Жорж Брак. Тоже папа кубизма
«Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за что-то неизменное. Вещи в себе вовсе не существует. Они существуют лишь через нас». Жорж Брак
Ну, что говорить, конечно, Брак (1882-1963) – один из главных героев раннего авангардизма. Это ведь, глядя на его картинку,
Дома в Эстаке
Матисс впервые употребил слово «кубики». И, глядя на нее же, критик Луи Воксель образовал от этого слова «кубизм». И это Брак вместе с Пикассо создавал то, что Воксель потом так назвал. Хотя сильно проявил себя Брак на ниве искусств еще до кубизма.
Ну, а как иначе. Он родился в Аржантей-сюр-Сен, запленэринным импрессионистами вдоль и поперек, в семье потомственных художников-оформителей. Брак и готовился продолжать творческую династию, даже поучился для этого и получил лицензию. Но в процессе обучения он прикоснулся к прекрасному и высокому, поэтому пошел учиться дальше. Первые его работы, естественно, полностью соответствовали импрессионистическому гению места его рождения, что было тогда, на рубеже веков, уже довольно архаично. Или у него были еще вот такие работы, совершенно музейные.
Друг бабушки
Но в 1903 году в парижской Школе изящных искусств Брак
удачно познакомился с активно движущимися в сторону
фовизма
Дюфи и Фриезом и двинулся вместе с ними. Совместными усилиями они достигли
этого фовизма и влились в его ряды. «Матисс и
Дерен
указали мне путь», - говорил он впоследствии об этом времени. Впрочем, так
могли сказать многие, добавив сюда, исторической справедливости ради,
Вламинка.
Брак стал мощным фовистом, одним из основных.
Гавань в Антверпене
Можно заметить, что Брак, в отличие от большинства фовистов, озабочен не только расположением цветовых пятен на плоскости картинки, но и построением пространства, что благотворно скажется потом, в его кубизме. Что, конечно, не совсем по-фовистски, но это характерно для самых его фовистских работ, и поделать с этим ничего уже нельзя.
Пейзаж в Эстаке
Там, в Эстаке, среди средиземноморской красочной несдержанности, палитра Брака окончательно раскрепостилась. Техника стала более разнообразной, вплоть до пуантили. Брак удачно выставил шесть эстакских пейзажей в Салоне независимых и все их продал. Но скоро всему этому пришел конец – в Париж уже приехал Пикассо.
И не только приехал, но поселился в легендарном Бато-Лавуар и, что самое страшное, тут же начал работать.
Две вещи перевернули сознание Брака-фовиста: большая выставка Сезанна в 1907 году и знакомство с Пикассо тогда же.
Сезанновская выставка была откровением для многих. Сезанн, можно сказать, вернул в тогдашнее современное искусство пространство и объем. Пикассо же показал пути развития нового искусства.
Познакомил их Аполлинер – он привел Брака в мастерскую Пикассо, где стояли почти законченные «Авиньонские девицы». Первая реакция Брака на эту работу была простая – у него съехали мозги. «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину», - сказал он автору*. Тем не менее, крепко подумав, Брак оценил всю прелесть предлагаемых Пикассо возможностей и сильно с ним задружился. И стали они на несколько лет не разлей вода и создали они вдвоем кубизм.
Создание кубизма, этого «величайшего переворота в искусстве со времен Ренессанса», не нужно представлять себе как некую лабораторную или конструкторскую работу. Брак и Пикассо двигались вперед ощупью, не имея никаких определенных целей кроме нежелания делать как раньше** и желания делать так, как никто еще не делал. Позже Пикассо говорил: «Когда мы начинали писать кубистически, в наши намерения не входило изобретать кубизм. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих. Ни один из нас не составлял особого плана сражения, и наши друзья – поэты - внимательно следили за нами, не давая никаких предписаний»***. Поэты помянуты тут потому, что, живя там же, в Бато-Лавуар, они принимали живейшее участие в обсуждении того, в какую сторону можно двинуть современное искусство. Особенно – Аполлинер.
Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц».
Большая обнаженная
Выглядит она менее смелой, чем работа Пикассо. В частности, в ней нет такой отчаянной новации, как несколько точек зрения. Но ближайшим же летом, в 1908 году, Брак снова уехал в Эстак и написал там классические вещи раннего кубизма.
Виадук в Эстаке
Дом в Эстаке
Большие деревья в Эстаке
Надо сказать, что эти работы более соответствуют гению места, нежели картинки, сделанные Браком в свой первый приезд – в Эстаке много работал Сезанн. Тем более, что та фаза развития кубизма, к которой эти вещи относятся, называется сезанновской. О достоинствах этого сезанновского периода я повторяться не буду – об этом уже написано в тексте про кубизм. Восхищусь лишь тем, как четко, план за планом, Брак выстраивает пространство без всякой воздушной перспективы, обозначая эти планы только предметами, как то было завещано Сезанном.
Эти пейзажи не были приняты Осенним салоном – слишком они были радикально новыми. Выставил их Брак в самой, наверное, крутой тогда парижской галерее – Канвейлера – в ноябре того же года. Это было всеевропейское событие, рябь от которого взбодрила и поверхность нашего отечественного тихого омута. У Канвейлера именно тогда, кстати, и появился «кубизм».
Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма. Ну, потому что он их формировал. Вместе с Пикассо, конечно. Вообще, до Первой мировой войны, пока они были водой не разлей, их работы оказывались иногда малоотличимыми друг от друга. Основоположники кубизма даже по-доброму шутили, когда один основоположник подписывал своим именем работу второго основоположника, чем внесли некоторую неразбериху в последующую атрибуцию их работ.
Поэт
Читающая женщина
Вот две работы 1911 года. Аналитический кубизм. Ну, и чем они, по большому счету, отличаются, кроме ярко выраженных вторичных половых признаков изображенных персонажей****? Где чья?
Ладно. «Поэт» - Пикассо, «Читающая женщина», соответственно, Брака. Практически, ничем. Ну, может, кубизм Брака - несколько более рационален, а Пикассо – слегка более безумен. Брак же француз, наследник Декарта: «Перламутр его живописи расцвечивается разумом», - красиво сказал о нем Аполлинер. Для Брака кубизм был чем-то устойчивым, сбалансированным, методичным, был некой формулой, в отличие от Пикассо, для которого тот же кубизм был несколько отдающим чертовщиной испытанием реальности на прочность, чем-то находящимся в пространстве интуитивного, экспрессивного и эмоционального. Кроме того, Браку, вышедшему из размашистого по цвету фовизма, нужно было как-то себя в этом смысле сдерживать на пути к цветовому пуризму кубизма, а Пикассо дисциплинировал себя по части линии – он же был прирожденным, виртуозным рисовальщиком. К чему я написал последнее соображение, начинающееся со слов «кроме того…», я не знаю.
Несомненным новаторством Брака являлось введение в картинку разных буквиц, цыфири, музыкальных крюков и обрывков словес, что создавало странное сочетание двух изначально разных смысловых пространств – как бы изображенного реального и знакового, которые, в конце концов, становились в работе одним пространством за счет сближения – изображение реального приобретало качество знака, а знак становился вроде как реальным предметом, который уже не стыдно было изображать рядом с балалайкой.
Португалец
Вот это – первая подобная работа. Кроме этой новации, Брак первым стал для фактурности смешивать с краской песок, древесные и железные опилки и прочие неупотребимые ранее в искусстве материалы.
Натюрморт с виноградом
Например, в этой работе. Видно не очень, но я просто знаю, что песок тут есть. Верьте мне, люди.
По всей видимости, Браку же принадлежит и приоритет в изобретении такого богатого приема как коллаж.
Натюрморт с гитарой
Натюрморт
В честь Баха
Еще Брак делал такие вот бумажные скульптуры, переводя в трехмерное пространство свои картинки.
Бумажная скульптура
Между тем незаметно подкралась Первая мировая война. Брак был призван в действующую армию, что лишний раз подтверждает мой тезис о том, что, с точки зрения истории искусств, Первая мировая война – это вооруженная борьба экспрессионистов с кубистами. В 1915 году Брак был ранен в голову, долго лечился, на фронт не вернулся, а вернулся к искусству – правда, лишь через два года. Кубизм к этому времени стал уже истощаться, в него массами вступали эпигоны, что обусловило медленный выход из него Брака – «оборачиваться и видеть карикатуры на свои идеи было неинтересно».
Музыкантша
Вот эта работа стала итоговой для браковского синтетического кубизма. Да и вообще, в авангардизме нарастали неоклассические тенденции. Брак перестает быть героем и постепенно перемещается в категорию старых мастеров XX века. Между войнами он пишет неоклассические вещи, декоративные, в которых, тем не менее, видна суровая школа кубизма.
Лимоны
В некоторых вещах, при несильном желании, можно увидеть влияние могущественного в межвоенный период сюрреализма
Полулежащая обнаженная на пьедестале
или одновременных работ Пикассо, что было иногда почти одно и то же.
Лежащая обнаженная (Купальщица IV)
Творчество Брака, как это часто бывает у стареющих мастеров, приобретает экстенсивный характер. Он начинает делать скульптуру - настоящую,
Фрагмент из Гесиода
оформляет спектакли Дягилевских сезонов, иллюстрирует книги. По его эскизам создается ювелирка.
Кулон «Прокрида»
Брошь «Филоктет»
Гермес
Незадолго до его смерти появляется протопоп-арт и поп-арт, которые возрождают некоторые из придуманных Браком штук – коллаж, изображения знаков, различные фактуры. Только достались они им не из кубизма, а из использовавшего их дадаизма.
Бонус
Ранняя, 1909 года, работа.
Замок в ла Рош Гюйон
Vanitas
Сделано в 1939 году. Все понятно.
Так Брак работал уже после Второй мировой войны.
Мастерская I
Студия VIII
* «Девицы» заставили ехать крышу у многих авангардистов. «Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой», - это была реакция Вламинка. Гертруда Стайн вспоминала, что когда «Девиц» увидел один из самых продвинутых тогда русских коллекционеров Щукин, он чуть не со слезами сказал: «Боже, какая потеря для французской живописи!», имея в виду то, что Пикассо перестал работать по-старому. А постоянные покупатели работ Пикассо наотрез отказались от этой вещи.
** Фовизм к тому времени Браку осточертел: «Невозможно все время находиться в пароксизме», - сказал он однажды об этом периоде, имея в виду цветовое буйство.
*** Возможно, именно поэтому кубизм остается самым загадочным и недостаточно отрефлексированным направлением раннего авангардизма как для его участников, так и для исследователей. Хотя написаны о нем горы.
**** Шутка.
Автор: Вадим Кругликов