19 Апреля 2023 | 15:49

Виктория Гавва: «Любой тренд связан с активностью пользователя»

О том, как 2022 год повлиял на рынок систем обмена трафиком, и что сейчас волнует пользователей рунета, рассказала Виктория Гавва, руководитель отдела развития компании Sparrow

image

— Расскажите, что сегодня происходит с рынком систем обмена трафиком? И повлиял ли 2022 год на работу Sparrow?

Да, повлиял. Рынок систем обмена трафиком в России и СНГ изменился. 2022 год стал флагманом перераспределения сферы влияния в рамках как трафика обменных сетей, так и в целом систем привлечения трафика рынком для новостных ресурсов. В 2022 году Sparrow выступил с предложением обмена трафиком для новостных сайтов. На это решение повлиял ряд законодательных проектов, которые были приняты вследствие внешних геополитических обстоятельств. Яркий пример таких обстоятельств — СВО. Что произошло?

Первое — с рынка ушли иностранные компании вместе с иностранными обменными сетями. Одной из таких крупных компаний была Lentainform, которая занимала большую долю рынка.

Второе — перераспределение трафика. Борьба за первую позицию на рынке стала активнее за счет того, что «освободившийся» трафик нужно было перехватить. Поэтому на рынок вышли уже устоявшиеся игроки, которые ранее занимались другими сервисами в рамках привлечения трафика для новостных ресурсов. Одним из таких игроков стал Sparrow. Работая на платформе рекомендаций и нативной рекламы, мы заняли часть этого рынка.

Третье — СВО и политическая повестка, которые заняли лидирующие позиции среди интереса пользователей в интернете и повлияли на контент обменных сетей. Также наши исследования, как и многие другие, говорят о всплеске трафика в целом. Это объясняется тем, что люди испытывают острый интерес к событиям в мире.

2022 год повлиял на развитие компании тем, что в итоге мы вышли с новым продуктом благодаря многолетнему опыту в собственных IT-разработках. Мы дали рынку уникальный продукт и за счет внедрения ML (machine learning) добились повышения маркетинговых показателей обменных блоков.

Буквально за год, учитывая наш опыт в IT разработках и скорости предоставления продукта на рынок, у нас получилось занять свое место среди таких трафикообменных сетей, как 24СМИ, СМИ2 и других.

— С какими показателями сегмент рынка систем обмена трафиком закончил 2022 год?

Сложно судить о показателях всего сегмента трафика обменных сетей. Для точного ответа нужно провести полную аналитическую работу. Даже если считать условно, существующие на рынке системы аналитики не могут предоставить нам точные показатели. Например, LiveInternet и SimilarWeb пользуются своими способами измерения трафика, но ни те ни другие не могут предоставить конечный и точный показатель.

Есть еще причина, по которой нельзя посчитать общие показатели. Sparrow, как и СМИ2, и 24СМИ, и другие, оборачивает один и тот же трафик. Получается круговорот трафика в природе.

Поэтому мы можем говорить только о том трафике, который наша компания обернула в рамках обменной сети в 2022 году. Мы предоставили продукт рынку и подключили партнеров в конце февраля, а год закончили с показателем свыше одного миллиарда уникальных пользователей. На нормальный объем трафика мы вышли только в марте — апреле.

Хочу отметить, что трафик растет и ожидаемая просадка после Нового года на рынке не коснулась нашей обменной сети. 2023 год мы планируем закрыть с улучшенными показателями.

— У вас есть данные в цифрах, какую долю на рынке сейчас занимает Sparrow?

— Точные показатели о доле занимаемого трафика Sparrow мы не сможем предоставить, так как не следим за конкурентными показателями объема трафика. Но мы уверены, что сейчас Sparrow входит в лидирующую тройку обменных сетей на российском рынке, исходя из топ-100 российских сайтов, объема нашего трафика и ключевых партнеров.

— Можете дать краткую сводку: сколько вы существуете?

— Мы на рынке уже около 9 лет. Раньше занимались рекомендациями и нативной рекламой. В 2022 году мы представили рынку новый продукт — обменную сеть Sparrow.

— Давайте поговорим о системе обмена трафика как о бизнесе. Какие вы здесь можете выделить особенности, сложности и тренды?

— Бизнес в обмене трафиком — это очень узкая ниша, которой занимаются немногие компании, поскольку она требует большого опыта в новостном рынке. У игроков должна быть высокая экспертиза, качество и своевременное, почти ежеминутное отслеживание новостной повестки. К тому же нужны отслеживание и аналитика читательских трендов, чтобы знать, что интересно пользователю, и понимать аудиторию. Для этого необходимо иметь штат компетентных специалистов в рамках создания и формирования повестки.

Новостной рынок лежит не только в плоскости происшествий, экономических или политических событий. Новостные сети охватывают также и шоу-бизнес, развлекательный и научный контент и так далее. Здесь нужно понимать тренды, что читают и чем интересуются пользователи.

Суть любого бизнеса — финансовая прибыль. Здесь есть специфический для данной ниши момент: обмен трафика для паблишера бесплатен. Как бизнес, обмен трафиком должен приносить доход. Следовательно, трафикообменные сети зарабатывают на рекламе, которую размещают на транзитных страницах и через которые проводят, анализируют, размещают и монетизируют трафик новостных ресурсов. В этом состоит вся специфика.

Стоит отметить, что масштабировать заработок в рамках бизнеса можно путем экспертизы, рекламных форматов и транзитных страниц. Объемы наращивают с помощью увеличения трафика на транзитной странице и внедрениях умных систем, улучшающих алгоритмы выдачи анонсов. То есть чтобы повышать CTR на блоках и так далее. Любой тренд связан с потребительской активностью пользователя — то, как воспринимает информацию читатель, где и как он кликает на рекламные анонсы. Специфика бизнеса и тренды на сегодняшний день такие.

— Какая сейчас стоимость размещения публикаций? Такой формат возможен для малого бизнеса?

— Сейчас у нас очень гибкая система ценообразования для рекламодателей. Цена трафика на информационные материалы начинается от 1 руб. 10 коп. за переход, за уникального пользователя. Прямая реклама стоит 23 руб. за переход для малого и среднего бизнеса. У нас хороший прайс для разных рекламодателей. Под задачи каждого клиента мы всегда подбираем индивидуальные условия.

— Поговорим о том, что сейчас больше всего волнует аудиторию. Вы можете ранжировать этот список?

— Да, мы можем ранжировать список, поскольку проводили исследования анонсов, на которые пользователи больше всего кликают. На первом месте вооруженные конфликты.

— Вообще в мире?

— Да, конечно. В топ-5 входят международные конфликты, политика, шоу-бизнес, экономика и новости.

Тема вооруженных конфликтов сейчас находится на первом месте с большим отрывом. Второе место занимает политика. В политику у нас входит все, что связано с политической деятельностью нашей страны и всего мира. И на третьем месте — шоу-бизнес. Это очень популярная тема, которой интересуются большинство пользователей. Я думаю, что если бы сейчас не было такой острой политической сводки, то шоу-бизнес был бы на первом месте. Дальше идут экономика и новости о разных происшествиях, авариях, пожарах и так далее. Также пользователей интересует эзотерика.

— Как происходит фильтрация и модерация контента? Как вы определяете качество материалов, которые показываются в блоке? У вас есть рамки и нормы? Бывают случаи, когда партнеры испытывают затруднение с размещением материалов у себя? Предположим, что не все хотят видеть у себя на сайте остросоциальные или политические темы.

— Конечно, контент отбирает ежедневно вручную команда профессиональных штатных редакторов. Дальше анонсы проходят через двойную модерацию. Это сделано для уменьшения человеческого фактора, чтобы модератор не мог ошибиться. Если ошибся один модератор, второй модератор с меньшей вероятностью ошибется также.

— Происходит снижение риска?

— Да. Это происходит для того, чтобы в обменную сеть не попал контент, который попадает в другую категорию. Например, чтобы военные анонсы не появлялись в шоу-бизнесе. Бывают статьи, которые несут в себе либо завуалированный, либо двойной смысл, и появляются сомнения в категории анонса. Когда мы только начинали с одним модератором, то человеческий фактор присутствовал, и человек ошибался.

В начале пути было несколько ситуаций, когда просили убрать анонсы, относящиеся к спорной категории. Поэтому мы придумали двойную модерацию. Это дало результат, и проблем сейчас нет. У нас есть модераторы, которые ставят категорию «Новости» и редакторы, которые следят за качеством изображения анонса. То есть картинку редактор тоже может менять.

Также хочу немного рассказать о «Новостях». Мы ушли от автоматической загрузки новостей, которую делают другие трафикообменные сети, когда по RSS новости выгружаются и попадают на модерацию сразу. Сейчас ручное добавление статей для нас более успешный вариант работы с партнерами, который ведет к увеличению маркетинговых показателей.

Мы строго придерживаемся правил нашей компании и требований наших партнеров. Естественно, список о разрешенном контенте не допускает никаких анонсов с насилием, пропагандой алкогольной, табачной и наркотической продукции либо оскорбления политиков, звезд и так далее. Это стандартный свод правил, которого мы придерживаемся. И в этом не ошибаемся.

— Как рекламные сети может использовать бизнес? Например, те, кому нужен не просмотр контента, а непосредственно лиды на сайте?

— Мы не предоставляем продажу трафика по СРА с целью лидогенерации и не собираем статистику. Мы только отслеживаем данные по показам и по кликам. Трафик тоже продаем по модели CPC. По отзывам рекламодателей видим, что наш трафик является качественным и конверсионным. Это происходит за счет того, что в списке наших партнеров нет порно- и киносайтов. У нас есть только официально зарегистрированные СМИ — новостные и развлекательные.

Трафик ботов на сайтах мы также не допускаем. При их обнаружении сайт сразу же перестает быть нашим партнером. Поэтому весь трафик живой, активный и, конечно же, конверсионный. Иначе бы рекламодатели к нам не приходили.

— Каким вы видите развитие рынка системы обмена трафиком в ближайшее время? Какие планы у вашей сети на ближайший год?

— Мы планируем занять и удерживать первую позицию на развивающемся рынке трафикообменных сетей. К сожалению, сейчас мы не видим прирост в количестве игроков. Возможно, прибавится 1–2 игрока, но это очень узкая ниша, о чем мы уже сказали.

Скорее всего, системы обмена трафиком будут развиваться в сторону технологических решений для более качественного предоставления услуг. В конце прошлого года мы успешно завершили тестирование системы для трафикообменной сети на основе машинного обучения (ML). И это внедрение уже дало свои результаты и увеличение таких показателей, как рост CTR блоков на 100–200%.

Также мы стремимся, как и наши конкуренты, улучшать качество контента, совершенствовать транзитные страницы и подключать как можно больше партнеров. Во время развития рынка будет заметен рост объема трафика, так как обменные сети набирают большую популярность как среди крупных изданий, так и среди сайтов с маленькой аудиторией. Все более популярными становятся обменные сети, так как это бесплатно, эффективно и безопасно.

Новые имена: «Девочки в восторге» от «Ленты», «Чумаданс» от «Детского мира» и «Гигаспорт» вместо «Спортмастера» Цель достигнута, или как проанализировать эффективность PR-кампании
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru