Какие перспективы у рынка Programmatic
Рекламная индустрия вошла в эпоху перемен: стирается тонкая грань между онлайном и офлайном. Прошлый год предельно обнажил текущую трансформацию. Внимание и бюджеты перемещаются в сторону каналов коммуникации в digital, а забота о сохранности персональных данных становится главным приоритетом для глобальных игроков и государственных институтов. Крупнейшие браузеры, включая Google Chrome, объявляют об отказе от 3rd-party-cookies ради сохранения конфиденциальности своих пользователей. Как реагировать на вызовы времени, какое будущее ждет таргетинг и сможет ли рекламный рынок процветать в мире без cookies, обсудили ведущие эксперты в области Programmatic на конференции AdIndex City 2021
Основное из статьи:
- Выживаем в мире без 3rd-party cookies
- Big Data и искусственный интеллект — лучшие друзья таргетинга
- Продукты AdTech
- Развитие programmatic in-house
- Кадры нужны как никогда
- Brandformance и трансформация подходов
Смешанная реальность — это новый символ современного потребления, комфортного и практически сметающего границы недоступного. Geolocation- и sharing-сервисы выводят скорость потребления на новый уровень, вынуждая рекламный рынок постоянно меняться, чтобы успевать реагировать на новые вызовы.
Сейчас на мировом рынке programmatic наблюдается устойчивая тенденция к росту, объясняет директор по продукту Union Media Group Владилен Ситников. С 2017 года глобальный рынок в этом сегменте увеличился на 26% в год.
Российскому сегменту programmatic предстоит разобраться в глобальных трендах и найти новые стратегии, отвечающие духу времени:
1. Интернет без 3rd-party cookies. Принятие GDPR в Европе, отказ
Google от сторонних cookie-файлов, обезглавленный стараниями Apple IDFA, —
это лишь немногое из того, что нас ждет в ближайшее время.
2. Интерес к пользовательским данным достиг своего пика. Неуклонный рост
объема данных требует новых подходов в работе с ними — управляться с таким
потоком вручную уже не получится. Искусственный интеллект и машинное обучение
(ML) — абсолютные must have.
3. Развитие programmatic in-house. Programmatic оттягивает на себя все
больше внимания, и, как следствие, развивается in-house. Многие клиенты сами
делают первые шаги в этом направлении и создают у себя отделы
programmatic-закупок.
4. Гиперконтекстуальность. Нативность и контекстуальность — наше все.
Сама среда подкидывает новые возможности таргетировать контекст. Лидирующая
роль — у контекстуального таргетинга из-за его эффективности для плейсмента и
релевантности.
5. Развитие brandformance-решений на рынке programmatic. Мы видим, как
развивается оценка performance инструментов в programmatic, а также меняются
подходы к оценке рекламного инструментария на более
performance-ориентированный.
Выживаем в мире без 3rd-party cookie
Отказ Google Chrome и прочих браузеров от сторонних cookie-файлов обеспечит конфиденциальность пользователей в сети, но затруднит отслеживание их действий и перемещений между сайтами для рекламодателей, считает директор по дата-продуктам Weborama Эльвира Сафаева.
Отмена 3rd-party cookies затронет несколько важных для programmatic сфер —
поведенческий таргетинг (переход от user-based-коммуникации к
audience-based-коммуникации), аудиторную аналитику и измерения (необходимость
искать возможности кросс-канального измерения)
Перспектива таких изменений подтолкнет игроков digital-индустрии
разрабатывать новые решения. Некоторые из них уже существуют и активно
тестируются в мире.
1. Когорты (FLoC). Позволят не идентифицировать отдельный браузера с помощью cookie, а брать сразу ряд браузеров и объединять их в когорты со схожей историей. Ряд международных компаний уже отказался от технологии из-за сомнений в ее жизнеспособности. Наличие когорт может усилить позицию фингерпринтинга, что идет вразрез с политикой GDPR об обработке данных.
2. Universal ID. Технология позволит паблишеру запрашивать у пользователя хардовый идентификатор и согласие на его использование каждый раз, когда тот заходит на страницу. Главный минус — Google не планирует поддерживать эту технологию, однако коммуникации по Universal ID все еще ведутся.
3. Контекстуальный таргетинг. Станет альтернативой поведенческим сегментам. В основе такого таргетинга лежат семантика и искусственный интеллект, которые позволяют анализировать большие массивы текстовых данных, классифицировать их, находить инсайты и строить сегменты для необходимого охвата аудитории и точного попадания в целевую аудиторию.
4. SWAN и SWAN. Две совершенно разные инициативы по 1st party data, объединенные одним названием:
— SWAN от европейского разработчика 1plusX. Даст паблишерам возможность собирать аудиторный профиль по посещению различных доменов, которые относятся к паблишеру. Полученный кросс-доменный аудиторный профиль будет размещен в Chrome Privacy Sandbox, где к нему смогут обращаться вендоры и использовать эти данные для таргетирования в Google Chrome. Инициатива получила много положительных отзывов и со стороны консорциума W3C.
— SWAN от SWAN.community. Сможет стать альтернативой Privacy Sandbox. Подключенная к SWAN площадка направляет пользователя через redirect tracking на страницу CMP, где 1st-party-идентификатор присваивает ему SecurID, который становится доступным для всех паблишеров, принадлежащих к SWAN.community.
5. API от Google. Google разрабатывает сразу два вида API — Conversion Measurement API и Aggregated Reporting API. Первый позволит соединить клик с действием пользователя на сайте (но без возможности провести Cross-Site измерение). С помощью второго получится собрать статистику по охвату на нескольких сайтах, правда, останется ограничение по идентификации конкретного пользователя.
Что стоит делать рекламодателям в текущих условиях:
- Переходим на платформы, которые поддерживают различные типы ID(CDP) — тренд на развитие решений CDP как никогда силен.
- Собираем 1st-party data и 2nd-party data с помощью партнеров. Если компания не может похвастаться никакими данными, кроме cookies, самое время задуматься о сборе собственных хардовых идентификаторов. Или искать партнеров, которые смогут их предоставить.
- Занимаемся обогащением и портретированием аудитории. Хардовые идентификаторы — это прекрасно, однако им не заменить знание своей аудитории. Хорошие 2nd-party-data-партнеры помогут обогатить и профилировать аудиторию для персонализированной коммуникации с потребителем. В этом вопросе не обойтись без поддержки банков, мобильных операторов и ретейлеров.
- Корректируем медийные стратегии. Привычные для рекламного рынка подходы скоро канут в лету, особенно стратегии, построенные на контроле частоты и доборе охвата. Обращаемся к коллаборации медийных и директ-маркетинг-каналов и переходим на полноценную омниканальную коммуникацию.
- Не забываем, что лучшее время для тестов готовых решений — прямо сейчас.
Big Data и искусственный интеллект — лучшие друзья таргетинга
Директор по развитию рекламных продуктов и монетизации данных производителя онлайн-касс «Эвотор» Игорь Оганесян рассказал, какие возможности может принести сбор данных малому и среднему бизнесу. Сервис «Эвотор» собирает данные с более чем 750 тыс. устройств, расположенных по всей стране. Это более 800 млн записей по MAC-адресам в сутки.
В феврале 2021 года у «Эвотора» появилась дополнительная возможность работать с данными. Правительство РФ потребовало от бизнеса указывать точное наименование товаров в чеке. Теперь продавцы не смогут обойтись сухими отметками вроде «услуга» или «товар», а будут указывать конкретные единицы SKU, в идеале с описанием размера и веса.
А значит, теперь сервис сможет аккумулировать следующие данные:
— данные чека;
— детализация до EAN (штрихкод, по которому идентифицируется каждая упаковка
товара);
— MAC-адреса посетителей;
— детализация по геоданным.
Полученные данные помогут точно определить, где находится их источник. По GPS-координатам не всегда получается определить расположение стационарного устройства.
Нормализация адресов и дополнительные проверки, которые проводит «Эвотор», уменьшают риск выбора неправильного геообъекта и ухудшения качества знания и таргетинга. Кроме того, сервис подготовил выборку из 15 тыс. эталонных объектов, чтобы легче определять тип бизнеса.
Определить, какие товары находятся в чеке можно с помощью штрих-кода. Для этого достаточно собрать собственный каталог штрихкодов, у «Эвотор» в него включены несколько миллионов позиций. В случае его отсутствия можно обратиться к ML и обучающим выборкам — они также облегчают распознавание товарных категорий.
Базовый идентификатор, с которым работает «Эвотор», — это MAC-адреса, и отказ браузеров от cookie-файлов также видится компании проблемой. Однако пока сохраняется связка MAC-адреса с внутренним идентификатором платформы, сервис сможет комфортно функционировать.
Из хороших новостей: в Европе в рамках GDPR было ослаблено давление на MAC-адреса. Теперь их можно свободно трекать и пользоваться полученными данными. В России с этим изначально не было проблем, потому что MAC-адрес не относится к персональным данным, а значит, его можно привлекать для решения различных задач:
- Движение out of home в сторону programmatic.
Главная задача, стоящая перед OOH, — создание крупных сегментов, которые
позволят выполнить таргетинг на охватном медиа, профилируя при этом
аудиторию.
- Доказательство эффективности. Раньше для доказательства эффективности коммуникации было принято обращаться к предиктивной аналитике, которая могла с высокой точностью предсказать, как поведут себя инсталлы и как частота влияет на покупки. В современных условиях с прогнозами все сложнее.
Предполагается, что понимание товарного наполнения торговых точек может на определенных гео показывать эффективность той или иной рекламной коммуникации. Однако подобные probabilistic-подходы нуждаются в дальнейшем тестировании.
- Проникновение разнообразных электронных платежных сервисов, а также цифровых чеков и QR. Показателен кейс «Пятерочки», которая предложила участникам программы лояльности перейти от бумажных чеков к цифровым ради сохранения окружающей среды.
Сеть получила дополнительные идентификаторы — в виде адресов почты или номеров телефонов покупателей, куда предлагалось отправить ссылки на чеки. Провайдеры таких данных смогут в будущем стать бенефициарами этой технологии, хотя малому бизнесу потребуется время, чтобы приспособиться.
Продукты Adtech
Head of R&D Adtech Products «ВымпелКом» Алексей Железкин отметил тренд на рост 1st-party-данных. Многие участники рынка научились с ними работать — правильно валидировать, хранить и эффективно использовать для рекламных кампаний. Если раньше сбором кастомных сегментов занимались аналитики, теперь им на смену пришла автоматизация и построение ML-моделей, которые легко справляются с огромным объемом данных. При этом компания использует data-driven-подход, когда сервис не базируется на своих или клиентских представлениях о целевой аудитории, а занимается глубокой аналитикой и выявлением инсайтов непосредственно с помощью ML.
Обращение к ML позволяет ответить на три ключевых для любого рекламодателя вопроса: где, когда и кому показывать рекламу.
1. Кому показывать рекламу.
Сейчас «ВымпелКом» работает с новым для себя подходом — «построением брендовых цепочек». Анализируя покупательское поведение можно выявить покупательские паттерны конкретного человека, понять, как разные бренды связаны между собой, а также построить кобрендинговые механики или таргетироваться на смежный бренд.
«Построение брендовых цепочек» отлично проявило себя в рамках кейса для одного мехового ретейла. Целевой аудиторией выступали покупатели этого бренда и клиенты его конкурентов.
«ВымпелКом» сравнил, какие магазины посещают эти сегменты, где совершают покупки, а также оценили их средний чек. Наибольшим различием между потреблением у двух групп неожиданно оказались спортивные товары — аудитории посещали одинаковые магазины, но предпочитали разные спортивные бренды.
Таким образом, брендовые цепочки позволяют собрать данные для таргетинга, построить кобренды, либо оцифровать и использовать для построения ML-моделей. Кроме того, в отличие от соцдема эти параметры дают больший вклад в эффективность рекламных кампаний.
2. Где показывать рекламу. ML-модели весьма удобны при расчете эффективности канала при первом касании, поскульку они способны учитывать кроссканальность и частоту коммуникации.
При этом они могут определить токсичность выбранного канала коммуникации для конкретного человека. Это помогает сделать правильный выбор между агрессивной push-коммуникацией и ненавязчивым баннером внутри мобильного приложения.
3. Когда показывать рекламу? В этом вопросе «Билайн», как телеком-оператор, явно имеет преимущество в виде наличия супергео. Этот инструмент позволяет инициировать коммуникацию с потребителем спустя несколько секунд после того, как он совершил то или иное действие. Например, зашел в торговый центр, перешел на сайт или ответил на звонок.
Не стоит забывать, что цифры сильно влияют на conversion rate, и привлечение сюда ML-модели поможет определить лучший момент для начала коммуникации. Прежде чем обращаться к потребителю, нужно понять, подойдет ли ему агрессивная коммуникация или стоит дождаться, пока он вернется домой и расслабится.
Комбинируя эти три ML-модели, можно значительно влиять на качество рекламных кампаний, которые откручиваются, и повлиять на весь рынок.
Развитие programmatic in-house
По мнению Надежды Маруевой, генерального директора Getintent, тренд на programmatic in-house стремительно захватывает Европу и Новый Свет. Три четверти западных рекламодателей частично либо полностью перевели и закупки in-house. В США эти показатели колеблются в районе 70%, а в Латинской Америке — 65%.
При этом почти половина брендов частично переводит закупки внутрь компании. Около 20% компаний создают рекламные отделы и планируют их развивать, 16% попробовали разобраться в этом вопросе самостоятельно, но вернулись обратно к агентствам, и еще 15% изначально не собирались ничего менять.
Несмотря на тренды, стоит отметить, что у переноса programmatic in-house есть свои темные и светлые стороны.
За создание внутри компании своего отдела programmatic говорят:
— Финансовая прозрачность — внутри компании
бюджетирование проекта более прозрачно, чем при работе с внешними
исполнителями.
— Удобный контроль — проще следить за реализацией стратегии на всех
этапах.
— Вовлеченность — сотрудники больше вовлечены во все процессы и лучше
понимают продукт, чем внешние консультанты.
— Производительность труда — штатный сотрудник готов серьезно
вкладываться в эффективное выполнение задач, потому что заинтересован в
развитии своей компании.
—Скорость принятия решений — штатный сотрудник быстрее реагирует на
изменения в рамках проекта.
Причины, по которым стоит все-таки задуматься о поиске партнера для
programmatic-закупок:
— Сложности для HR — чтобы создать внутри компании отдела
programmatic, потребуется много времени и сил. А подбор кадров осложнит не
самая благополучная атмосфера на рынке труда.
— Опыт только в рамках своего продукта — у сотрудников компании часто
ограничено видение, им не хватает взгляда извне, а также опыта работы в других
отраслях.
— Выгорание сотрудников — рутинная работа над одними и теми же задачами
нередко приводит к быстрому выгоранию сотрудников. Команда оказывается в
заложниках у своего проекта.
— Услуги селлеров могут быть дороже — не секрет, что крупные селлеры
часто предоставляют хорошие скидки крупным агентствам: привилегия, которой
лишены многие малые бизнесы.
— Сложность доступа к лучшим практикам — поиск решений под каждый проект
приводит к трате времени и изобретению велосипеда, в то время как в крупных
агентствах больше шансов встретить свежие идеи благодаря насмотренности и
хорошему знанию мировых практик.
Впрочем, важно сказать, что противопоставление агентств и in-house-практик едва ли актуально в 2021 году. Пространство возможностей позволяет выбирать между множеством опций, включая сотрудничество с разными партнерами, агентствами или технологическими платформами.
Кадры нужны как никогда
Спрос на специалистов в области programmatic сейчас велик как никогда — три четверти работодателей заинтересованы в пополнении programmatic-отделов. При этом 40% ищут двух и более человек в коллектив, а 17% — ищут трех.
Более 85% ищут менеджера по programmatic, около 40% заинтересованы в Group Head и четверть — в джуниорах.
Однако не все проходит гладко. Главная сложность при найме сотрудников, с которой сталкиваются практически все работодатели, — это недостаток квалифицированных кадров.
На рынке труда заметны перегретость и несоответствие тех зарплат, которых ждут кандидаты, тому, на что рассчитывают компании. Профессиональные кадры на рынке стоят дорого, а работодатели в принципе не готовы за них много платить.
Способы сэкономить бывают разные. 70% компаний готовы брать специалистов с минимальным опытом и интегрировать сотрудников, позволяя им развиваться внутри компании. Больше половины приглашают людей из смежных специальностей, примерно столько же — согласны исключительно на специалистов с опытом внутри рынка.
Дмитрий Юзвяк, управляющий партнер Onoff Global FZC, рассказал про интеграцию Getintent по API, которая позволяет автоматизировать рутинные процессы, запускать и настраивать рекламные кампании из своего интерфейса и получать статистику в единый dashboard. Технология удачно показала себя в рамках интеграции Getintent и digital-агентства Media Aliens в Казахстане. Media Aliens с помощью API подключили полный функционал Getintent к собственной рекламной платформе. При этом использовались все возможности API — начиная от управления ставками и заканчивая подключениями и отключениями данных, аналитикой и отчетностью. Кроме того, в системе медиазакупок Media Aliens предусмотрен конструктор отчетов, в котором клиент может просматривать, сортировать и выгружать данные о текущих и архивных рекламных кампаниях.
Нативность и контекстуальность, или Как завоевать сердце строптивого потребителя. Head of Brand Strategy Hybrid Яна Третьякова считает одной из главных дилемм рекламного мира противостояние потребителей и рекламодателей. Пользователи не желают видеть рекламные коммуникации и делиться персональной информацией, в то время как бренды жаждут узнать все о своих потенциальных клиентах и донести до них свою рекламу.
Выход из этой ситуации — в нативности и контекстуальности. В связи с отменой cookies Hybrid решили пересмотреть свой подход к рекламе. Компания планирует создать семейство брендов-партнеров, каждый из которых будет направлен на решение точечной задачи клиента. А объединения таких нишевых брендов в единую систему обеспечит комплексный подход.
Ключевое решение было почерпнуто из опыта дочернего бренда Vox, который занимается in-visual-форматами. Именно он вдохновил создателей Hybrid перетянуть такие технологии для непрограмматического решения in-image и in-video, как аналитика контекста 360.
Анализу подвергается не только текст, размещенный на платформе, но и визуальное наполнение страницы, включая изображения и видео. В скором времени Hybrid пойдут дальше и добавят анализ аудио.
К анализу привлекут ML и искусственный интеллект: именно так можно будет понять, достойна ли конкретная страница размещения рекламы и насколько она подходит для продукта.
Креативоцентричная модель. В погоне за контекстуальностью и таргетингами не сткоит упускать из внимания креатив. Ведь это основной способ донести рекламное сообщение, итоговый комплексный продукт, с которым взаимодействует потребитель.
Важно учитывать вкусы пользователя, понимать, какой контент даст позитивный фидбэк и сформирует отличное отношение к бренду. Микс из пожеланий пользователя, основанный на контенте, и нативного формата смогут стать альтернативным решением, которое не требует отслеживать, какие страницы посещают пользователи.
Brandformance и трансформация подходов
Трансформация подходов в programmatic затрагивает все привычные этапы размещения кампаний — от постановки задач до аналитики. Дмитрий Егоров, Chief Digital Officer Havas Media, выделил главные изменения, на которые стоит обратить внимание:
- Задачи становятся все ближе к бизнес-целям клиентов. Сокращается цепочка метрик и цепочка задач. Если раньше рекламодатели ставили классические задачи вроде охвата, знания, досмотров или конверсий на сайте, то сейчас на первое место вышли продажи через офлайн или онлайн.
Помимо задач, меняются и инструменты, к которым принято обращаться. Показатели больше не отслеживаются внутри систем трекинга и верификации или с помощью привычной веб-аналитики. Сейчас все трекается уже внутри CRM.
- Любую целевую аудиторию можно описать через сторонних поставщиков. Исследование «Яндекс» показывает, что соцдем утратил статус самого популярного вида таргетирования. Рекламодатели предпочитают ему кастомные сегменты, сегменты CRM, а также сегменты сторонних DMP.
Все больше индустриальных игроков начинает открыто монетизировать свои данные — начиная от телеком-операторов, заканчивая ретейлерами.
- Привычные форматы начинают работать на конечный перформанс. Даже классические форматы вроде ТВ обогащаются конверсионной историей и начинают приближаться к конечному действию. Появляются новые форматы — shoppable, а также форматы с оптимизацией на конечные продажи установки.
- Креатив говорит с целевой аудиторией на одном языке. Рекламодатели хотят понимать свою аудиторию и подбирают для нее контент в зависимости от площадки размещения. Так, если для TikTok подходит вертикальный UGC, то для других социальных сетей нужно адаптировать креатив. При этом нужно помнить не только про особенности самой платформы, но и про вкусы ее пользователей.
- В аналитике и оптимизации ярко проявляется тренд на централизацию. Рекламодатели внедряют единые платформы, аккумулирующие сигналы с рекламных кампаний, CRM, а также мобильных приложений. Задачи движутся в сторону конечных бизнес-результатов, и технологии отвечают на эти изменения.
Все форматы становятся перформанс-ориентированными, появляется больше эффективных источников данных, возникают технологии, которые помогают централизованно работать с данными и оптимизировать показатели.