Как построить работу с креаторами на аутсорсе
Короткие ролики в соцсетях уже победили ― по прогнозам на 2025 год, их доля в общем интернет-трафике составит 82%. Видеоконтент — кратчайший путь для получения новой аудитории, при этом его производство обходится недешево. Упростить задачу помогают контентмейкеры или креаторы на аутсорсе. О том, как бизнесу организовать работу с ними и зачем они нужны, рассказывает Екатерина Лисина, старший менеджер по работе с внутренними социальными сетями маркетплейса Flowwow
Мы начали активно работать с креаторами с октября 2023 года. Сейчас в базе около 15 проверенных человек — они регулярно снимают и монтируют для соцсетей в среднем 30–35 видео в месяц. Благодаря этому только в одном канале за год количество подписчиков выросло на 25 тыс., охваты увеличились с 3 до 10 тыс., а некоторые ролики набирают по 2–3 млн просмотров.
Что делают креаторы
Креаторы ― люди, которые производят контент. Они не контролируют контент-план, часто даже не собирают идеи для видео, а просто снимают и монтируют ролики по четкому ТЗ. Готовый контент передают заказчику, а тот публикует его в своих соцсетях без упоминания автора.
Основная задача креаторов ― регулярная съемка видеоконтента для соцсетей, но при необходимости их можно подключать и к локальным мероприятиям для фото- и видеоотчетов. Например, главный офис компании с сотрудниками находится в Москве, при этом она участвует в спецпроектах в Новосибирске, Краснодаре и Казани. Чтобы не тратиться на командировки своих специалистов, можно заранее собрать базу креаторов в этих городах, и к нужной дате они сделают фотоотчет или видеоконтент.
Контентмейкеры могут делать фото и тексты, но все же видеоконтент дает больший охват, поэтому его создают чаще всего. Кроме того, креаторов можно подключать не только к съемке, но и к монтажу, озвучке и подборке референсов. С контентмейкерами обычно работают на аутсорсе, как с фрилансерами: их ролики оплачиваются сдельно, а время, затраченное на работу, не учитывают, главное ― уложиться в дедлайн.
Как подбирать креаторов
Не существует единой базы креаторов, поэтому искать специалистов лучше всего вручную в соцсетях. Как правило, это блогеры с небольшой аудиторией, которые делают интересный видеоконтент для своего аккаунта. Такие люди обычно только развивают блог, у них мало рекламы и есть свободное время.
Чтобы отобрать 10–15 хороших креаторов, понадобится написать примерно 80–100 людям. 20–30 блогеров не ответят или не согласятся, некоторые передумают на стадии монтажа, а часть не справится с работой. Оставшиеся контентмейкеры попадут в базу.
Чем крупнее будет пул креаторов, тем более разнообразным получится контент. Но важно помнить, что специалистов необходимо курировать, поэтому при наборе креаторов рассчитывайте и свою нагрузку.
Критерии отбора внештатных авторов
Важно помнить про четыре основных момента:
1. Совпадение по ценностям. Для каждого бренда есть свой портрет идеального креатора. Например, магазину женской одежды подойдут молодые девушки определенного типажа, детским онлайн-школам интересно привлекать более взрослую целевую аудиторию. Самое важное — чтобы контент блогера был похож на тот, который вы хотели бы опубликовать в своем аккаунте.
2. Качественный контент. Стоит тщательно проанализировать контент кандидата и определить, что важно для конкретного задания: субтитры, графические вставки, приятный голос в озвучке или динамичные переходы. И по этим пунктам выбрать подходящего специалиста.
3. Стоимость услуг. Обычно креаторы сами назначают стоимость работы, ее можно обсуждать в зависимости от навыков специалиста и сложности задачи. Иногда авторы просят сумму выше вашего бюджета, но если вы понимаете, что видео окупится, — попробовать стоит.
4. Удобство в коммуникации. Важно, чтобы общение со специалистом было простым, иначе на долгие объяснения и уточнения вы потратите больше времени, чем если бы снимали контент сами. Случается, что креаторы по несколько дней не отвечают на сообщения, медленно вносят правки или регулярно не выполняют обещания. Даже если такой человек делает классные видео, но тратит больше ваших ресурсов, чем приносит пользы, стоит заканчивать сотрудничество.
Как строится рабочий процесс
Составляем ТЗ
Обычно его готовит SMM-менеджер. Если это видео по популярному тренду, то задание будет коротким: референс и описание, как подсветить бренд. Для роликов о мероприятиях или акциях ТЗ должно быть более подробным, со сценарием и обязательными фразами для упоминания. То же самое касается и роликов с обзором продуктов: в задании указывают, с какого ракурса снять товар, как его распаковать и о каких преимуществах рассказать.
Иногда ТЗ делают свободным: SMM-специалист определяет тему ролика и обязательные фразы для упоминания, а креатор сам придумывает сценарий. Но это часто приводит к недопониманиям и отличию ожиданий от реальности. Еще один обязательный пункт для ТЗ ― это требования редполитики. Например, запрет на нецензурную лексику, алкоголь или сигареты в ролике. Обычно компании делают универсальную памятку с такими требованиями и вставляют ее в каждое задание.
Отправляем реквизит
Как только креатор подтверждает, что ТЗ ему понятно, переходим к реквизиту. Компании часто сами отправляют своим авторам нужные товары доставкой. Мы для себя выбрали другой подход: блогер выбирает подходящий продукт на платформе, присылает нам ссылку, а взамен получает промокод, равный его стоимости.
Это сильно экономит время: автор может сам выбрать товар, который приедет к нему быстрее и больше подойдет для ролика, а нам не нужно тратить время на отправку.
Согласуем ролик
После того как видео готово, нужно внимательно отсмотреть его на наличие ошибок, чтобы не пришлось удалять уже опубликованный ролик.
Креаторы редко присылают однозначно плохие работы, и обычно это случается, если видео не совпало с пунктом редполитики, о котором в самом начале забыли упомянуть. В такой ситуации мы ничего не говорим автору, оплачиваем его работу, а видео отправляется в архив.
Как оценить эффективность работы креатора
Автор не отвечает за продвижение бренда и охваты опубликованного поста. За этим следит SMM-специалист: он анализирует сохранения, репосты, просмотры, комментарии и на их основе определяет, какой контент заходит лучше в аккаунте. Например, за время работы с креаторами мы поняли, что экспертные видео не очень нравятся пользователям, а смешные атмосферные ролики, наоборот, откликаются.
Если контентмейкер снял красивый ролик, но он набрал мало просмотров, не стоит отказываться от сотрудничества — можно поэкспериментировать с другими форматами. У одного креатора ролики могут набирать как по 3 тыс., так и по 2 млн просмотров ― это зависит от многих факторов и работы SMM-отдела в целом.
Но есть случаи, когда эффективность работы креатора все же можно посчитать ― например, если вы добавляете к ролику акцию или промокод. Перед 8 Марта в этом году в одной из наших соцсетей мы выложили короткое видео, а в описании указали промокод на первую покупку. Ролик набрал 2 млн просмотров и принес 500 тыс. рублей выручки за неделю.
Плюсы и минусы креаторов на аутсорсе
Плюсы
1. Экономия бюджета
Весь продакшен вы переводите на аутсорс и оставляете в штате одного менеджера, который курирует работу креаторов. В результате компания экономит деньги на аренде студии, фотографе, монтаже, оплате модели, доставке реквизита, а SMM-менеджер не тратит время на съемки.
2. Разнообразие контента
Можно потратить деньги на один съемочный день и отснять 5–10 коротких роликов, но все они будут однообразными: в одной локации и с одинаковыми героями. Благодаря команде креаторов на аутсорсе мы получаем в месяц минимум 15–20 роликов, в которых интегрируемся в тренды, рассказываем о мероприятиях, благотворительных проектах, новых магазинах и товарах. Самое главное ― все это снимают разные люди со своим стилем и подходом к монтажу.
3. Помощь в спецпроектах
Это особенно актуально для бизнеса, который представлен по всей стране: компания может нанять креаторов в разных городах и при необходимости подключать их для освещения локальных мероприятий. Вместо того чтобы оплачивать командировку штатному специалисту, можно договориться о съемке с внештатным креатором, который посетит мероприятие в своем городе и снимет контент оттуда.
Минусы
1. Сложность в коммуникации
Креаторы на аутсорсе не работают на постоянной основе и могут нарушать дедлайны. К сожалению, даже самые ответственные фрилансеры могут подвести заказчиков, потому что не связаны с ними трудовыми обязательствами.
В этом случае поможет один совет: наблюдайте за жизнью своих авторов в их блогах. Часто они могут отвлекаться по личным обстоятельствам (свадьба, проблемы со здоровьем, поездка на Камчатку) и из-за этого не успевать делать ролики. Лучше хотя бы изредка интересоваться планами креаторов, оценивать их загрузку и распределять задачи так, чтобы вы вовремя получали свой контент, а они делали его в свободное от забот время.
Своя база креаторов дает компании возможность в короткие сроки создавать интересный и разнообразный контент. Даже если сейчас вам кажется, что со съемками и монтажом справляется один специалист в штате, попробуйте сделать несколько роликов с креаторами в качестве теста. Возможно, именно их контент принесет миллионные охваты и улучшит статистику вашего аккаунта.