13 Апреля 2012 | 09:54

Лучшие книги про креативность и творческое мышление

Важность такого качества как креативность – давно очевидную для рекламной индустрии – сегодня признают все без исключения бизнесмены и маркетологи

image

Читающая публика была взбудоражена новой книгой колумниста Wired и New Yorker Джона Лере (Jonah Lehrer) «Imagine: How Creativity Works». Неудивительно! «Imagine» - «перезагружающее мозг» чтение, которое проливает свет на секреты творческого мышления и рассказывает о развитии креативности. Важность такого качества как креативность – давно очевидную для рекламной индустрии – сегодня признают все без исключения бизнесмены и маркетологи.

Книга изобилует примерами, наглядно иллюстрирующими алхимию процесса: когда из научных знаний, случайности, сформулированной цели, смелости и настойчивости рождается новая идея.

Вы узнаете, как Боб Дилан преодолел творческий кризис, чуть было не распрощавшись с рок-н-роллом, и написал революционный сингл "Like a Rolling Stone". Или как знаменитый американский рекламист Ден Уиден (Dan Wieden) придумал слоган Nike "Just Do It", размышляя о судьбе известного преступника Гэри Гилмора. Или как оформлена штаб-квартира Pixar, чтобы стимулировать рождение новых идей. И как киностудию постиг самый крупный провал в ее истории, пока они не задумались о правильном рабочем пространстве.

Само собой, тут есть и классический креатив от P&G, Swiffer и 3M.

Автор исследует природу наиболее известных загадок творчества:

Почему гениальность соседствует с безумием?

Почему самые талантливые больше других подвержены депрессии?

Почему дети обладают «спонтанной креативностью»?

Так получилось, что одновременно с «Imagine…» вице-президент и издатель Advertising Age Эллисон Арден (Allison Arden) выпустила свое пособие по креативности - "The Book of Doing".

Ее подход к творческому процессу отличается от практик Лере. В то время как «Imagine…» предлагает исчерпывающий анализ множества стимулирующих воображение факторов, "The Book of Doing" в полном соответствии со слоганом Nike предлагает «просто взять кисть и начать творить».

Читатель найдет около сотни забавных упражнений, помогающих расколотить сдерживающие воображение барьеры и подтолкнуть к творчеству правое полушарие. "The Book of Doing" напоминает книжку-раскраску для взрослых. Она также поощряет «взяться за кисть».

Ниже представлена подборка других художественных и не очень произведений, которые, по мнению профессиональных рекламщиков, предоставляют отличную возможность развить свои творческие способности. Комментарии рекомендателей прилагаются.

It's Not How Good You Are, It's How Good You Want to Be, Paul Arden («Прыгай выше головы», Пол Арден)

Патрик О’Нейл, креативный директор TBWA/Chiat/Day, Лос-Анджелес

Это, несомненно, лучшая из известных мне книг по креативности. Небольшая, написанная простым языком книга, которую я читаю и перечитываю. Иногда вам просто надо взглянуть на вещи под другим углом. Когда ее напечатали, я купил всем коллегам по экземпляру.

Ник Студжинский, креативный директор Droga5 New York

Когда я пришел в рекламу, Пол работал креативным директором в Saatchi. Поначалу я его побаивался, но, узнав лучше, увидел исключительно творческую личность и вдохновляющего менеджера. Первая книга Пола обстоятельно суммирует его подход к творческому процессу, да и, я так думаю, к жизни в целом.

Flow, Mihay Csikszentmihaly («Поток. Психология оптимального переживания», Михай Чиксентмихайи)

Ник Ло, креативный директор R/GA

Я часто направляю творческий процесс и оцениваю креатив, поэтому мне всегда было интересно, как работает эта самая неуловимая креативность. Для меня откровением в понимании творчества стала книга Михайя Чиксентмихайя – "Поток". Автор исследует психологию оптимального переживания и приходит к выводу, что мы счастливы и наиболее эффективны, когда с головой погружены в какую-либо деятельность, затеряны в глубинах креативного мышления.

The Opposable Mind, Roger Martin («Мышление в стиле ". Как мыслят успешные лидеры», Роджер Мартин)

Ник Ло, креативный директор R/GA

Моя другая любовь – это книга Роджера Мартина о совмещении несовместимого. Я люблю эти книги в паре: одна о глубоком креативном мышлении, другая - о широком креативном мышлении. «Поток» о том, как добиваться успеха в жизни, The Opposable Mind - как соединять разные инновационные практики. Это, по сути, самый главный вызов в работе любого рекламщика - делать хорошую работу для абсолютно непохожих заказчиков. Нам всегда не хватает понимания бизнеса клиента…

Мне кажется, чтобы делать качественную и резонансную работу, чтобы придумывать новое, надо разбирать и комбинировать старое.

Sketching User Experiences, Bill Buxton

Хло Готлиб, вице-президент R/GA

Билл Бакстон говорит о важности спонтанных набросков и необходимости тестирования идей. Автор предлагает оперативно записывать или зарисовывать приходящие мысли, а потом копаться в своих записях-рисунках, находя наиболее смертоносные для целевой аудитории сообщения.

The Copywriters Bible -- How 32 of the World's Best Advertising Writers Write their Copy

Тарас Вайнер, копирайтер R/GA

В книге практикующие копирайтеры рассказывают о процессе творения. Текст реально вдохновляет. Ты видишь, как много способов у тебя в арсенале, чтобы разделаться с рекламным брифом.

Каждый копирайтер писал одну главу, и на выходе получился очень качественный текст.

«Story», Robert McKee («История на миллион долларов», Роберт Макки)

Гленн Коул, креативный директор 72andSunny

Любая великая история – будь то полнометражный фильм, эпическая сага Толкиена, домашнее видео на YouTube или тридцатисекундный рекламный ролик – подчиняется вневременным принципам составления хороших историй, считает автор. Макки успешно балансирует между эмоциональными пассажами и практическими примерами, между утилитарностью и вдохновением.

Любая книга Курта Воннегута

Гленн Коул, креативный директор 72andSunny

В основе каждой всегда Эксперимент! Именно так, с большой буквы.

Ender's Game, Orson Scott Card («Игра Эндера», Орсон Скотт Кард)

Джон Бойлер, президент, генеральный директор 72andSunny

О чем эта книга? О том, как находить путь к победе с беспощадной эффективностью. Вы думаете это космическая фантастика? Нет, эта книга о дарвинистической роли креативности!

Conversations with Wilder, Cameron Crowe

Джейсон Норкросс, партнер, креативный директор 72andSunny

Почему-то мне на ум приходят книги не об анализе креативного процесса, а о «закулисье», о творческой мастерской известных людей – писателей, художников, режиссеров, комиков. Отличный пример - "Conversations with Wilder".

«Если не выходит третья часть сценария, значит ошибка в первой», - справедливо утверждал Билли Уайлдер. Я думаю, можно перенести эту аналогию на весь креативный процесс, где первым актом будет рекламный бриф.

«Live From New York», Tom Shales & James Miller

 

Джейсон Норкросс, партнер, креативный директор 72andSunny

Мне нравится шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (на российском телевидении выходило как «Субботняя лихорадка» на MTV). Нравится динамика, азарт, дух товарищества и отсутствие страха перед авторитетами. Мне нравится, как безумные идеи становятся классикой и уходят в народ. Эта безумно вдохновляющая книга о том, как важно иметь собственный голос.

On Writing, Stephen King («Как писать книги. Мемуары о ремесле», Стивен Кинг)

Джейсон Норкросс, партнер, креативный директор 72andSunny

По-моему, это самый искренний и подробный рассказ о творческом процессе, о том как «книга приходит в голову». Писательство – это не только общение с идеей, но и ее переживание внутри себя.

The Social Animal: The Hidden Sources of Love, Character, and Achievement, David Brooks

Иван Перес-Армендарис, вице-президент, директор Interactive Production, Crispin Porter & Bogusky

В книге есть отличный фрагмент - чем часы отличаются от облаков. Часы - строгие, аккуратные и их можно раскладывать на части. Облака - динамичные, они меняются каждую секунду. Описать облака цифрами сложно, тут подойдет только нарратив, непрерывное повествование.

Иногда, чтобы решить проблему, надо сделать пару шагов назад и внимательно рассмотреть ее на расстоянии.

The Checklist Manifesto: How to Get Things Right, Atul Gawande

Иван Перес-Армендарис, вице-президент, директор Interactive Production, Crispin Porter & Bogusky

Автор последовательно описывает разницу между простыми, комплексными и сложными задачами. Комплексную задачу можно разделить на много маленьких и решить каждую по отдельности, поставив мысленную галочку. Результат удивителен!

The Tenacity of the Cockroach, compiled by Onion A.V. Club

Тед Ройер, креативный директор, Droga5, Нью-Йорк

Это сборник эссе, написанных удивительно творческими людьми. Общение с заряженными креативом специалистами из разных областей помогает лучше понять процесс творчества. Прочитал ее в отпуске. Зря. Не мог дождаться конца, чтобы скорее приступить к работе.

Oh, the Thinks You Can Think? Dr. Seuss

Ян Ричентал, креативный директор Wieden & Kennedy, Нью-Йорк

Две лучшие вещи про творчество - книга Доктора Сьюза и афоризм, который приписывают то Оливеру Стоуну, то Норе Робертс: «Писательство – это задница на стуле!».

Автор: Перевод Ивана Комарова

Источник: AdAge

Брайен Толле: Смешно, когда говорят о продажах и маркетинге. Сложно придумать две более непохожие вещи Концепция русского чуда
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.