Как искусственный интеллект влияет на жизнь пациентов
Развитие технологий искусственного интеллекта помогает пациентам и врачам в совершенно разных ситуациях — от диагностики и проведения анализов до психологической поддержки пациентов в депрессии
Сегодня трудно найти издание, которое хоть раз не написало бы статью или колонку об искусственном интеллекте, его развитии и о том, как постепенно умные машины делают нашу жизнь проще, лучше, приводя к большей автоматизации. Новые технологии помогают не только снять с сотрудников рутинные задачи, но и делать прорывные открытия. В области здравоохранения специалисты с помощью технологий искусственного интеллекта разрабатывают совершенно новые способы клинической практики, повышают качество и скорость диагностики, развивают программы поддержки пациентов.
Только за последние пять лет во всем мире было заключено более 200 сделок с венчурным и частным капиталом для финансирования исследований по использованию искусственного интеллекта в области здравоохранения. Современной технологией заинтересованы и в правительствах разных стран — например, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй недавно пообещала реформировать Национальную службу здравоохранения в стране с помощью внедрения ИИ для диагностики рака на ранней стадии, рассчитывая, что такая реорганизация поможет спасти от болезни до 20 тыс. человек в год.
По мнению директора по стратегии коммуникационного агентства GSW (входит в рекламную сеть Syneos Health) Эдж Триано, 2018 г., скорей всего, станет отправной точкой для ускоренного развития технологий ИИ. Искусственный интеллект — общий термин для огромного количества новых технологий, считает он. К ним относятся и инновации в сфере обработки текстов, написанных естественным языком (NLP — ИИ учится понимать смысл сказанного не только по ключевым словам, но в целом из разговора и рукописного текста), голосовой поиск и много другое.
В будущем ИИ в корне изменит нашу жизнь; некоторые из технологий оказывают существенное влияние на жизнь пациентов и фармацевтических компаний уже сейчас.
Привлечение к участию в клинических исследованиях
Первое, о чем стоит сказать, — приложения Deep 6 AI и Antidote, которые полностью изменили подход к клиническим испытаниям. Deep 6 AI с помощью NLP и машинного обучения анализирует медицинские данные (как структурированные, например диагностические коды, так и неструктурированные, например заметки врача о патологии) и данные пациентов, принявших участие в исследованиях. Такой подход в разы ускоряет проведение испытаний препаратов, позволяя определить опасные симптомы и противопоказания к лечению. Исследователи, аналитики и врачи могут использовать «многофакторные профили» для сравнения пациентов и групп людей, сопоставляя их с протоколами проводимых исследований.
Antidote — цифровая компания в области здравоохранения, задача которой «быстрее добиться прорывных успехов в методах лечения, которые потенциально могут спасти жизни людей, с помощью преодоления разрыва между медицинскими исследованиями и пациентами, которые в них нуждаются».
Медицинские чат-боты
Медицинские боты стали частью новой волны развития голосовых помощников на основе ИИ, которые используют существующие платформы распознавания речи, например Siri от Apple и Alexa от Amazon.
В прошлом году Alexa присоединилась к индустрии здравоохранения благодаря партнерству Amazon с сайтом WebMD. После подписания соглашения между компаниями устройства на базе Alexa — Amazon Echo или Fire TV — начали точнее отвечать на вопросы, связанные со здоровьем. Например, при запросе «Alexa, спросите WebMD, как лечить кашель» голосовой помощник не просто начинает искать подходящие варианты в интернете, а пользуется архивами платформы и либо дает прямые советы по лечению, либо направляет в соответствующий раздел на сайте WebMD.
Кроме того, медицинская страховая компания Vitality недавно запустила свой собственный Alexa-скилл, который позволяет пользователям запрашивать у голосового помощника советы по здоровому образу жизни или рекомендации к тренировкам.
Другим интересным примером является партнерство Facebook Messenger и сообщества HealthTap, посвященного заботе о здоровье. HealthTap дает возможность задать интересующие вопросы через мессенджер соцсети более чем 100 тыс. врачей в США.
Виртуальная поддержка пациентов
Ботов также используют в качестве виртуальных помощников-медсестер в мессенджерах. В таких случаях ботам дают реальные имена, ставят фотографии на аватарки, чтобы сделать опыт общения с ИИ более человечным, что является одним из ключевых факторов в подобного рода цифровых медицинских технологиях. Сейчас такие помощники могут осуществлять дистанционный контроль здоровья с помощью веб-камер, напоминать пациентам о приеме лекарств и давать обратную связь в режиме реального времени.
Подобную технологию предлагает Sensely — ее могут использовать британские и американские пациенты для связи с виртуальным помощником-медсестрой при обращении в Национальную службу здравоохранения. Приложение включает в себя возможность проверки симптомов, дает доступ к консультациям по состоянию здоровья и резервированию времени посещения врача. С виртуальным помощником можно общаться с помощью текстовых или голосовых сообщений. Его также можно подключить к различным гаджетам, которые отслеживают состояние здоровья пациента (вес, пульс, давление).
Веб-приложение для смартфонов TAVIE также предлагает удаленную поддержку пациентов через виртуальную медсестру, с акцентом на обучение пациентов. Его создатели считают, что с помощью приложения пациентам станет легче выполнять все необходимые процедуры. Такая помощь доступна для пациентов с серьезными заболеваниями, например диабетом второго типа или ВИЧ.
Постановка диагноза
Использование ИИ в диагностике тоже дает свои существенные плоды. С помощью последних технологий и машинного обучения программы научились считывать полученную в ходе проведения анализов информацию, сопоставлять ее и отмечать проблемы гораздо быстрее, чем это сделал бы самый высококвалифицированный специалист.
Например, подобная технология, разработанная Google, смогла намного точнее обнаруживать рак молочной железы, чем специалисты. Точность диагностики машины составила 89%, а человека — только 73%.
«В онкологии GE Healthcare проделала потрясающую работу», — говорит Ник Бартлетт, управляющий директор компании по сравнительному анализу Patiently. «В планах компании связать все машины в единую сеть, чтобы создать общую базу данных, которая будет изучать сотни тысяч результатов диагностики каждый год». Сама компания является сторонником расширения доступа к разработке ИИ, а также создания открытых платформ, которые можно будет использовать по всему миру для ускоренного развития.
Еще одну разработку использует китайская технологическая компания Infervision. В ней ИИ используется для исследования результатов компьютерной томографии и рентгеновских снимков, чтобы повысить точность обнаружения рака легких.
В Индии Remidio разработала первую в мире систему визуализации сетчатки на основе смартфонов, где программное обеспечение распознавания объектов на основе ИИ может идентифицировать диабетическую ретинопатию (глазное осложнение при диабете). «Это действительно отличное приложение, в котором мы переходим от больших возможностей и будущего потенциала к фактическому применению технологий», — говорит Триано.
Цифровая психологическая поддержка
И хоть чат-ботов все еще воспринимают как машины, и многие люди не доверяют им до конца, все больше исследований приходит к выводу, что их можно использовать для психологической помощи людям.
Кроме того, что сама помощь будет доступна по одному нажатию кнопки, чат-бот всегда активен 24/7. Дункан Арбур, стратег Syneos Health Communications в Европе, считает подобные технологии очень перспективными для медицинского рынка. В качестве одного из примеров он называет программу Woebot, в основе которой лежит когнитивно-поведенческая терапия. Сама программа постоянно и ненавязчиво интересуется, как дела у пациента и как он себя чувствует, во время коротких ежедневных разговоров.
Специалисты Стэнфордского университета провели исследование, во время которого часть пациентов пользовалась Woebot, а другая часть просто читала материалы самопомощи. В итоге первая группа намного успешнее справлялась с депрессией.
Открытие лекарств
В то время как специалисты здравоохранения в Западной Африке боролись со смертельным вирусом Эбола, фармацевтические компании пытались разработать лекарства и вакцины для лечения и профилактики этого вируса. Одна из компаний, Atomwise, решила использовать ИИ для своих исследований. В итоге ее специалистам удалось вывести два лекарственных препарата, которые через некоторое время, как говорят эксперты, смогут снизить инфекционность Эболы.
Технология компании Atomwise основана на сверхточных нейронных сетях — такая же технология ИИ используется для распознавания лиц в толпе или беспилотного управления автомобилем. Возможные варианты вакцины создаются из миллионов измерений и белковых структур, а сама нейросеть сканирует миллиарды соединений, на что у специалистов-медиков могли бы уйти десятилетия. ИИ обнаруживает шаблоны, которые люди, возможно, никогда бы и не смогли найти.
Источник: Six Ways Artificial Intelligence Is Impacting Patients
Материал подготовлен при поддержке Invitro