Реклама и мораль: «А вы сможете продвигать расизм?»


Маркетинг | 10 Января 2013 | 1

Реклама и мораль: «А вы сможете продвигать расизм?»
«Ищешь работу полегче? Устройся рекламным агентом в Красный Крест» (Кристофер Т. Бакли, «Здесь курят»)

Вы можете назвать это моралью, этикой, убеждениями, принципами. Дело ведь не в семантике. Вы живёте, ориентируясь на свой собственный набор правил, и этот набор немного меняется от человека к человеку. По большому счету, многим всё равно, если их взгляды задевают чьё-либо этическое чувство.

Но вот когда мы делаем дело. Это уже несколько иной вопрос. А вопрос вот в чём: неужели самые талантливые рекламные идеи созданы людьми, которым наплевать на мораль и принципы, как только они переступают порог рекламного агентства. Или рекламу делают люди, которых работа по хорошему «заводит», доводя эмоциональную и интеллектуальную энергию до максимума? Пару раз в моей жизни бывало, когда мои моральные убеждения входили в противоречие, мягко говоря, с той работой, которую я делал.

Первое время после колледжа я работал в небольшом рекламном агентстве, далеком от гламура и роскоши. Я занимался почтовыми рассылками, рекламой продуктов для похудания, промо-материалами для соседней автомастерской и т.д. Нет, у агентства были клиенты и посолидней, но их вели творческие группы, в которых не было место выпускнику колледжа.

И вот однажды креативный директор сказал, что даёт нам (молодым и неоперившимся) шанс поработать с большим заказом. Единственный нюанс: я и мой творческий партнёр не курили, а работать надо было с рекламой табака. Ещё одно маленькое утончение: это был табак для людей несостоятельных, которым порой приходилась искать копейку на кусок хлеба.

Что же получается? Я должен продавать отраву людям, которые будут тратить последние деньги на наркотик в ущерб тарелке супа?

Как вы думаете - что я сделал? Да, я сделал с партнёром хорошую рекламу, которая понравилась клиенту и перекрыла продажные показатели прошлой версии на 20%.

Да, это был успех… успех в продаже смертельных палочек бедным людям. Мы сделали это лучше, чем кто-то сделал до нас.

Шли годы, и мне всё чаще приходилось выбирать между хорошей работой и моими моральными убеждениями. Я профессионал, за это мне платят клиенты, а персональным воззрениям нет места за столом переговоров.

Мне приходилось заниматься избирательной кампанией человека, политические взгляды которого были прямо противоположны моим. И его избрали.

До сих пор я сожалею об этом, как адвокат, который обеспечил убийце оправдательный приговор. Ведь он тоже профессионал, который делал свою работу. Работу, за которую ему платят хорошие деньги.

Признаюсь честно, в моём послужном списке есть реклама, которая откровенно мошеннически взаимодействовала с целевой аудиторией. Формально всё было по закону, но тогда я точно переступил ту невидимую грань между «можно» и «нельзя».

Можно продолжить, но гораздо интересней, что вы думаете на этот счёт? Может это только моя маленькая душевная каторга? Может, больше никто не говорит - «да пошли они мои принципы», и спокойно делает работу?

Стали бы вы рекламировать ростбифы, если бы были убежденным вегетарианцем или веганом? И вообще, вы можете сделать действительно классную работу, если она не лежит к сердцу? Можете ли вы творить, забросив мораль и этику на чердак?

Если вы пацифист, можете ли вы рекламировать службу по контракту в корпусе морской пехоты?

Смогли бы вы заниматься продвижение националистических, расистских и ультраправых идей? А если бы от этого зависел ваш ежемесячный доход? Если бы за это хорошо платили, а у вас маленькие дети?

Раньше менять работу было проще и иметь моральные убеждения было легче. Можно было встать в позу и отказаться от работы с конкретным эккаунтом.

Но сегодня, когда ситуация на рекламном рынке так нестабильна, когда хорошую работу ещё надо поискать, сможете ли вы пожертвовать зарплатой и комфортной работой ради собственных убеждений?

Да все мы, по большому счёту, делаем неприятные нам вещи, чтобы зарабатывать деньги. Или я не прав? Мы делаем работу, чтобы платить по счетам!

И вообще, можем ли мы, профессионалы от рекламы позволить себе ситуацию, когда наши моральные принципы вмешиваются в работу?

Я уже высказался, теперь слово за вами…

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

рapik007 | 10.01.2013, 12:17
Очень актуальные вопросы для нас. Не только рекламщиков.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама