Технологии и брендинг 2017: какие инновации использовали бренды в этом году
Быть технологичным брендом уже не является опцией для компаний – современный потребитель ожидает технологичного и персонализированного подхода от каждого продукта или услуги. Генеральный директор московского офиса Landor Олег Кузьмин рассказал, какие технологии использовали компании в 2017 году и как инновации формируют новый подход к управлению брендом
Бренды стали более активно использовать умную упаковку
Бренды всё чаще стали придумывать решения, которые нацелены на то, чтобы сделать жизнь потребителя проще. Таким образом они стремятся создать более тесную связь со своей аудиторией. Именно эта задача ложилась в основу digital-упаковок, которые появлялись на рынке в этом году.
Пример: Британский ритейлер Sainsbury выпустил упаковку для
ветчины под СТМ, которая показывает, как давно открытый продукт лежит в
холодильнике. Специальный ярлык постепенно меняет цвет после вскрытия упаковки,
к тому же он чувствителен к температуре хранения, поэтому в холодильнике смена
цвета происходит медленнее. Подобное использование технологий в упаковке решает
сразу две задачи бренда: повышает лояльность потребителей, потому что бренд
становится их помощником, а также позволяет оптимизировать экономические
потери, сокращая уровень утилизации еще качественных продуктов.
А что дальше
Умная упаковка будет эволюционировать, приобретая все новые и новые полезные функции для потребителей. Например, маркеры с электронными чернилами на упаковке таблеток будут фиксировать время приема и напоминать людям через приложения чтобы те не забыли вовремя принять лекарство. Также будут развиваться встроенные в упаковку решения на основе технологии блокчейн, гарантирующие происхождение и аутентичность товара. При этом компании будут стараться находить эффективные инновационные решения, не сильно влияющие на цену продукта.
Компании стали придумывать новые сенсóрные элементы бренда
В уходящем году глаз потребителя буквально замылился в информационном потоке, ему сложно отличить один бренд от другого. Чтобы решить эту проблему, компании стали использовать технологии для создания новых опознавателей (маркеров идентичности) своего бренда.
Пример: Недавно VISA представила звуковые,
анимационные и тактильные опознаватели бренда. В скором будущем по завершении
транзакций (онлайн и офлайн) пользователей будут уведомлять анимационной
картинкой, звуковым сигналом или короткой вибрацией.
Почему бренды должны думать в этом направлении
Нововведение от Visa является отличным примером того, как компании реагируют на новые форматы потребления их услуг: например, во время оплаты через мобильные устройства, когда сам логотип бренда не всегда виден потребителю. Компании должны отследить, как именно их бренд встроен в новую экосистему и при необходимости использовать новые каналы взаимодействия бренда с потребителем.
Геймификация затронула и брендинг
Коммуникация от бренда перестает быть скучной, всё больше компаний используют интерактивные форматы и новые медиа для вовлечения потребителей. В 2017-м мы наблюдали массовую интеграцию брендов в игры: product placement брендов в уже существующие игры, игры, созданные полностью под цели компании, игровые форматы в социальных сетях компаний.
Пример: Бренд Lay’s активно использовал игры во всех своих
маркетинговых коммуникациях этого года. Сам сайт компании носит игровой
характер: интерактивные иконки, тесты, видео – все это превращает коммуникацию
бренда со своим потребителем в развлечение. Для презентации нового острого
вкуса бренд предложил фанатам чипсов сразиться с командой Lay’s в виртуальном
футбольном матче.
Есть ли место для игр в B2B-сегменте?
Эмоциональное воздействие играет важную роль и в B2B-коммуникациях. Игры могут использоваться для информирования о новых продуктах, для иллюстрации их преимуществ, для ассоциации бренда с продвинутыми современными решениями. Здесь можно привести много примеров, один из последних – от компании Jupiter Networks, предлагающей сетевые технологии на американском рынке. Компания запустила игру Deception Force, в которой в игровой форме шел рассказ об основных преимуществах новых антивирусных продуктов компании. Через игру компания смогла завоевать внимание своей аудитории – IT-специалистов, которые обычно перегружены потоком однотипных коммуникаций от конкурентов.
Появление кобрендинговых проектов для интернета вещей
В 2017 году многие бренды со схожей ЦА устраивали партнерские коллаборации. Особенно удачно это вышло у технологичных компаний, у которых есть возможности применения интернета вещей.
Пример: Сбербанк и Qlean запустили тестирование совместной «Кнопки Сбербанка», которая поможет пользователям быстро отправить заказ и оплатить уборку. При нажатии кнопки в системе Qlean будет создаваться предварительный заказ, затем представители компании будут перезванивать клиенту для уточнения деталей, после чего клиент сможет оперативно оплатить услугу через Сбербанк-Онлайн.
Какие проблемы могут возникнуть у маркетологов при запуске продуктов с технологией интернета вещей?
Интернет вещей открывает много возможностей для самых разных категорий. Но и создает много новых вопросов. В ситуации, когда ваш холодильник будет автоматически дозаказывать продукты, кто становится целевой аудиторией для производителей продуктов питания? Или когда вы будете просить вашего электронного помощника купить авиабилеты, через какой сайт он будет это делать? Скорее всего это будут площадки-партнеры, которые предложат потребителю более выгодную цену. Брендам, которые продают свои услуги онлайн, необходимо начать вести переговоры в этом направлении, чтобы не упустить перспективную бизнес-нишу.
Компании активно готовили инфраструктуру для внедрения блокчейна
Современный мир предполагает все большую открытость. Любые факты о деятельности компании, как позитивные, так и негативные, быстро становятся известны общественности. В этом году мы наблюдали, как компании постепенно начали подготавливать инфраструктуру для внедрения блокчейна на B2C- и B2B-уровне.
Пример: Компания IBM объявила о запуске проекта по
использованию технологии блокчейн для контроля поставок продуктов совместно с
крупными производителями товаров и ретейлерами (включая Unilever, Nestle,
Walmart и Kroger). С помощью блокчейна IBM планирует контролировать действия
нескольких сотен участников процесса и отслеживать цепочки поставок и
продуктов.
Как именно блокчейн сможет повлиять на развитие вашего бренда
Во-первых, блокчейн положит конец сомнениям потребителей относительно подлинности товаров. Во-вторых, с помощью блокчейна можно будет закодировать правило бренда, которое невозможно будет перезаписать, например, каждый покупатель с определенным стажем потребления или объемом покупок получает особые бонусы. В-третьих, он поможет изменить облик корпоративной социальной ответственности компаний. Обещания брендов можно будет легко проверить. И наконец, в эпоху скандалов с защитой персональных данных пользователей блокчейн даст участникам рынка возможность обезличивать большие массивы данных. Это поможет потребителям избавиться от страхов относительно идентификации и в то же время позволит брендам создавать более востребованные предложения.