Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex



Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex
AdIndex.ru совместно с издательством «Манн, Иванов и Фербер» продолжает рубрику «Культурный обмен». В этот раз заместитель главного редактора «Эха Москвы», куратор Британской высшей школы дизайна, руководитель агентства «Инфографика», аниматор Ceremony agency и директор Академии Коммуникаций Wordshop рассказывают, что почитать и посмотреть для развития воображения

Развитое воображение позволяет эффективно решать повседневные задачи и создавать новые проекты и креативные образы. Именно фантазия двигает прогресс вперед. Существует множество методик, книг и лекций, позволяющих научиться нестандартно мыслить.

В этой статье Андрей Пуратов, Британская высшая школа дизайна, Сергей Кожара, SpecialOne, Николай Романов, «Инфографика», Алексей Рубищев, Ceremony agency, Татьяна Фельгенгауэр, «Эхо Москвы», и Светлана Майбродская, копирайтер, неймер, филолог  и директор Академии Коммуникаций Wordshop, делятся секретами развития воображения, рекомендуют книги и полезные упражнения, необходимые для тех, кто хочет научиться фантазировать.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

AdIndex.ru и издательство «Манн, Иванов и Фербер» проводят совместный конкурс. Каждый участник рубрики задаст читателям AdIndex.ru по одному вопросу. Ответивший верно на все шесть вопросов получит библиотеку из 8 книг для самообразования! Варианты ответов присылайте на почту tatiana@adindex.ru до 16:00 (по московскому времени) 17 июля 2015 года. Итоги конкурса мы подведем на сайте AdIndex.ru 24 июля 2015 года. При получении нескольких правильных ответов победитель будет выбран случайных образом.

 

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex


Андрей Пуртов,
куратор интенсивного курса «Брендинг» Британской высшей школы дизайна

Если честно, то меня больше вдохновляют не книги, а моя семья, студенты, клиенты, путешествия и общение с людьми. Художественную литературу я в последние годы читаю достаточно редко, предпочитая более прикладные книги. Но с профессиональной литературой все обстоит не очень здорово, при всем ее ассортименте. Есть очень много книг, в которых полезны буквально 1-2 мысли. К сожалению для читателей, специфика современного издательского бизнеса заключается в том, чтобы не делать очень хороших книг, не «закрывать тему одной книгой», а работать по принципу «одна мысль – одна книга». Исключения существуют, но их достаточно немного. Если советовать книги-бриллианты, насыщенные полезной информацией до предела, то пусть будут вот эти:

«Тридцать шесть стратагем» (древнекитайский военный трактат, автор неизвестен) – о творческом подходе к стратегии. Незаменима для всех, кто хочет научиться осознанно применять ведущие к победе стратегические решения.

«SAS. Руководство по выживанию» (Джон «Лофти» Уайзман) – о творческом подходе к тактике. Учит верить в себя, эффективно действовать и добиваться успеха в любой, самой сложной  ситуации.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

101 design methods (Vijay Kumar) – о методиках поиска творческих решений в процессе перехода от стратегии к тактике. Книга-бриллиант, каждый разворот которой представляет собой описание одной из стратегических, маркетинговых, design thinking или NPD-методик.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

 

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Сергей Кожара,

креативный директор SpecialOne

По своему опыту могу сказать, что главное для развития воображения – это слом собственных стереотипов. Они закладываются далеко в детстве, а быть может, еще и до того, и потому путь на свободу очень трудный и конца не имеет. Интересно, что даже творческая среда влияет не на всех: я встречал мощных художников-академистов без воображения и столяров-фантазеров.  Открытые всему новому люди, как правило, идут дальше. По этому поводу рекомендую перечитать «Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича. Еще на тему столкновения творческого и костного есть прекрасный фильм Лунгина «Такси-блюз». 

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Для воображения также важен и творческий эксперимент. Здесь огромное количество примеров, поэтому выберу несколько на свой вкус. Очень полезен Даниил Хармс, включая стихи для детей. Стоит взглянуть на творчество Мишеля Гондри в подборке The Work of Director Michel Gondry, а также на дуэт молодых Тима Рота и Гарри Олдмана в фильме «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Для тех, кто любит «разложить по полочкам», рекомендую бестселлер Джона Лерера  «Вообрази». Это занятное чтиво, в котором есть вполне разумные советы. Например, по организации труда, а вернее, отдыха для стимуляции креативности.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

А еще для воображения полезно от всего отвлечься, долго гулять в красивом месте, например, в Питере, и с пустой головой зайти в Эрмитаж на выставку замечательной Захи Хадид.

 

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Николай Романов,
руководитель агентства эффективных коммуникаций «Инфографика»
 

Дэн Роэм «Визуальное мышление»
80% информации мозг воспринимает визуально, а эта книга учит, как грамотно представить свои мысли в виде образов. Получается замкнутый круг: книга учит, как зарисовать свои мысли – мозг лучше их считывает – появляются новые идеи.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex


Кроме этого, «Визуальное мышление» отличное руководство к тому, как с помощью небольших зарисовок убеждать других людей.

Хулио Кортасар и Карлос Кастанеда
С творчеством этих гениев знакомы, конечно же, все. Но, могу судить по личному опыту, большинство читает их книги в старших классах школы или университете. Попробуйте перечитать их сейчас. Уверен, результат вас буквально шокирует.

Фильм «Наука сна»

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex


Нелепое, нелогичное и при этом невероятное кино. Концентрированная версия всевозможных фантазий. Рекомендуется всем, кто забыл, какими яркими были детские сны.

 

 

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Алексей Рубищев,
сo-founder and animation director Ceremony agency

Воображение — это умение наблюдать и анализировать с последующей переработкой через себя. Крайне показательной, как я считаю, является лекция Стефана Загмайстера про Счастье.

Также у него есть интересная статья про его принципы работы:

В первую очередь, я считаю, что воображение — это системный подход. Важны тренировки, но не в придумывании чего-то, а в умении переосмыслить то, что видишь перед собой.
Вообще, за 10 лет своей работы,  я осознал, многое зависит от того, как много поглощаешь контента, как сильно «замыливаешь» глаз. До тех пор, пока ты не перестанешь удивляться всему, что создается. И только потом ты уже начинаешь выдумывать что-то новое, свое, комбинируя все увиденное.
А вот в этой лекции как раз и рассказано о том, что окружающие нас вещи могут изменить наше восприятие.


 

 

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Татьяна Фельгенгауэр,

заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»

Любая художественная литература развивает воображение. Поэтому читать нужно и важно. Выбрать что-то конкретное очень сложно. Я хотела предложить вам авторов (Булгаков, Стругацкие, Пелевин, Сорокин, Оруэлл, Замятин), но меня попросили назвать конкретные книги. Поэтому давайте считать, что первый пункт – книги перечисленных выше авторов.

Владимир Войнович, «Москва 2042». Остроумная, пророческая, прекрасно написана. Читать, перечитывать и внимательно смотреть на то, что происходит вокруг нас сегодня.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Джо Мино «Провальное дело мальчика-детектива». Книга, которая оживает у вас в голове невероятно грустной, смешной и очень близкой историей. Она про каждого из нас, про страхи, разочарования, надежду и любовь. Иногда перечитываю её, когда сомневаюсь, что все будет хорошо.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

 

 


Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Светлана Майбродская,
директор Академии Коммуникаций Wordshop, копирайтер, неймер, филолог

Лично я отношусь к оптимистичной половине человечества, которая считает, что воображение МОЖНО развить. Более того, я верю, что креативность (частью которой является воображение) – это не талант от Бога, а некая «мышца», которую можно накачать как, например, пресс. За десять лет, что я руковожу самой креативной школой мира – Wordshop, я получила много доказательств правильности этой концепции. И сегодня хочу поделиться с вами некоторыми своими наблюдениями.

Упражнение 1. «Смешение», или метод Пресса (не путать с «прессом», который вы прячете под футболкой)

Первый враг воображения – стереотипы. Мы им подвержены потому, что все мы находимся примерно в одном контексте (смотрим одни и те же фильмы, читаем одни и те же книги, сдаем ЕГЭ и т.д.). Чтобы избавиться от стереотипов и начать мыслить не банально, можно проделать следующее упражнение, которое существует в нескольких вариантах…

Вариант этого упражнения для двоих: Один человек рассказывает что-нибудь очень банальное: например, как он обычно проводит день. «Я встаю в 8 утра, иду в ванную, чищу зубы…» Второй человек через каждые 10-15 секунд громко произносит существительное (каждый раз разное). Например, «КРОКОДИЛ». Рассказчик должен тут же вставить произнесенное слово в свое повествование. Например: «…чищу зубы, смотрю в зеркало и понимаю, что я КРОКОДИЛ».

Вариант упражнения для одного: Берёте орфографический словарь и рассказываете\пишете историю, вставляя в нее по одному слову из словаря (который открываете, естественно, без какой-либо логики на любой странице).

Вариант упражнения для сценаристов: Берете карточки с именами героев, смешиваете их, а потом достаете из кучи сразу несколько карточек и с отобранными героями придумываете сцену. Можно смешивать не только имена, но и ситуации, имена с чертами характера, имена и сцены и т.д. Это упражнение описано в книге Скиппа Пресса «Как пишутся и продаются сценарии в США: для радио, кино и ТВ», которая много лет является бестселлером для всех сценаристов мира и содержит много других полезных советов по написанию сценария.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Объяснение результата: Это не только веселое занятие, но и проверенное мощное лекарство от банальных мыслей и творческого ступора. Оно основано на особенностях поведения нейронов нашего мозга, которые связывают все между собой – и даже самые далекие и нелогичные слова и понятия. Т.е. чем дальше друг от друга слова, тем больше «напрягаются нейроны и тем ярче они придумывают связку между словами.

Упражнение 2. Игра стилями, или метод Кено (не путать с «кино» через «и»)
Играть можно не только словами, но и стилями, а также жанрами. Возьмите любую ситуацию и опишите ее хотя бы десятью способами. Позитивно и негативно. Глазами старика и ребенка. Через запахи или через звуки. Это поможет вам в будущем стойко переносить требования вашего креативного директора или клиента: «сделайте мне то же самое, но тремя способами» или для разных целевых групп или для разных концепций…

Этот прием виртуозно использовал в своей книге «Упражнения в стилях» величайший стилист мировой литературы Раймон Кено, который описал банальную ситуацию в трамвае (!) пятьюдесятью способами.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Уже давно известно, что главный враг креатива – это полная свобода. А главный друг – это ограничение. Ограничьте себя, и ваша фантазия начнет бить ключом. Ну, может, не сразу. И может, сначала будет не бить, а «плакать» подобно Бахчисарайскому фонтану… Но в какой-то момент ее прорвет на гениальное решение. Примеров таких ограничений много. Написать «холодный» текст без слов, содержащих корень «холод». Отказаться от глаголов. Составить текст только из слов на букву «Т». Когда-то Бегбедер (знаменитый французский копирайтер и автор «99 франков») придумал свой знаменитый слоган «М-м-м, Данон», потому, что запретил себе говорить про вкус, используя «вкусовые» слова. И тем самым открыл в копирайтинге новую эпоху фонетических слоганов. А великий русский поэт Афанасий Фет написал стихотворение «Шепот, робкое дыханье» без единого глагола и открыл в поэзии импрессионистичность.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Упражение 4. С точностью до наоборот, или метод Джеймса Фрэя (не путать, что из них имя, а что фамилия)
Известный преподаватель сценарного мастерства Калифорнийского университета Джеймс Фрэй советует изучать штампы и стереотипы и строить образы героев с точностью до наоборот. Его книга «Как написать гениальный роман» начинается с того, что все известные детективы были наделены талантами или супер-внешностью. Поэтому он советует сделать героем ничем не примечательного человека. В рекламе этот способ часто используется. Накануне нового года надо попытаться сначала «просчитать», что будут делать все, а потом сделать все с точностью до наоборот – тогда ваша реклама прорвется сквозь общий поток новогодних банальностей. 

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Упражение 5. Двойной финал, или метод Wordshop (не путать с workshop)

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex

Играет любое количество человек. Суть игры – рассказывать историю. НО! Есть маленькое но. На каждый поворот сюжета надо придумать не один, а ДВА варианта развития событий: оптимистичный и пессимистичный. Например, «Красная шапочка пошла в лес и встретила Волка». А теперь придумайте два варианта развития этого сюжета: Волк был Добрый и Волк был Злой… Далее выбирается один вариант. На него снова придумывается два варианта развития сюжета: оптимистичный и пессимистичный…

Кстати, этот метод сейчас очень активно используется в современной культуре. В известном фильме Тома Тыквера «Беги, Лола, беги» (1998 г.) даны сразу три развития и три финала для одной и той же истории. А в спектакле «Ножницы» Дайнюса Казлаускаса (2013 г.) зрители аплодисментами выбирают «убийцу» (от этого зависит финал пьесы). Желающим насладиться этим приемом советую прочитать Хулио Кортасара «Игру в классики», где сюжет можно прочитать двумя путями: быстро поверхностно и медленно с погружением в психологию героев, с пониманием их мыслей и причинно-следственных связей.


КОНКУРС

1. Назовите самый старый бренд в мире по версии книги рекордов Гиннеса.

Андрей Пуртов

2. Как звали художника-самоучку, одного из отцов стиля модерн, дожившего до 25 лет?

Сергей Кожара

3. Ему 43 года (буквально через пару недель будет 44), миллиардер, но это не важно. Благодаря его безграничной фантазии мир прямо сейчас меняется в лучшую сторону. Кто это?

Николай Романов

4. График работы Стефана Загмайстера?

Алексей Рубищев

5. Какой длины борода считается истинно карнаваловской? 

Татьяна Фельгенгауэр

6. Какое известное литературное произведение из классической русской литературы (школьная программа) в финале использует тот же прием, что и Карл Брюллов в картине «Последний день Помпеи»?

Светлана Майбродская

Победитель конкурса «Владение словом – советы копирайтеров, журналистов и PR-щиков» (14.05.2014)

КИРИЛЛ КОНДРАТОВ

Правильные ответы:

1.Кто из советских писателей при поступлении в вуз должен был тянуть билеты, в одном из которых был вопрос по его собственному сочинению? Александр Твардовский
2. Кто во время своего выступления звонил со сцены, чтобы сделать самый крупный заказ на доставку одного напитка? Стив Джобс

3. Какому русскому поэту, «возившему стихи в наволочке», возжелал подражать герой аксеновского «Ожога» Толя фон Штейнбок? Велимиру Хлебникову
4. Эта речь состоит из 272 слов, считается одной из самых великих в истории и высечена на мемориале своего создателя. Геттисбергская речь Авраама Линкольна
5. Когда в России впервые вышел из печати второй том «Поэтики» Аристотеля? Никогда

 

8 книг от издательства «Манн, Иванов и Фербер», которые получит победитель конкурса «Как развить воображение»

Принять участие в конкурсе может любой желающий. Варианты ответов присылайте на почту tatiana@adindex.ru до 16:00 (по московскому времени) 17 июля 2015 года. Итоги конкурса будут подведены на сайте AdIndex.ru через месяц. При получении нескольких правильных ответов победитель будет выбран случайных образом.

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex
Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex
Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex
Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex
Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex
Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex
Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex
Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndex




Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Никита (Гость) | 19.06.2015, 15:04
Надо же, думал воображение это врожденное - есть или нет

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама