Ретаргетинг в мобильных приложениях: как решить проблему оттока пользователей
Как в условиях напряженной конкуренции 2025 года возвращать клиентов? Правда ли, что email-рассылки и СМС-пуши больше не работают? Насколько в этом помогает ИИ? И что чаще всего мешает современному бизнесу сегментировать аудиторию и удерживать ее в приложении больше двух недель? Обо всем этом рассказали в агентстве мобильного маркетинга MobiAds

По данным Statista, количество мобильных приложений в AppStore и Google Play суммарно составляет 5,7 млн. Из них 25% удаляются пользователями вскоре после установки и первого захода, а остальные делят между собой годовую выручку в $150 млрд. А в целом на мобильные приложения приходится до 85% общего экранного времени пользователей смартфонов.
На покупках в приложении зарабатывает бизнес из разных областей, при этом основной доход приходится на лайфстайл, мобильные игры и шопинг. В эти три категории можно отнести почти весь интернет-бизнес: доходы компаний напрямую зависят от того, смогут ли они удержать пользователя и заставить его вернуться.
Third-party-данные и их аналоги: как собирать информацию о пользователях
В 2025 году и Android, и iOS ограничили доступ к сбору third-party data (информация, которую собирают сторонние сервисы или компании). В настройках обеих систем достаточно выставить флажок, который будет запрещать сбор данных. По данным Statista, на сбор cookie-файлов соглашаются только 33% пользователей, а Google в течение трех лет решил прекратить использование сторонних cookie. Более 25% маркетологов по всему миру отказались от cookie в пользу собственной идентификации пользователей, которая представляется лучшей альтернативой.
Данные с сайта Statista показывают, что 67% маркетологов отвергают куки-файлы и соглашаются с Google
Этот момент критичен для ретаргетинга: поскольку сторонний сбор данных ограничен, рекламодатели столкнулись с проблемой адекватной идентификации пользователя.
Дмитрий Зотов, сооснователь Affise:
«Самая популярная альтернатива third-party data — квизы: сначала пользователя нужно хоть как-то сегментировать».
Акцент на first-party (информация, которую компания собирает напрямую от пользователей через собственные каналы) можно считать одним из главных трендов 2025 года. Эти данные позволяют сегментировать аудиторию и проводить эффективный ретаргетинг. Лучший способ собирать first-party — прямо контактировать с пользователем: квизы, опросы показывают себя эффективно.
Например, компания Jones Road Beauty в 2025 году использовала квизы как ключевой этап воронки. На основе ответов пользователей были составлены индивидуальные рассылки и уникальные предложения под запросы покупателей, собраны email. AOV (Average order value — средний чек) компании вырос с $60 до $90, а на бренд обратили внимание и стали его клиентами 125 тыс. человек.
Бесплатные и платные каналы для ретаргетинга: какие лучше
Роль бесплатных каналов для ретаргетинга — пушей, SMS, email-рассылок — в 2025 году по-прежнему остается высокой. Однако акценты сместились — с охвата наибольшего числа пользователей до конкретной задачи внутри определенной вертикали.
Михаил Петров, глава отделения мобильного маркетинга «Столото»:
«В 2025 году бесплатные инструменты ретаргетинга остаются актуальными, но до платных источников им теперь весьма и весьма далеко».
Главное преимущество платных решений — свобода в выборе конкретного формата. Там, где бесплатный инструментарий ограничивается SMS-уведомлением, пушем или email-письмом, платный позволяет обращаться к видео, персональным баннерам или рекламе приложения через магазин в случае, если пользователь давно не использовал его.
Для ретаргетинга можно использовать как соцсети, так и программатик-ПО. Однако предпочтительный формат всегда упирается и в вертикаль, и в цели рекламной кампании.
Анна Горелова, менеджер по привлечению пользователей «Звук»:
«Все зависит от вертикали, задач и бюджетов. Чаще всего мы распределяем бюджет на РК следующим образом: 35% на соцсети, 55% на программатик-сети, а остальное — на аффилиат-сети. Это не универсальный подход, но чаще всего придерживаемся именно его».
Не следует забывать, что без проработанных данных и грамотной сегментации пользователя не сработает никакой инструмент. Перед тем как использовать ретаргетинг, всегда нужно определять, кого и с какой целью на самом деле возвращать и как этого добиться в случае конкретного сегмента аудитории.
Массовость или персонализация: что предпочтительнее для ретаргетинга в 2025 году
Если раньше акцент был на массовость — множественные пуш-рассылки и письма каждому клиенту, который не заходил в приложение дольше 14 дней, — то сегодня акцент сместился на цели рекламной кампании.
Анна Горелова, менеджер по привлечению пользователей «Звук»:
«У нас все зависит от целей. Если мы пытаемся зацепить массовую аудиторию, то выбираем подход через классный офер. Если ставим себе цель вернуть аудиторию по узкой тематике, то используем прицельные баннеры. Лучше всего проводить А/B-тесты: мы используем и то, и другое».
В зависимости от задачи меняется и инструментарий. Эксперты говорят, что для работы с массовой аудиторией подходят пуш-рассылки, email и баннеры, предлагающие появившийся у компании классный офер. А для привлечения узкой аудитории — видеокреативы, которые дают больше информации, чем баннеры, и привлекают внимание лучше статичных изображений.
Статистика по просмотрам статичных баннеров и видео. Источник — minta ai
Универсальных инструментов нет — выбор зависит от вертикали, бюджета и конкретной задачи.
Рекомендации и советы по ведению ретаргетинга в 2025 году
Четверть приложений обречены быть удаленными после того, как пользователь открыл их всего один раз. Чаще всего это происходит потому, что по какой-то из причин, указанных на изображении, клиент не оценил его положительно.
Однако недостаточно сделать приложение просто хорошим. Рекламная кампания на ретаргетинг не должна затеряться среди остальных. Чтобы добиться этого:
-
изучайте аудиторию, ее поведение в приложении и создавайте сегменты пользователей, чтобы делать персонализированные предложения;
-
составьте карту пользовательского пути и на ее основе продумайте кампании, которые рассчитаны на разные этапы жизненного цикла пользователя;
-
соберите данные о поведении пользователей в приложении и сегментируйте аудиторию для эффективной коммуникации;
-
используйте диплинки на целевые страницы предложения, чтобы сократить путь пользователя до нужного вам экрана или действия;
-
экспериментируйте с креативами, оферами, посадочными страницами и оценивайте эффективность каждого из них, чтобы определить лучшие варианты.
Дмитрий Зотов, сооснователь Affise, утверждает, что ИИ, даже находясь на пике своей популярности в 2025 году, остается просто инструментом. Акцент всегда нужно делать на качестве сегментации пользователя и на его данных. Только потом искусственный интеллект поможет их досегментировать.
Александра Мареева, Head of Mobile Performance компании «Спортмастер», рекомендует в определенные даты увеличивать спенд на ретаргетинговые РК. В ее случае таковыми стали 15, 30, 10 и 25-е числа каждого месяца, когда люди получают зарплату и могут выкупить товары в корзине.
Важно уделять внимание частоте показов. В основном компании получают отказ, когда, наоборот, пережимают и делают креатив раздражающим пользователя, а не завлекающим его.
Александра Мареева, Head of Mobile Performance в «Спортмастере»:
«Самое главное — офер: если нам нечего предложить, то, даже если клиент придет, он ничего не купит».
Главной ошибкой по-прежнему остается попытка подражать конкурентам без понимания собственной вертикали, ее ограничений и бюджетов. Так, Михаил Петров, глава отделения мобильного маркетинга «Столото», упомянул, что в приложении функционал корзины исчез: клиенты должны сразу выкупать выбранный билет. Как отметили в MobiAds, этот шаг хорошо показал себя в случае лотерейного бренда, однако для любого e-com-приложения он был бы фатальным.
Итог
Согласно данным AppsFlyer, конверсии от ретаргетинга составляют не менее 30% от общего показателя конверсий через мобильные приложения. Но чтобы использовать его эффективно, нужно помнить о нескольких рекомендациях:
-
Всегда делайте акцент на аналитику — чем больше данных, тем лучше.
-
Выбирайте инструменты в зависимости от целей, бюджетов и вертикали.
-
Распределяйте бюджет грамотно и делайте акцент на тех инструментах, которые позволят привлечь именно нужную когорту аудитории.
Универсальных инструментов ретаргетинга не существует: эффективность кампаний напрямую зависит от аналитики и глубокого понимания потребностей аудитории.