Ник Баррон: Если вы хотите вести здесь бизнес, вам нужно принять, что Россия не будет идти западным путем
Ник Баррон, CEO Mediacom Russia, Ukraine и стран CIS, делится с читателями AdAge своим видением происходящего в России
Россия демонстрирует классические черты рынка на раннем этапе развития, когда за глубокими падениями идут резкие взлеты. Сейчас в России снова бум. Об этом можно судить по пробкам, достигших эпических размеров, или по Ярмарке Миллионеров (проходит осенью в Москве), которая снова стала актуальной, а спрос на новые машины достиг заоблачных высот.
К этому стоит добавить чемпионат Мира по футболу в 2018 году: можно не сомневаться, что в ближайшие восемь лет спонсоры чемпионата будут активно развертывать в России маркетинговую деятельность.
На фоне этого добавляет оптимизма свежий прогноз Group M: в 2010 году рекламные затраты вырастут на 12%, в 2011 – на 14,6%. Да, до 2008 года еще далеко, но только потому, что в 2009 году было действительно страшное падение – на 26% по данным Group M.
Возможно, Россия страдает волатильностью, но при этом она играет решающую роль для международных брендов и становится шестым членом «большой пятерки» европейских рынков. Для большинства брендов потребительских товаров Россия является одним из немногих рынков, где они могут рассчитывать на заметный рост.
Здесь до сих пор проблемы с инфраструктурой – дороги, железнодорожная сеть, моллы - и чтобы все это усовершенствовать потребуется время, и все эти проблемы, безусловно, замедляют рост FMCG-сектора. Однако инвестиции в чемпионат Мира помогут ускорить этот процесс.
С сектором услуг все обстоит лучше, поскольку он требует минимум инфраструктуры, чтобы покрыть даже такую большую страну с девятью часовыми поясами и с населением 141 млн человек – здесь нет никаких препятствий для роста.
Россия уже не только Москва и Санкт-Петербург. В достатке живет вся европейская часть страны, а потребительский бум способствует развитию даже в Сибири и на Дальнем Востоке.
Медиа-аудиторы беспокоятся, что возвращение бума означает возвращение медиа-инфляций. Но, по большому счету, при продовольственной инфляции в 7-9% медиа-инфляция в 15-20% вполне терпима. Важно помнить, что стоимость тысячи контактов остается самой дешевой в Европе. Она даже дешевле, чем в Украине.
Есть фактор, который впоследствии может увеличить стоимость контакта – это плохая демография. В отличие от остальных членов БРИК в России население сокращается из-за того, что после распада СССР семьи предпочитали иметь немного детей. Это означает, что к 2025 году населения в возрасте 16-24 станет на 6 млн меньше.
ТВ будет ключевым медиа. Особенности географии означают, что печатные медиа испытывают те же проблемы, что и FMCG-бренды. Качество радио по-прежнему вызывает вопросы.
ТВ – значит иметь дело с компанией «Видео Интернешнл», которая контролирует основную долю рынка, хотя со следующего года закон ограничит ее 35%.
Не идеальная ситуация, но владение медиа – политический вопрос, так что даже самое горластое лобби со стороны рекламной индустрии ничего не изменит. Другая, положительная сторона медали – это то, что сильные, хорошо финансируемые СМИ способны инвестировать в прекрасный контент, а значит наши бренды смогут получить большую аудиторию.
Очень помогло бы, если бы все каналы записывали свои доходы и рейтинги одинаково – в этом случае большим шагом вперед стала бы автоматическая система медиа-менеджмента и финансов. Местная рекламная ассоциация АКАР борется за прозрачность, но это требует времени.
И все-таки российский медийный ландшафт процветает, пусть и за счет невероятного количества разных сплетен, а также за счет экономики, базирующейся на нефти и высоких потребительских ценах.
Если вы хотите вести здесь бизнес, вам нужно принять, что Россия не будет идти тем же путем, что и «Западный» рынок. Волатильность – и теперь, и в будущем – останется частью маркетингового окружения.
Когда дела идут плохо – значит все очень плохо, а когда все идет хорошо – значит, очень хорошо. Сейчас все идет по-настоящему очень хорошо. Скрестим пальцы, чтобы так продолжалось до первого удара по мячу.