профиль каждого из них. Знает ли каждого своего абонента телеканал, каждого читателя — издание? Сомневаюсь. Рынок мобильной рекламы динамично развивается в развитых странах, с высоким проникновением дата-гаджетов. По оценке МТС, в России только в первом квартале 2013 года продано 3,5 млн смартфонов — на 36% больше по сравнению с первым кварталом прошлого года, растет доля смартфонов в общем количестве продаваемых мобильных телефонов —сегодня она превышает 40%. Очевидно, что аудитория пользователей мобильных устройств в России стремительно расширяется.

Источник: Digit

Почему мертвецы ставят «лайки» в Facebook? Сила и опасность "цифры". "Дорожная карта" для рекламодателя в Сети
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru