23 Июля 2013 | 12:58

«Война смартфонов» выходит за границы материального

Надежды, которые возлагает Apple на новую версию своей операционной системы, заставили экспертов подумать о том, что же может стать новой движущей силой на рынке смартфонов

image

На Всемирной конференции разработчиков в июне Тим Кук, генеральный директор Apple, появился в буквальном смысле с пустыми руками – без новой версии iPhone или iPad или какого-то абсолютно нового устройства, замечает колумнист The New York Times Ник Билтон. На презентации Кук и другие топ-менеджеры Apple в ускоренном темпе показали обновленные ноутбуки и Mac Pro в цилиндрическом корпусе, а все оставшееся время обсуждали характеристики новой мобильной операционной системы iOS 7. Стоя на фоне нового интерфейса смартфона, СЕО Apple с гордостью заявил: «Это самый большой шанс для iOS со времен презентации iPhone».

Заявление Кука основывалось на том, что хорошо известно в технических кругах, но чему не придают особого значения потребители: именно дизайн программного обеспечения, а не внешний вид и ощущения от устройства самого по себе, позволяет производителю обойти конкурентов. Технические характеристики вроде производительности или расширения экрана, или даже качества работы камеры дают только сиюминутные преимущества в вечной гонке производителей смартфонов. Сегодня в мире используется уже более миллиарда смартфонов, причем большинство из них – прямоугольной формы, чтобы было удобно держать в руках, но не слишком большие, чтобы можно было использовать в качестве телефона, и сложно представить какой-то прорыв во внешнем виде этих девайсов.

А вот изменения в программном обеспечении ограничены только способностями и воображением инженеров и дизайнеров компании-производителя, более того, их гораздо сложнее повторить, так как они апеллируют к более сложным понятиям, нежели вес и скорость – к так называемому «опыту». Дизайнеры в Apple, Microsoft и Google, кажется, в процессе работы над новыми версиями своих операционных систем крайне озабочены поиском уникальных решений, которые в то же время будут интуитивно понятны, как дорожные знаки.

В последней версии операционной системы Apple, которая будет доступна пользователям осенью, появится ряд важных изменений. Джонатан Айв, старший вице-президент отдела промышленного дизайна, отвечающий за новый внешний вид платформы, решил избавиться от дизайнерских метафор вроде «деревянной полки» в «Киоске». Новый внешний вид стирает границы, это распространяется не на все, но позволяет, например, «растягивать» приложения на экране, что дает ощущение более широкого дисплея, а избавление от теней и темных цветов делает экран визуально более ярким. Интересен тот факт, что до выхода этого обновления Apple начала терять позиции флагмана ультрасовременного дизайна, так как конкуренты, например, Microsoft, активно экспериментировали.

Microsoft, которую постоянно критиковали за консервативный дизайн, сегодня пытается выйти за пределы и наверстать упущенное в области производства смартфонов. В блоге на официальном сайте компании Стив Клейтон, ответственный за дизайн, написал, что руководство корпорации, наконец-то, три года назад осознало, что дизайн интерфейса устройства настолько же важен, как и то, что оно умеет делать.

Внешний вид новой мобильной операционной системы Windows Phone 7 представляет собой сетку из ярких квадратов, которые можно свободно перемещать по экрану. Когда этот же прием был использован в операционной системе для ПК Windows 8, некоторые лояльные пользователи сочли это слишком радикальным решением. Однако для области мобильных устройств это было то, что нужно.

В первом квартале 2013 года Windows Phone потеснила Blackberry на позиции третьей по популярности мобильной платформы в мире по данным исследовательской компании IDC. Объем поставок устройств на платформе Windows Phone 7 от Microsoft составил в этот период 7 млн. единиц, тогда как у Blackberry за аналогичный период – только 6,3 млн. Blackberry пытается восстановить свое былое положение с выходом новой версии своего смартфона, «софт» которого тоже претерпел серьезные изменения по сравнению с предыдущими версиями.

В своей колонке Билтон также приводит слова дизайнера Ива Бехара, основателя Fuseproject. По мнению Бехара, эпоха рекламных роликов уходит, и теперь продукт – смартфон – заявляет о себе сам. А значит, правильный дизайн программного обеспечения может стать драйвером продаж устройства.

Однако главный аналитик Millward Brown Найджел Холлис не уверен, что софт – единственный ключ к сердцам потребителей. Он пишет: «Я не говорю, что новая iOS не даст Apple конкурентных преимуществ, но сравнивать с эффектом от выхода на рынок iPhone все же нельзя. Ник Билтон утверждает, что большинство телефонов сегодня внешне очень похожи, характеристики «железа» дают временное преимущество, тогда как исход битвы определяет именно софт, так как в основе софта – опыт и ощущения пользователя, а не скорость или вес. Куда дальше двигаться физическим характеристикам смартфона? По его мнению, бессмысленно ожидать какого-то прорыва во внешнем виде телефона, хотя, конечно, новый телефон может в итоге быть и не телефоном вовсе. Дизайн программного обеспечения – вот новое поле битвы.

Ключевой вопрос тут, действительно ли это настолько важно для пользователей? Изменения в операционной системе могут пройти и незамеченными. И фактически оказывается, что это конкурентное преимущество намного слабее, чем кажется изначально. Когда вышел первый iPhone, люди могли с ходу сказать, чем именно он отличается он других смартфонов: он выглядел иначе, ощущался иначе, его управление было интуитивным. С этого момента пропасть между Apple и конкурентами была со всех сторон».

Признавать тот факт, что благодаря софту устройства больше не нуждаются в рекламе, тоже еще рано, резюмирует Холлис: «Решением проблемы Apple может стать старая добрая порция рекламы. Тридцатисекундный ТВ-ролик по-прежнему имеет вес, возможно, даже больший, чем когда-либо. Есть одна задача, с которой ТВ-реклама справляется действительно хорошо: взять маленькое конкурентное преимущество и превратить его в огромное в умах потенциальных потребителей. ТВ-реклама может продемонстрировать те функции, которые предлагает испытать телефон, и тогда люди, приходя в магазин, будут на автомате искать позитивные, а не негативные его характеристики».

Автор: Перевод и адаптация: Наталья Кириллова

Источник: Research&Trends

10 важных принципов оплаты труда агентства Как бренды отпраздновали рождение британского наследника престола
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.