20 Декабря 2011 | 14:54

Сергей Лаврухин, "ОНЭКСИМ": «В издательском бизнесе маржинальность составляет 12-15%»

Исполнительный директор группы ОНЭКСИМ Сергей Лаврухин в интервью Media-Day.ru рассказал о том, как будут развиваться основные медиаактивы группы: ОАО «РБК» и медиагруппа«ЖV!»

image

— Совет директоров РБК рассмотрел вопрос о возможной продаже непрофильных активов, чтобы обеспечить финансирование инвестиционной программы РБК на 2012 год. Что вы называете непрофильными активами?

— Если говорить про РБК, то это несколько проектов, в которых у нас нет контрольного пакета. В частности, 25%-ый пакет в компании iGlobe - это туристический онлайн-оператор, который бурно развивается. Мы вошли в этот проект по хорошей цене, дали ему развиться, сегодня есть потенциальный покупатель, который предлагает несколько миллионов долларов за нашу долю. У нас есть неконтрольный пакет в телекоммуникационной компании «Манго-Телеком». Мы в партнерстве с ней развиваем мессенджер QIP, на сайте которого сделали большой медиапортал, куда попытались интегрировать все свои массовые Интернет-ресурсы.

У нас есть издательский дом «Салон-пресс», который приносит деньги и в котором нам принадлежит 80%, но для нас это непрофильный актив. Мы строим мультимедийную компанию с большой долей Интернет-проектов и новых технологий. Бизнесы, в которых есть составляющие Интернета, телекома и технологий, оцениваются инвесторами и рынком с более высоким мультипликатором, чем традиционные медиа. Это дает большие темпы роста даже в нынешней нестабильной ситуации на рынке. В конце ноября РБК отчитался за третий квартал и 9 месяцев 2011 года. Выручка от Интернет-сегмента выросла за девять месяцев 2011 года более чем на 50% по сравнению с таким же периодом 2010 года. Даже при существующей турбулентной ситуации мы видим, что Интернет растет. А у «Салона» за тот же период рост составил всего 5%.

При консолидации результатов средний рост по компании составляет 32%. Получается, что «Салон» тянет вниз. На этот издательский дом претендуют несколько покупателей.

— Потенциальные покупатели готовы предложить устраивающую РБК цену?

— Понятно, что если бы продавались два года назад, можно было бы продаваться дороже. В этом не угадаешь. Можно не продать сегодня, отложить на год и получить ситуацию еще хуже, чем сейчас.

«Салон» - лидер в своем сегменте, многие из существующих издательских домов делают похожие продукты в сегменте дизайна квартир, но не у всех получается реализовать успешные проекты. «Салон-Пресс» исторически занял эту нишу и уверенно лидирует, забирая, по нашим оценкам, порядка 50% рекламного рынка в этом сегменте. Многие конкуренты хотят приобрести такой актив, чтобы усилиться.

Вся сложность сделки - в деталях, в первую очередь в цене, за которую мы готовы расстаться с этим активом.

— Как идет погашение долга РБК в 230 млн долларов перед кредиторами?

— Долг снизился до 180 млн, но все равно это очень серьезная долговая нагрузка. Представитель кредиторов входит в совет директоров, участвует в его работе. При этом в соглашении с кредиторами исторически было большое количество ковенантов (ограничения на действия должника со стороны кредиторов – Прим. ред.), при которых холдинг РБК не может самостоятельно принимать решения, не получив от кредиторов согласия на сделку. Это продажа и покупка активов, допэмиссия и так далее. Когда мы поняли, что надо покупать RU-CENTER, пришли к кредиторам и начали договариваться. У холдинга есть стратегия развития на ближайшие пять лет. К сожалению, те ковенанты, которые существовали с тех пор, как два года назад проведена сделка, ограничивали возможности роста компании. Если компания не будет развиваться, ей будет сложно выполнить свои обязательства. Кредиторы сказали: мы согласны, верим, условия кредитного соглашения пересмотрены (почти 90% кредиторов проголосовало за отмену ковенантов), у РБК руки развязаны. Мы получили глоток свободы и возможность развиваться дальше. С обслуживанием задолженности РБК проблем нет, мы спокойно выплачиваем ее без задержек. ОНЭКСИМ серьезный партнер, это в какой-то степени успокаивает рынок.

— Зачем РБК RU-CENTER, это ведь не совсем медийная область?

— Мы считаем, что купили RU-CENTER как минимум в два раза дешевле, чем он стоит сейчас, а при объединении с нашими хостинговыми активами может стоить еще больше. Этот актив мы решили приобрести в конце лета этого года, в течение трех дней собрали совет директоров, проголосовали, вошли в сделку, подписали обязательства, и сегодня, объединив свои активы, мы получаем игрока номер один с более чем 50%-ным контролем рынка доменных имен и хостинга в Рунете.

Рынок доменов растет каждый год, и уже четвертый год подряд рост составляет 20-25%. На ближайшие четыре года также прогнозируется рост. Можно сравнивать Россию с той же Германией, где 90 млн. жителей и в 6 раз больше доменных имен. Конечно, мы зависим от развития телекома в России: как быстро в малых городах страны появится широкополосный Интернет. Это подталкивает рынок сопутствующих услуг, рынок доменных имен и хостинга. Мы лидеры в этом сегменте, растем вместе с рынком и даже быстрее. Чтобы закрыть сделку с RU-CENTER, у РБК есть необходимость в привлечении денежных средств. Мы можем провести допэмиссию акций, хотя сейчас не лучшая конъюнктура рынка. Можем посмотреть, насколько сейчас интереснее продать «Салон» или продать долю в «Манго-Телеком», и через продажу таких непрофильных активов, которые снижают темпы роста всего холдинга, переложить деньги из одного непрофильного актива в другой - профильный. Например, деньги из «Салона», который может обеспечить 10%-ный рост, вложить в хостинговый бизнес, который даст 25%-ный рост и более высокую маржинальность. В издательском бизнесе маржинальность 12-15%, а в хостинговом можно достичь – 20-25%.

— Сделки будут проходить в 2012 году или что-то уже случится в этом?

— У нас есть предложение от крупного банка купить сервис РБК-Money. Планируем в течение месяца принять решение: либо продавать, либо развивать самим. Сегмент, связанный с электронными деньгами, за год вырос по обороту средств на кошельках пользователей и по количеству самих пользователей на 75% по сравнению с прошлым годом. По «Салон-пресс» мы также в ближайшее время решим вопрос.

— А по туристическому бизнесу?

— По нему не такая высокая цена сделки. Стоимость нашего пакета оценивает в 3-4 млн долларов, это для нас незначительная сумма, которая не решит проблему, она не принципиальна.

— Какие задачи вы ставите перед собой на рынке слияний/поглощений, купите ли телеканал «Дождь»?

— У нас были переговоры с Натальей Синдеевой (совладелец телеканала – Прим.ред) о вхождении в проект. Вопрос, как всегда, в цене, в том, куда это все двигать и за какие деньги. На ТВ-рынке сегодня сложилась уникальная ситуация: порядка 20 каналов имеют статус федеральных, и есть большое количество, чуть ли не 300 телеканалов, которые играют в низшей лиге, в лиге кабельного ТВ. Чтобы получить пирог рекламных денег, телеканалу нужно, чтобы его смотрели. А для этого нужен, как минимум, технический охват. Чтобы его получить, кабельному оператору необходимы очень серьезные инвестиции. Например, чтобы договориться с «Мостелекомом», попасть в сеть и получить охват в Москве 4-4,5 млн новых домохозяйств… Цена известна на рынке - в пределах 12-13 долларов за одно домохозяйство. Умножаем, получаем порядка 60 млн долларов за то, чтобы получить технический охват только в «Мостелекоме». А еще есть «Акадо», СТРИМ, нужен сигнал НТВ+, а еще нужно договориться с «Триколором», другими игроками рынка, какими-то мелкими кабельными операторами в регионах. А еще есть Питер, другие города России… Это миллионы долларов инвестиций. РБК за все эти 8 лет постепенно наращивает техническую базу, в этом году мы договорились с «Мостелекомом» о финальном, полумиллионном количестве подключенных абонентов. Для «Дождя» сейчас важно, насколько быстро Интернет-ТВ захватит пользователей. Когда это случится – пока не совсем понятно. А жить и развиваться «Дождю» нужно сейчас. У них свой путь, они нам о нем рассказали. Мы примерно посчитали, сколько этот путь будет стоить. Встал вопрос – где взять деньги и на каких условиях? ОНЭКСИМ – это инвестиционный холдинг, но, в конечном итоге, как бы привлекательно ни выглядел проект, его равно нужно обсчитывать рационально. Смотреть, выстрелит-не выстрелит, как через 3-5 лет этот бизнес будет монетизироваться. Пока мы с «Дождем» идем параллельно, приглядываясь. «Дождь» идет по своему берегу, мы - по своему. Никаких четких договоренностей пока нет.

— «Большой город», Slon.ru ОНЭКСИМу интересны?

— Wow-эффект есть только от «Дождя», но если думать о нем как о бизнесе, то уже без wow. «Большой город» на рынке давно. Я работал финансовым директором «Проф-медиа» несколько лет назад. В то время мы как раз покупали «Афишу» и… закрывали «Большой город», понимая, что этот проект никогда в плюсе не был при всей помощи «Афиши» с точки зрения пакетных продаж. У нынешнего «БГ» такая же ситуация, вот только пакетных продаж и помощи «Афиши» уже нет. Хотя я всем проектам желаю только успеха.

— А зачем вам ИД «Коммерсант» и что вы думаете о встречной оферте со стороны Усманова?

— Мы всегда рассматриваем любые возможности развития для своих активов. Касательно возможного приобретения «Коммерсанта» и его интеграции, давайте подождем принятия нашей оферты, а потом будем говорить.

Насколько я знаю, пока никаких предложений о продаже РБК группе «ОНЭКСИМ» не поступало. Лично я их пока не видел.

— Есть ли интерес к социальным сетям?

— Инвестиций в социальные сети мы пока не планируем, мы сами пытаемся развивать отраслевые сообщества. У нас есть проект Cnews.ru, внутри него - сообщество для IT-профессионалов. Развивая его, мы можем сказать, что это специальный блог, где могут общаться специалисты. Также пытаемся сделать ресурс по медицинскому направлению.

— После назначения вас генеральным директором «ЖV!» говорилось о необходимости повышения коммерческой эффективности группы. Как вы будете резать «косты» (издержки), повышать доходы?

— «Косты» режем активно, начиная от офисных расходов. У нас есть два полноценных офиса, первый на Арме, в котором исторически сидела вся медиагруппа ««ЖV!»», второй – на Красном Октябре. У «Сноба» была идея построить там клуб, ресторан. Я считаю, что это была нерабочая история, так как там и так достаточно мест для питания. Кроме того, было не совсем понятно, как может редакция работать внутри ресторана. Официанты, музыка, цыгане, медведи и – редакция. Так получилось, что потрачены серьезные деньги и работают два полноценных офиса. Сегодня мы планируем вновь собрать все проекты в одном офисе на Красном Октябре. По году только на арендных платежах за офис можно сэкономить 1,5 млн долларов. И примеров, где можно оптимизировать затраты, много.

— Рост доходов «ЖV!» в 2012 году ожидаете?

— По стандартной рекламе в журналах мы понимаем, что в следующем году никаких прорывов ждать не стоит. Мы планируем увеличить рекламные сборы на 10%. Это к вопросу о том, что «Салон-пресс» может дать 10% рост и его еще нужно достичь. Если говорить про «Сноб», то у него есть уникальная история. У журнала есть портал, на котором собираются люди. Они ведут блоги, обсуждают события. Это в какой-то степени социальная сеть, хотя мы ее называем клубом. В большей степени мы планируем рост Интернет-составляющей проекта. Прогнозируем рост выручки от онлайн-проекта на 200%. В 2011 году мы получили рост на 160% больше, чем в предыдущем.

Сейчас сайт проекта «Сноб» договорился с РБК о партнерстве. РБК и «Сноб» будут делать совместные проекты, обмениваться трафиком, контентом, возможно, на сайте snob.ru будет запущен брендированный блог РБК о бизнесе. Это поможет увеличить узнаваемость бренда и повысить трафик.

— А как обстоят дела с печатной версией «Сноба»?

— С ней все отлично, план по продаже рекламы выполняется. В каждом номере 40-50 страниц рекламы. В декабре выпускается два номера – сдвоенный декабрь-январь, плюс мы выпустим номер «Сноб.Герои». Один из самых важных вопросов, который предстоит решить: мы ищем главного редактора проекта, того, кто будет его идейным вдохновителем. У нас было около 20 кандидатов, сейчас список ужался до трех, до Нового года решение должно быть принято.

— Не считаете, что 350 долларов за возможность стать подписчиком «Сноба» - это дорого?

— За 350 долларов человек получает доступ к сайту, десять номеров печатной версии журнала в год, дисконтную программу и возможность посещать мероприятия, которые организует «Сноб» для своих членов. То есть член клуба получает целый ряд сервисов.

Когда меняется менеджмент, самое неправильное, что можно сделать, это все разрушить. Нужно, по крайней мере, понять, почему было сделано так, и, возможно существующее положение вещей совсем не нужно менять. Самое худшее – это менять концепцию проекта. То платно, то бесплатно, то одна программа, то другая. Аудитория путается, а ей важна стабильность.

— Раньше и цена была другая у «Сноба», и программ много. Сегодня цена в три раза выше. Разве это не путаница?

— Я думаю, это связано с тем, что сначала не было продукта, который можно было сразу предложить за такие деньги. Был продукт за 100 долларов, затем были добавлены дополнительные сервисы, а цена не изменилась. Я не готов сейчас говорить, насколько правильные и неправильные маркетинговые решения были приняты. Сегодня неправильно опять бросаться в историю и возвращаться к 100-долларовой подписке. Если сейчас есть, скажем, 3000 человек, которые проголосовали деньгами, есть смысл эти 3000 сохранить.

— А сколько подписчиков у Интернет-версии«Сноба» сейчас?

— Много, несколько тысяч.

— Есть планы издавать «Сноб» на английском языке?

— Выпуская журнал на английском, начинаешь конкурировать с NewYorker, с американским GQ. При этом они на этом рынке давно и новому проекту не так просто прийти туда со своим брендом, достучаться до местной англоязычной аудитории. За границей живет достаточное количество русскоговорящих людей (по некоторым оценкам 30 млн), это интересный рынок. У людей есть потребность получать и читать русскоязычное издание.

— Какая судьба ждет газету F5?

— Мы надеемся, что она выйдет на безубыточность. Там есть уникальный продукт «Гражданин поэт». Мы думаем, как более активно интегрировать его в «Сноб».

— В печатной версии газеты F5, на ваш взгляд, достаточно рекламы? Там то густо, то пусто…

— Продажи рекламы в бесплатном издании сильно зависят от… дистрибуции. Всегда считалось, что F5 – молодежное издание, а потом мы выяснили, что его читают в основном мужчины среднего возраста и с хорошим достатком. Аудитория меняется в зависимости от того, где газету распространяют. Если в МГУ – то издатель получает молодежную аудиторию. Если в кафе и ресторанах со средним чеком в тысячу рублей – другую. Соответственно, от дистрибуции зависит твой читатель и – как у любого медийного продукта – рекламодатель.

Сегодня затраты на печать, логистику дистрибуцию составляют почти 60% от себестоимости проекта F5. Рынок бесплатных изданий (особенно в Москве) насыщен. А F5 в большей степени столичный проект – его реализовывать очень затратно. У нас была идея закрыть бумажную версию и перейти в онлайн, но мы от нее отказались. Полоса-две рекламы продается, это нормальные деньги. Если мы закроем бумажную версию, не факт, что рекламодатели перейдут в онлайн-F5. Терять рекламодателей, которые есть, не хочется. Возможно, стоит уйти от 24 полос в 16, сменить бумагу, оптимизировать каналы доставки. Мы думаем в этом направлении. F5 никуда не денется, но стоит вопрос формата, cокращения издержек.

— Результатами развития телеканала «Живи!» вы довольны?

— В этом году результаты лучше, чем мы ожидали, в следующем по плану телеканал выходит на безубыточность. Это не совсем ТВ, это социальная телевизионная сеть. Люди объединяются не только у экранов ТВ, но и в Интернете на сайте, а также, что очень важно, в оффлайне. Развиваются фитнес-туры, фитнес-уикенды. Вся эта история находится в общем тренде о здоровом образе жизни, который продвигает Минздрав и наши национальные лидеры.

— Вода, выпущенная под маркой «Живи!», оказалась востребована?

— Опыт с брендированной питьевой водой оказался положительным. Вода«ЖV!» вскоре будет поставляться и в офис РБК. Также мы ведем переговоры с другими компаниями, которые хотят купить франчайзинг и производить различные продукты под брендом «ЖV!». Это отдельное направление бизнеса – франчайзинг бренда. Есть возможность зарабатывать на немедийной деятельности, и это хорошо.

— А водка «Живи!» будет?

— Нет, водки не будет. Лучше запустить детское питание под нашим брендом. У нас есть целый список продуктов и услуг, которые потенциально могли бы использовать бренд «ЖV!».

— В архивах интервью о «Снобе» и «ЖV!» есть информация, что у «ЖV!» был в планах вывод на IPO, планы будут реализованы когда-либо?

— Мы планируем со следующего года готовить отчетность по стандартам МСФО, прозрачную и понятную инвесторам. 2012-2013 годы – это подготовка. Но чтобы проводить IPO, нужно иметь определенный размер бизнеса, сегодня для России компания должна иметь, в моем понимании, выручку более 100 млн долларов. При таком размере имеет смысл делать IPO.

— Вы планируете выйти на такую выручку?

— Примерно через два года. Отмечу, что для выхода на IPO должны сложиться несколько факторов. Не только размер выручки, но и правильные корпоративные процедуры, отчетность, а также желание инвестора.

— У «ЖV!» были планы по запуску детского канала. Что с ними?

— Мы его не делаем. Внутри медиагруппы «ЖV!» есть детский проект, но мы его стараемся вывести из медиагруппы, это авторский проект Леонида Милославского и Юрия Кацмана (boodoo.ru). Они сами будут его развивать, искать инвесторов. В медиагруппе «ЖV!» мы не видим места для детского проекта.

— Владимир Яковлев говорил, что ОНЭКСИМ провел ряд мероприятий, в результате которых доля миноритарных совладельцев «ЖV!» уменьшилась, а основного инвестора – ОНЭКСИМа увеличилась? Сколько сейчас принадлежит ОНЭКCИМу, больше 90%?

— Больше. Значительно больше. Можно сказать, что мы единственные владельцы. Де-юре - нет, де-факто - да.

Источник: Media-Day.ru

Петр Рыбак, "Алькасар": «Нас ждет симбиоз ТВ и интернета» Максим Тадевосян, Progression: «Интегрированная экспертиза – новая реальность российского рынка»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.