Рекламный газ


Digital | 29 Января 2010

Рекламный газ
"А теперь прервёмся на рекламу"

"А теперь прервёмся на рекламу". Именно после этих слов каждая не обременённая параличом рука рефлекторно начинает тянуться к пульту, чтобы прощёлкать несколько десятков каналов в поисках чего-то другого. Но то ли все телестанции превратились в рекламу с перерывами на передачи, то ли вы тот единственный счастливчик, который попал-таки на зелёную волну, но в подавляющем большинстве случаев, переключая канал, вы снова попадаете на рекламу.

Когда кнопка была одна-единственная, рекламщикам (профессий-то таких не было) жилось вольготно. Как только стала появляться мнимая альтернатива, тут и началась та бесконечная чехарда, из-за которой сейчас не понять - требует ваша жена велотренажёр потому, что он ей действительно нужен, или потому что производитель заплатил ей, чтобы она почаще произносила его название в местах, где помимо неё, есть ещё хотя бы один живой человек и он не в наушниках.

Я склонен считать, что именно из-за попыток целевой аудитории противостоять рекламному натиску мы теперь имеем то, что имеем. Если завтра внеземные цивилизации прилетят колонизировать Луну, то без сомнения Брин и Пейдж отдадут треть американского бюджета, чтобы на брюхе нашей планетки лесозаготовительные компании выбрили логотип их компании размером с Сибирь.

Итак, они дали нам рекламу в телевизоре - мы подключили кабельное. Они начали пихать её на радио - мы изобрели mp3. Повесили в метро - плевать, мы самая читающая нация. Пустили на улицу через громкоговорители - так у нас есть айпод, изобретённый Джобсом, айтюнс, изобретённый Джобсом и любимый подкаст, записанный Джобсом. Завалили ею Интернет - есть и на это ответ, специальные радетели уже сваяли умный adBlock в миллионе ипостасей.

К сожалению, в нашей войне против рекламщиков мы постоянно забываем о том, что развязали её именно потребители, и именно поэтому мы теперь всегда на шаг позади.

# # # #

Совсем недавно я наткнулся на довольно интересный пост в одном популярном блоге. Автор рассказывал о якобы случайно завязавшихся приключениях, в которые, помимо него, была втянута одна крупная компания. Несмотря на то, что общий информационный посыл заключался в описании терминальной стадии идиотизма сотрудников компании, пост изобиловал ссылками, а логотипов в нём было больше, чем орденов на груди Брежнева. Больше всего, как это обычно бывает, позабавили сторонние комментарии, в которых читатели очень одобрительно отзывались об авторе и всех пертурбациях, с ним приключившихся. Кстати, это именно те люди, которые после установки фаерфокса первым делом поверх ставят AdBlock.

Можно, конечно, решить, что автор накатал такую простыню ради читателей или ещё каких глупостей, но я скорее поверю в стодолларовый мотиватор (вполне обоснованная для России оплата за 3000 знаков сугубо рекламного текста).

Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что можно искренне любить какую-то компанию или бренд настолько, чтобы писать об этом длиннющие посты в блог с посещаемостью под 40.000 в месяц. Это хорошо, я не имею ничего против. Просто после того, как мы повключали эшелоны своих антивирусных комплексов, и эскадрильи баннерорезок, у нас возникла необходимость с недоверием относится к любому материалу, в котором есть хотя бы намёк на рекламу. А что вы хотели?! Они нам новый вид рекламы - мы им новый способ борьбы с ней. Прямо как бесконечно-зацикленная война вирусмейкеров с Касперским.

Да и реклама в чужих постах, прямо скажем, золотая жила. Под закон о рекламе она не попадает, налоги с неё платить не нужно. Аудитория широкая и сравнительно, качественная. Рынок не разработан так сильно, как, например, в Штатах - а значит, блогеры стоят копейки. Просто мечта.

# # # #

Что-то я увлёкся описанием маркетинговых профитов и совсем уж забыл, на чьей я стороне.

А что вообще не устраивало рядового пользователя в интернет-рекламе "старого образца"?! В конце концов, в ней можно найти и свои положительные стороны. Например, по типу отдаваемой сайтом рекламы можно легко судить о числовых порядках его посещаемости и даже о качестве контента. Такая реклама не бьёт из пушки по воробьям, как та, что в телевизоре. И уж тем более не бьёт из гаубицы по мухам, как та, что в метро. Медийка теперь всегда привязана к теме сайта (право, я не видел, чтобы на iXBT.com мне предлагали косметику, зато на каналах Дискавери предлагают постоянно), про контекстную рекламу всё понятно из названия (и ведь, что интересно - работает). А про ультратаргетинговую рекламу в каких-нибудь социальных сетях и говорить не приходится. Тут вы вольны рекламировать даже свежее бабушкино варенье для жителей собственного подъезда старше 35 лет. 70 рублей за банку, оплата в WMR или голосами вконтакта. Самовывоз с девятого этажа.

Многие сердобольные любят скулить о том, что реклама - это информационный мусор и она сильно мешает погружаться в магическую атмосферу пиратского Гарри Поттера, лежащего на Либрусеке. Дескать, справа у вас Экспекто Патронум, а слева бизнесс-дни Майкрософт. При наличии в Интернете огромного числа букмарклетов и скриптов, которые способны при одном нажатии кнопки превратить ваш браузер в прекрасно приспособленную для чтения с экрана книгу, решение проблемы с помощью фильтра рекламы не выглядит грамотным.

# # # #

Остаётся ещё одна проблема, о которой любят писать люто-бешенные ненавистники рекламы в Сети - приватность. В конце прошлого года на одном шибко популярном ресурсе для гламурных веб-программистов бурлила дискуссия, вылившаяся из чьего-то эксперимента. Автор утверждал, что ему якобы начал сыпаться в почту релевантный спам. Т.е. на протяжении нескольких лет он запоминал вопросы, которые задавал Гуглу, и потом удивлялся, тому что в папке со спамом вместо предложений увеличить член и посмотреть хоум-видео пьяной парочки начали скапливаться предложения купить новую паяльную станцию и комплект сервоприводов в придачу.

Программисты были потрясены до самых глубин своих программистских внутренностей. Честно говоря, читая комментарии, мне даже показалось, что некоторые из них скончались от внезапного инсулинового шока или бешенства. Как же так?! Гугл и спамеры заодно?! Гугл и есть спамеры?! Спамеры и есть Гугл?! Кто кому продаёт данные? Кто на этом зарабатывает больше, а кто меньше? Чего ждать дальше? Почему с пользователями опять обращаются как с шерстяными барашками? Где в конце концов повсеместно декларируемая приватность?

Вопросам не было конца. Ответов от предводителей Гугла не появлялось - то ли они находятся в другом часовом поясе, то ли считают Россию "Нигерией в снегу", а разговаривать с матрёшками и балалайками не умеют.

Мне же во всей истории непонятно другое. Все 15 лет жизни этого программиста (как известно, любой сферический программист в вакууме подключен к Интернету с рождения, даже если в те годы Тим Бернерс-Ли ещё не закончил детский сад с отличием) ему ходил спам с предложением ненужных услуг. Т.е. телевизионный уровень рекламы с поправкой на отсутствие у электропочты PG-рейтинга. А потом в один прекрасный день спам превратился в релевантный. Так-так, секундучку... Технически это всё-равно спам, но фактически это дополнительная информация "по теме" (мне такую присылает eBay. Что-то вроде "Вы у нас тут покупали вантуз?! Так вот, сегодня привезли для них отличные унитазы"). Просто её для программиста собрали спамеры, а не какой-нибудь поисковый гигант, помешанный на зелёных технологиях.

Это как если бы американская зубная фея субсидировала ремонт каждого вашего повреждённого зуба на 70% от суммы в чеке. С одной стороны - ничего приятного - всё равно больно, всё равно сверлить, но возможность сильно сэкономить греет душу. Этому программисту лучше бы вопить от счастья, а не выяснять, кто его так подло слил и кому. Хотя, возможно, тут я перегибаю палку - сам не программист, да и макбука у меня нет.

# # # #

Кажется, я описал все причины, по которым регулярно заглядываю в папку со спамом, обращаю внимание даже на самую поганую рекламу на сайтах и даже (а, гори оно всё огнём, я скажу это) кликаю на некоторую. И судя по тому, что Last.fm уже давным-давно стал выборочно-платным, помимо меня одного этим занимается ещё кто-то в США, Англии и Германии.

Нет смысла воевать с легионами рекламщиков и маркетологов. Нет абсолютно никакого толка от всех этих мер по принудительному отключению рекламы на клиентской стороне. Уже завтра мы придумаем, как можно выявлять скрытую рекламу в записях блогов и статьях. Это значит, что послезавтра у маркетологов будет новое оружие, способное отдавать нам рекламу таким образом, что мы будем уверены в том, что на самом деле не смотрим рекламу, а едим томатный суп. Поведение рекламы сродни поведению газа - она быстро заполняет весь доступный объём.

Успокойтесь, расслабьтесь и постарайтесь получить выгоду от того, что имеете сегодня. Нам не выиграть эту войну равно как свежеиспечённому iPad'у не выиграть конкурс "Оправданные ожидания 2010".

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама