28 Февраля 2020 | 11:54

Особый взгляд. Наталья Смелова, Protein: «Мода на Ватикан» в брендах и трендах

AdIndex запустил рубрику «Особый взгляд». Каждую неделю мы просим креативного директора, стратега или арт-директора одного из агентств, брендов или медиа рассказать о рекламных кампаниях, трендах, событиях, культурных явлениях и т. д., которые привлекли внимание за последнее время. Сегодня креативный директор и сооснователь агентства Protein Наталья Смелова размышляет о том, почему в массовой культуре в последнее время Ватикан стал «модной темой»

image

Очередной «Папа» закончился, а сколько пап еще впереди? Бесконечное множество. Где раньше, скажем, 10 лет назад массовый зритель мог увидеть жизнь Ватикана? Во всяких ужастиках про экзорцистов? В сентиментальной сериальной мелодраме «Поющие в терновнике»? В псевдоинтеллектуальных «Ангелах и демонах», выросших из «Кода да Винчи»?

Зато за последние пять лет мы узнали о жизни Ватикана  так много, что иногда кажется: куда уж больше? И с каждой новой премьерой оказывается — есть куда. Между «Молодым папой» и «Новым папой» Паоло Соррентино мы увидели еще несколько «сочинений на тему» и благодаря им, кажется, уже знаем в Ватикане каждый уголок.

К примеру. О папе Бенедикте XVI и нынешнем папе Франциске повествует фильм бразильского режиссера Фернанду Мейреллиша «Два папы». Вот уже несколько месяцев он выложен в свободный доступ компанией Netflix. В основе сюжета небывалое событие: добровольный отказ от понтификата папой Бенедиктом и последующее восшествие на святой престол аргентинца Бергольо.

Неспешное повествование, теологические дискуссии, невероятная игра двух актеров — Энтони Хопкинса и  Джонатана Прайса. И, как следствие, особенно в сравнении с откровенно-фантастическими историями Соррентино, «Два Папы» Мейреллиша кажутся почти байопиком, основанном на реальных событиях. И это иллюзия. Ведь главной составляющей картины является встреча и разговор двух пап, которой в действительности не было!



И снова о папе Бенедикте XVI и его отречении — новый спектакль известного режиссера Алвиса Херманиса «Белый вертолет» в Новом Рижском Театре. В роли папы Бенедикта — великий Михаил Барышников, и это значит, что к апрельским спектаклям «Белого вертолета» билеты на рейс Москва — Рига вырастут в цене.

Спектакль, конечно же, тоже абсолютная фантазия. Кто знает, о чем говорил Бенедикт со своими самыми близкими людьми и настолько ли поэтичен папа Ратцингер, как показал его Барышников? Точно известно лишь, что не настолько красив.


Jānis Deinats. Facebook.com/jaunais.rigasteatris/

Мода «на Ватикан» и не думает проходить

Во-первых, это красиво. Ярко, красочно, нарядно.
Во-вторых, в этом есть налет загадочности и оттенки легкой грусти. Все эти страсти человеческие в святая святых.. Философия и тонкий юмор. Эстетика увядания, чего-то уходящего безвозвратно.
В-третьих, это и немного скандально, и в то же время абсолютно безопасно. Этого старого (а может, уже и мертвого) льва пинали все кого не лень. Льву хоть бы что, остальным — слава, деньги, фестиваль.

Ну и главное — настоящего Ватикана не знает никто, а кто знает — наверное, хотел бы не знать.

Все, что можно о нем сделать, автоматически попадает в раздел «альтернативная история». А это значит, с ним можно делать все что угодно. И этим он прекрасен.

Ватикан — это не место и не время, не событие и не жанр, это стилистика. И мы постепенно учимся в ней ориентироваться и примерять ее на все, что можно, даже на пышнотелую фигуру Ким Кардашьян.

Пока мы скучали по Джуду Лоу в образе Папы Пия XIII, в 2018 году в Метрополитен-музее в Нью-Йорке открылась масштабная выставка «Небесные тела: мода и католическое воображение», на которой были представлены костюмы самых знаменитых домов моды, а также ряд раритетных экспонатов, которые кураторам удалось добыть в Ватикане. Посетители смогли узнать о мастерах, создающих папские облачения, и о творчестве известных кутюрье, выросших в католических семьях и католической вере и отразивших ее атрибуты в своих творениях.

В связи с выставкой (и не только) темой традиционного бала Met Gala в том же году стал католицизм и его связь с модой. Фотографии с мероприятия до сих пор стоят перед глазами: Зендая в образе Жанны д’Арк, Кэти Перри в ангельских крыльях, Мадонна-монашка и иисусоподобный Джаред Лето в золотом венце.

Теперь мы можем и пахнуть, как истинные католики. Или даже как самый главный из них. В парфюмерную моду вошли и «церковные» ароматы — Messe de Minuit от Etro, Cardinal марки Heeley, Exultat итальянской марки Maria Candida Gentile. А чем пахнет католицизм? Это запахи ладана, мирры, старого дерева и свечного воска. Лаванда и пепел. Рождественский медовый пряник и пасхальный кекс. И запах стылого каменного мешка (прохлада и свежесть собора).  Вполне невинно.

Теперь мы можем носить «их шмот», ведь они же носят наш. Ведь всем теперь известны адреса их портных. А сами папы и кардиналы часто носят обычные бренды — Prada и Armani. Правда, папа Франциск, как известно, очень скромен, и носит простые ботинки вместо традиционных красных туфель, которые носил его модный предшественник папа Бенедикт XVI. Итальянская пресса даже окрестила Бенедикта «папой от Prada», а официальной газете Ватикана пришлось оправдываться, что «папа носит не Prada на своих ногах, а кровь Христа».

Кстати, красные туфли есть и в сериале «Молодой Папа». Одни появляются, когда папа выступает с речью в Сикстинской капелле. Только это не Prada. Одна пара создана командой художников фильма из красного венецианского бархата с ручной вышивкой золотой нитью, серебряными вставками и инкрустацией из кристаллов Swarovski. А вторая пара была создана Кристианом Лубутеном из мягкой красной кожи со знаковой ярко-красной подошвой.

Наконец, теперь мы можем видеть не только как вся эта эстетика прорастает в массовую культуру, но и то, как сам Ватикан пытается сказать свое слово в современном искусстве. Взяв на себя в начале XVI века роль главного в мире покровителя изящных искусств, Ватикан со временем утратил эту роль, но сейчас пытается вернуть. Сначала — впервые в истории — открытие собственного павильона на Венецианской биеннале в 2013 году, в 2018 — участие в Архитектурной биеннале в Венеции.

Что это даст всем нам?

Еще больше очередей в Музеи Ватикана.
Еще больше крестов на подиумах, еще больше скандальных клипов.
Еще больше красных мокасин на улицах (хотя куда больше?)
Еще меньше пожертвований самому Ватикану.

Рекламная индустрия, как всегда, переработает все это в миллионы референсов. Те из них, что выживут под обстрелом клиентских правок, сделают несколько кадров нескольких рекламных роликов чуть красивее. Возможно. Истрепавшись, тренд разойдется всюду и «прорастет» даже в рекламе лекарств и творожков. Ждем. Оскорбления чувств верующих не случится, а до оскорбления чувства прекрасного никому нет дела.

И хотя кажется, что мода «на Ватикан» и не думает проходить, мода «на Константинополь», думаю, все же не за горами. В дополнение и в противовес.

Поэтому, те, кто выучил латынь, не забудьте все же о древнегреческом.

Будет ли эта мода столь же красивой, сможет ли пройти по тонкой грани между пошлостью и провокацией — вопрос.

Tempus consilium dabet. (Время покажет).

Если вы хотите стать героем рубрики «Особый взгляд», напишите нам в редакцию.

Made for Russia: как западные бренды адаптируют рекламу для России «Если использовать какой-то новый инструмент или новую платформу, то всегда будут нецелевые просмотры» — Ирина Котик, директору по медиа, цифровой трансформации и электронной коммерции Unilever
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.