03 Августа 2022 | 16:00

Съемка рекламы: почему на площадке не обойтись без режиссера монтажа

При съемке коммерческого видео все должно быть выверено, как часы. Ролик должен уложиться в определенный тайминг: быть ни больше, ни меньше, например, 15 секунд. Для каждого видео тайминг может отличаться — как правило, от 6 секунд до минуты. При этом не должна быть упущена ни одна деталь, иначе это может оказаться большой проблемой на постпродакшене. А в некоторых случаях — стать фатальной ошибкой, которая сделает материал непригодным для работы и приведет к пересъемке

image

Как правило, один съемочный день коммерческого видео для крупного бренда стоит миллионы рублей, поэтому шанса на ошибку у команды нет. Константин Кочубей, режиссер монтажа рекламных роликов для Mercedes-Benz, Audi, «МегаФона», «Магнита» и звездных музыкальных клипов, рассказывает, в чем заключается роль режиссера монтажа на площадке

Основные этапы коммерческой съемки:

  • Создание тритмента (режиссерского сценария)
  • Детальная проработка сценария
  • Утверждение сметы на съемку
  • Создание раскадровки
  • При необходимости аниматика
  • Подбор актеров, локаций, съемочной группы
  • Подготовка, постройка декораций
  • Съемочный день
  • Монтаж на постпродакшене
  • Презентация видеоролика
  • Финальные работы
  • Сдача проекта

Режиссер монтажа знакомится с проектом еще на этапе подготовки и сопровождает до самой сдачи клиенту. В его задачи входит посекундная проработка каждого кадра вместе с режиссером, жесткий контроль хронометража и раскадровки до и во время съемочного процесса и даже коммуникация с заказчиком.

Подготовка к съемке

Чтобы показать историю за 15 секунд, режиссеру монтажа необходимо знать, сколько длится каждый кадр, что в нем происходит, как он начинается и заканчивается. Все это фиксируется в таймлайне и раскадровке. Режиссер монтажа делает из нее анимационную историю и следит, чтобы в процессе не было никаких отступлений и вольностей.

Иногда на предпродакшне создается аниматик из референсных кадров, которые наиболее подходят под идею и стиль. Это черновая версия анимации видеоролика, позволяющая оценить движения, расположение и расстановку объектов в кадре, композицию, ракурсы камеры, тайминг сцен, соответствие музыкальной, дикторской дорожки видеоряду.

Нюансы съемочного дня

На съемке обычно присутствует клиент, который жестко контролирует процесс, может беспокоиться по разным причинам, торопить события и не понимать, как все будет выглядеть в конечном итоге. Режиссер монтажа должен уметь коммуницировать с ним, пояснять эти моменты, отчасти быть психологом. Он является связующим звеном между заказчиком и режиссером, который занят с актерами, продуктом, кадром, оператором.

Также нужно следить, чтобы были соблюдены все правила — в том числе законодательные. Например, при съемке алкоголя или лекарств должны быть определенные лигалы. Это текст, который по закону должен быть в рекламе продукции такого рода и занимать определенный процент изображения. При этом он не должен перекрывать рекламируемую продукцию в коммерческом видео.

Сборка ролика

Съемка рекламы сильно отличается от производства клипа, который можно снять без режиссера монтажа на площадке и отдать на постпродакшен. Здесь же все делается в режиме реального времени. Ролик собирается прямо на площадке: режиссер монтажа онлайн подставляет каждый кадр, плотно и долго обсуждая варианты с клиентом. Например, может быть пять вариантов, затем остается два для принятия итогового решения. В конце съемки получается на 80% готовый ролик.

Роль режиссера монтажа не только техническая, но и творческая — в равной степени. Он может предложить много фишек в процессе съемки: как будет двигаться камера, с какой крупностью, ее «кручения-верчения», склейки кадров. Любые идеи приветствуются, если специалист уверен и знает, что так будет лучше смонтировано. Все зависит от скилла, который прокачивается годами.

Одним из интересных для меня проектов, была съемка рекламы продукции американского производителя Mondelez International, Inc. На этом проекте я был в роли режиссера монтажа. Нам предстояло снять серию роликов для предстоящего Чемпионата мира по футболу совместно с российской сборной и продукцией компании Mondelez International, Inc. такой как Dirol, Oreo, TUC, Picnic и Alpen Gold. Вся сложность заключалась в том, что у нас на всю рекламу было только 20 часов. А снять нужно было порядка 20 коротких ролика. Они были типовыми, и на первый взгляд в кадре менялась только продукция, но тут-то то и таились самые главные сложности.

Общие кадры для всех роликов должны были быть универсальными и подходить под каждый ролик с отдельным продуктом. То есть, по сути, приходилось просто прикидывать или предвидеть то, как снятые кадры «встанут» с будущими, которые мы только собираемся снимать. Это было большим риском, потому что первыми мы снимали игроков сборной России, которых повторно снимать нам никто не разрешил бы и времени на пересъемки у нас не было.

Второй сложностью было «вписать» в одинаковый хронометраж демонстрацию разных продуктов, так как каждый кадр был выверен по доли секунд. Продемонстрировать батончик Picnic, запрыгивая на диван, и подушечку Dirol, делая то же самое – физически совершенно разные вещи, как оказалось на практике, поэтому в некоторых случаях приходилось делать по 15-20, а иногда и 30 дублей, чтобы кадр соответствовал сразу нескольким условиям: совпадал с предыдущим, нравился режиссеру, понравился клиенту и попадал в хронометраж. Иногда приходилось «хирургическим» путем вживлять удачный кадр, вырезая буквально миллисекунды из соседних кадров.

В итоге все ролики получились очень динамичными и красивыми, их можно было видеть по телевидению во время проведения чемпионата мира по футболу.

Зачастую кадры снимаются совершенно не в том порядке, котором вы их видите в видеоролике. Так было на съемке коммерческого ролика продукции Wobenzym немецкой компании Mucos Emulsions GmbH. Суть заключалась в том, что одна сцена мягко «перетекала» в другую, благодаря кадрам, плавно переходящим один в другой. Например, взмах красной ленты гимнастки завершался уже в другом кадре взмахом красного пледа в семейной обстановке и т. д. И основная сложность для меня заключалась в том, что я как режиссер монтажа на площадке непосредственно в момент съемки должен предугадать, как должен быть снят кадр, чтобы склеился с предыдущим или последующим, которые только будут сниматься.

Монтаж на площадке также необходим при и съемки экшен сцен в коммерческих видео, например, таких, как автомобильные проезды. Если в сценарии авто должен неистово нестись, скажем, по треку, то нужно соблюдать много тонкостей, чтобы добиться настоящего драйва в финальном видео.

На подобной съемке я монтировал для Mercedes-Benz рекламный ролик, посвященный их академии экстремального вождения, где в качестве актера участвовал Виталий Петров — экс-пилот команды «Рено» в Формуле-1. Перед съемкой и во время мы тщательно следили за направлениями движений автомобиля в кадре, продумывали съемку каждого элемента в движении, чтобы потом получился динамичный монтаж. Автомобиль не может ехать в одном кадре слева направо, а в следующем, наоборот справа налево – зритель просто «потеряется» в кадрах и направлениях, разрушится динамика его не будет захватывать ролик.

Самым интересным моментом в съемке ролика «МегаФона» для меня была техническая реализация пролета камеры над машиной.  По задумке режиссера камера должна была одним кадром пролететь с одного бока автомобиля залететь под днище, пролететь между авто и землей в пространстве примерно 12 см и затем вылететь через другой бок автомобиля и показать главный героев ролика. В этом случае без монтажа на площадке не обойтись, на самом деле, съемка производилась в несколько кадров и приходилось скрупулезно выверять точки входа и выхода каждого кадра так, чтобы совпадали углы и другие параметры кадров при склеивании их друг с другом. Машина, естественно, никуда не ехала в этот момент, а была поднята на подъемных механизмах и под ней был установлен специальный сет с камерой, который двигался всегда одинаково на слайдере. А вокруг машины была натянута зеленая ткань, что позволило в финале с помощью компьютерной графики изобразить движение автомобиля во время пролета камеры под ним. Вот так происходит та самая магия кино на площадке.

Мы снимали новогоднюю рекламу для Сбербанка с интеграцией всех его продуктов. Ролик повторяет сюжетную линию фильма «Один дома», в ролях — Wylsacom, Гавр и Илья Соболев. За три дня мы сняли материала на полноценный короткий метр.

Эта история — максимально насыщенная. И нам нужно было рассказать ее за несколько минут, в то время как фильм идет два часа. А человеку кроме визуального эффекта надо считывать повествовательные элементы. И при этом — увидеть все продукты. Поэтому нам было важно нащупать баланс между длинным и коротким кадром и выстроить правильную ритмичность повествования, чтобы результат не был ни скучным, ни суетным. И все это нужно было вместить в приемлемые временные рамки.

Съемка и монтаж были разноплановые, в ролике есть и экшен, и диалоговые сцены. Кроме того, интеграция продуктов — достаточно щепетильная работа. В основном режиссер исторически вплетал их в сюжет, но мне как режиссеру монтажа нужно было технически и визуально придумать, как это должно выглядеть.

В конечном итоге реклама должна была навеять людям те же ощущения, что и фильм, который они видели в детстве. Чтобы передать правильную атмосферу, потребовалась скрупулезная, детальная подготовка. Например, за окном должен был идти снег, а его не было все три дня. Мы имитировали его со второго этажа из снегопушки. Задача режиссера монтажа замечать такие детали до того, как они будут упущены. Перед тем, как кадр готов и камера будет запущен, а режиссер отдаст команду начать играть сцену, я проверяю все детали в кадре, каждую визуальную и техническую мелочь — начиная от скорости кадров, с которой снимает кинокамера, до того, идет ли снег за окном и виден ли хорошо продукт в кадре, ради которого снимается реклама.

Резюме

Чтобы снять качественное и эффектное коммерческое видео и минимизировать финансовые и временные риски при съемках, важна четкая и слаженная работа всех членов команды. Режиссер монтажа «вступает в игру» в самом начале продакшена и ведет проект вплоть до релиза. Идеально, если он не только закрывает весь диапазон своих обязанностей, но и привносит в ролик и процесс новые идеи и глубокий опыт.

Антикризисная работа: как продвигать бренд в период турбулентности Как российские инфлюенсеры зарабатывают на коротких видео в 2022 году
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.