Жру не могу
Когда рекламщики наймут Германику и Гагу?
Когда мне стало известно, что на Первом канале в седьмом часу вечера в ежедневном формате поставили сериал Валерии Гай Германики, я выругался. Коротко, но емко. В 2008 году ругань в адрес режиссера была крепче. Тогда, выйдя осенним пятничным вечером из кинотеатра на Чистопрудный бульвар после просмотра «Все умрут а я останусь» авторства Германики, долго не мог собрать по частицам мозг. Над ним как будто надругались. Сделали что-то плохое, тупое и бессмысленное. С идеологическим лозунгом «да пошли вы все» наперевес.
Теперь сериал от режиссера чего-то плохого, тупого и бессмысленного, зато эпатажного и где «снимают то снизу, то сбоку, то через длинный план», есть у Первого канала. То есть у главной эфирной кнопки появился свой «Дом-2». Чего не сделаешь ради избавления от славы пенсионного СМИ.
Больше года назад началось повсеместное расползание навязчивого промо Леди Гага, взявшей за основу творчества фрик-шоу и отличившейся фразой «я пишу песни под платья». Хиловатый музыкальный материал был прикрыт несколькими слоями эпатажа и мишуры, и это не вызывало доверия. Сама певица, похожая одновременно на женщину-андроид и Мерлина Менсона, если бы тот носил лосины, тоже. Спустя несколько месяцев из этого цирка шапито мейджоры рекорд-рынка начали с натугой лепить нью биг тинк года.
В обоих случаях из эстетически непростого материала события раздуть удалось. Возведя в культ и Германику, и Гагу. В первом случае постаралось руководство телеканала, во втором процесс начал лейбл певицы. И у них не было другого выбора.
Современный потребитель, живущий в режиме «жрать, срать, ржать», как провозгласил один мультяшный рунетовский герой, вбирает в себя слишком много пресной информации. Ему трудно сеять разумное, доброе, вечное. Работают другие приемы. Шок, ложь и провокация. Чтобы все не как у всех. Но и не для маргинальной публики. А для народа. Отвратительные порой персонажи, гиперболизация, потогонные зрелища. Промывка мозга без предупреждения.
Фильмы и концерты рентабельны только в амплуа шоу (нужно
тягаться по зрелищности с тем же кинематографом), а смерть медиагероя – лучший
повод заработать на его имени. Скончавшегося Майкла Джексона еще несколько
месяцев после погребения на всех музыкальных церемониях чествовали как живого,
заочно вручая немыслимое количество статуэток и присваивая самые сумасбродные
регалии. Так традиционная музыкальная индустрия с одной стороны старалась
урвать последнее, оживляя бездыханный бренд, с другой расписывалась в
собственной беспомощности - отсутствии новых сильных
имен.
Киноиндустрия благодаря бюджетам, удобной потребителю форме и широте средств
самовыражения стала локомотивом творческих индустрий. Недаром фильм «Аватар» -
3D шоу во плоти - побил абсолютный рекорд по сборам. На этом фоне не сильно
обделенный в выразительных средствах рекламный конвейер, традиционная
платформа для воплощения нестандартных идей, продолжает штамповать продукт с
обтекаемыми формами и лаконичным содержанием. В индустриальных итогах года тем
временем масса околорекламных событий и персонажей. Даже на фоне
агонизирующего рекорд-бизнеса, который выкручивается как может, выжимая все
соки из своих джексонов и гаг, рекламная индустрия как минимум теряется.
Ввиду своей неизбежной предсказуемой сервильности в новой
реальности отрасль порой выглядит усталым ретроградом, к которому притупился
интерес окружающих.