01 Марта 2011 | 11:45

Роман Петренко, ТНТ: "В рунете сейчас первобытно-общинный строй"

Генеральный директор ТНТ о новом бизнесе канала и о том, почему смотрят "Дом-2"

image

1 марта "Газпром-Медиа Холдинг" и телеканал ТНТ открывают доступ к сайту-кинотеатру www.now.ru. Это первый в России платный видеосервис в интернете, который будет предлагать потребителям большой выбор кино- и телепродукции, в том числе от крупных западных компаний на основе абонентской платы. О том, чем рискует канал, запуская такой проект, а также об особенностях программной политики ТНТ в интервью обозревателю “Ъ” АРИНЕ БОРОДИНОЙ рассказал генеральный директор ТНТ РОМАН ПЕТРЕНКО.

— Вы запускаете проект, за который надо будет платить "живые" деньги. Ментальность российской публики такова, что она в большинстве своем не привыкла это делать. Тем более в интернете сейчас масса возможностей скачать все что угодно, даже только что появившиеся фильмы, и при этом совершенно бесплатно. Так в чем же тогда уникальность вашего сайта now.ru для рядового пользователя интернета?

— Самое смешное, что, конечно, ничего революционного технологически мы не предлагаем. Но это с одной стороны. С другой стороны, now.ru — это первый российский сайт, где за фиксированную абонентскую плату зрителю предлагается большой выбор фильмов и сериалов, прежде всего зарубежных, а также отечественное кино и сериальная продукция, мультфильмы… В общем, большая библиотека, более 30 тыс. часов эфира, включая сериалы и программы. В том числе канала ТНТ. И дальше будет еще больше.

— Повторюсь. Если опросить на улице первых десять человек, захотите ли вы платить ежемесячно за ресурс, когда все можно сделать на халяву, хорошо, если двое из десяти скажут, что да, они готовы платить. Остальные ответят: да на фига, я все скачаю в инете. Именно так мне говорили многие мои знакомые, когда я им рассказывала об идее запуска вашего нового проекта.

— Ну да, так и есть! В рунете сейчас первобытно-общинный строй. Деньги еще не вошли в обращение. Но все будет меняться. Если рассматривать now.ru в горизонте одного года, то, конечно, это можно расценивать как наш альтруизм. Если в течение пяти лет, то это может оказаться большим бизнесом.

— А в России можно планировать бизнес на пять лет, тем более в медиа?

— Не только можно, но и нужно! Более того, для традиционных СМИ, к каковым относится ТНТ, интернет — это либо большая возможность, либо большая угроза. Либо мы заберем под себя новых зрителей в интернете, либо они окончательно уйдут не к нам… Есть понятие линейного и нелинейного телевидения. К первому относятся сегодняшние эфирные телеканалы. Они работают на основе твердой сетки и заставляют зрителей планировать свою жизнь вокруг нее. Нелинейное телевидение не просит тебя организовывать свое личное пространство вокруг сетки вещания. К примеру, ты захотел посмотреть "Доктора Хауса"…

— Можно включить канал "Домашний". Там он уже идет далеко не в первый раз. И все сезоны. Не говоря уже про интернет, где его все скачивают.

— Но ты не обязан будешь включать телевизор в конкретное время. Ты благодаря доступу к ресурсу now.ru и "Доктора Хауса", и любые другие вещи можешь смотреть, когда тебе захочется. При этом платишь официально небольшую, на наш взгляд, сумму денег.

— Вы, видимо, хотите лучше думать о людях, надеетесь сломать у них десятилетиями сформированные стереотипы, а заодно создать на рынке цивилизованные правила игры?

— Знаете, я, когда начинал работать на ТНТ, абсолютно точно знал, что когда-нибудь нам будет светить солнце. Я не понимал, как это может получиться, но точно знал, что светить будет. Так и случилось.

— Это вы про 2002 год, когда акционеры СТС пригласили возглавить канал Александра Роднянского, а вам пришлось уйти на ТНТ, где доля аудитории тогда была 2%? И многие тогда спорили, что сложнее: уходить поднимать канал с 2% или принимать с 5%, как было тогда на СТС…

— Да, ТНТ тогда смотрело 2% зрителей. Прошло восемь лет. Сегодня на канале радикально иная ситуация (см. справку о ТНТ). Мое ощущение оправдалось. И вот сейчас с now.гu думаю, что сумеем переломить обстоятельства, внешне складывающиеся вроде бы против нас.

А now.ru от бесплатных легальных ресурсов отличает то, что они просто не могут предложить людям то обилие и объем фильмов, которые будем предлагать мы. И качеством, конечно, будем брать. Ведь Голливуд все это время отказывался работать с российскими интернет-ресурсами. На легальных бесплатных российских сайтах можно найти только второсортные фильмы. Мейджоры не отдают свой лучший контент на "рекламную модель". А мы заключили договоры с крупнейшими студиями мира — Sony Pictures, Walt Disney, WarnerTV. А также MTV Networks BV, корпорацией ВВС, компанией Playboy Enterprises. Причем в случае с WarnerTV — это первый случай договорных отношений для поставки своей библиотеки для российского интернет-ресурса.

А если сравнивать нас с сайтами, на которых можно заказывать отдельные фильмы за деньги, то мы будем брать дешевизной: небольшая фиксированная сумма за неограниченный доступ к фильмам в течение месяца.

— Как практически будет выглядеть то, о чем вы рассказываете?

— Мы запускаем наш сайт с 1 марта. Вы заходите на сайт www.now.ru. Там на главной странице есть разные специальные предложения. Можно купить пакет фильмов на десять дней. Можно купить на тридцать, можно на девяносто. Везде разная цена. Но стандартная форма — это месяц пользования всей библиотекой за 499 руб. Оплатить это можно тут же на сайте с помощью кредитных карточек, платежных терминалов и различных платежных систем. Просто заходишь на сайт и платишь. Получаешь доступ к различным жанрам и названиям представленных библиотек. Зарубежных и отечественных.

— А с отечественными компаниями-производителями как будете договариваться?

— Да тут нет сложностей. Труднее с компаниями-правообладателями, которые являются одновременно и каналами-вещателями.

— Потому что они ваши конкуренты в зоне эфирного телевидения?

— Конечно. В остальном все просто.

— Ну да. Просто, если не считать вашей главной проблемой пиратство. Его не победишь ни качеством, ни объемом. Ни уж тем более ценой…

— Но мы вот сейчас как раз предпринимаем кое-какие шаги по борьбе с пиратством. Мне лично кажется, что побороть пиратство в сети проще, чем пиратство в отношении продажи нелегальных дисков. Потому что навести порядок в десятках тысяч киосков невозможно! А с торрентами и с теми, кто транслирует нелицензионную продукцию, бороться можно. Надо начинать с того, что население ведь просто не знает, что легально, что нелегально, где нарушение закона, а где нет. И что вообще за это бывает.

Мы вот сняли сейчас целую серию смешных социальных роликов про то, что нелегальное скачивание в интернете — это уголовно наказуемый процесс. Статья. Размещение наших социальных роликов скоро начнется в эфире.

— Ролики действительно смешные. Но вы думаете, что народ, посмотрев их, испугается и сразу перейдет к вам, чтобы за деньги смотреть фильмы и сериалы?

— Запугивать надо с юмором, тогда тебе это простят (смеется). А что касается, что я про это думаю… Считаю, что интернет-телевидение — это модель телевидения будущего. Для нас сегодня это эксперимент. Мы совершенно не понимаем, какие деньги на этом можно заработать прямо сейчас. Но я абсолютно точно знаю, что в будущем — это новый клондайк.

— Не переоцениваете свои возможности? Одно дело — прийти на ТНТ и быть уверенным, что будет светить солнце. Но это ведь эфирное телевидение, которое не требует от зрителей платить за него деньги. Это постоянная величина. Можно смотреть канал или не смотреть, но здесь твой успех зависит от того, насколько удачный ты представишь для людей продукт, чтобы они захотели включить тот же ТНТ. А в случае с интернетом надо не только заставить выбрать именно вас, но еще и заплатить 500 руб. в месяц. А это значит изменить ментальность большинства населения страны.

— Смотрите, сейчас наша первичная, такая быстрая цель — это охватить тех людей, которые уже сейчас идут и тратят свои кровно заработанные 150 или 200 руб., покупая пиратский диск. Это — главное. Таких людей огромное количество. Вторая наша задача — это те люди, которые недовольны выбором, который им предлагает магазин, где продаются диски. Тем более что если прокат закончился давно, то через пять лет, если нет никакого маркетингового события, найти нужный тебе фильм в магазине уже довольно сложно. И цена высокая за диск. Так что, может быть, что-то мы и изменим.

— Вы собственные деньги в этот проект вкладывали или привлеченные кредиты?

— Это деньги, заработанные ТНТ. У нас большая прибыль, мы можем себе позволить вкладываться в такой проект. Но все происходит под эгидой нашего акционера "Газпром-Медиа Холдинг". Стратегия серьезно двигать в интернет вообще идет от руководителя "Газпром-Медиа" Николая Сенкевича. ТНТ, можно сказать, это экспериментальная площадка и инвестиционный бутик "Газпром-Медиа Холдинга" для "новых медиа".

— И какой объем инвестиций в now.ru вы планируете?

— Я все же пока уклончиво отвечу. Сейчас это "миллионы долларов". Но меньше $10 млн. Дальнейшие инвестиции зависят от многих факторов, главный из которых, конечно, как пойдут к нам люди. И дальше как раз чем больше будет спрос, тем больше денег нам придется вкладывать в этот проект. Но меньше чем через три года оценивать эффективность этого проекта бессмысленно.

— То есть аж три года вы не будете ни паниковать, ни радоваться за судьбу своего ресурса?

— Абсолютно так.

— Но так не бывает. Надо же иметь очень крепкие нервы.

— Бывает. Опыт работы на ТНТ меня в этом убеждает.

— Вообще заявление о том, что "у нас большая прибыль" по российским меркам, в том числе и на телевизионном рынке, выглядит вызывающе. Обычно богатство не принято афишировать. Тем более в стране с такой непрозрачной экономикой. Тень кризиса уже над ТНТ не витает?

— Да сейчас уже как-то нет. Тяжелым был 2009 год. А 2008-й стал рекордным по доходам. Мы тогда приблизились к очень важной для нас психологической отметке — общий оборот на канале приблизился к полумиллиарду долларов. В кризисном 2009-м объем денег от рекламы снизился примерно на 33% в долларовом выражении и на 15% в рублях… Но вот за 2010 год выручка ТНТ составила уже 10,8 млрд руб. (примерно $360 млн). И рост уже на 20% по сравнению с итогами 2009-го. В то время как рынок вырос только на 15%. По 2010 году наша доля на рынке эфирной рекламы — 9,6%. Это доля денег, которые мы зарабатываем из общего для всех каналов оборота рекламы.

— Давно хотела спросить, а почему вот у вас целевая аудитория канала ТНТ — это те, кому от 18 до 30 лет. И все свои телепроекты вы в основном ориентируете на этот возраст. А рекламу продаете по категории от 6 до 54 лет. Это же совсем разные истории и гигантский разброс. А нельзя как-то свести воедино, сделав более логичными программирование и рекламные продажи?

— Да нет, тут все нормально. Если представить себе мишень, то вот ты целишься в это ядро — от 18 до 30 лет, а попадаешь куда-то рядом. В тех, кто старше. И что же, нам их не брать? И в рамках ТНТ есть проекты, которые потенциально интересны разным возрастным группам. Более того, у рекламодателей тоже есть свои приоритеты в возрастных и гендерных группах. Кому-то важно рекламировать соки, а кому-то фармацевтику или бытовую химию. А это уже интересует самых разных людей. И подростков, и женщин-домохозяек. Так что балансировать с учетом наших интересов, рекламодателей и зрительских ожиданий мы как-то научились.

— А для сайта-кинотеатра вы тоже хотите получить исключительно молодых пользователей, до 30 лет?

— Если бы у нас в стране уже существовал десяток аналогичных интернет-ресурсов, то нам нужно было бы выбирать, на какой возраст мы бы хотели прежде всего ориентироваться. Но поскольку мы первые, то мы хотим сейчас забрать всех, кто на нас клюнет и к нам придет.

— Давайте вернемся к ТНТ. Самый успешный проект канала в прошлом году и нынешнем телесезоне, конечно, "Интерны". Это тот случай, когда сериал смотрят очень разные категории зрителей, и этим он совершенно нетипичен для ТНТ. "Интерны" могли выйти в эфир и на СТС, и на НТВ, и на "Первом". И думаю, везде был бы успешен. Вы ожидали от этого сериала такого попадания в зрителя?

— Честно скажу, я совсем не фанат медицинской драмы и медицинской комедии.

— Но при этом все равно запустили сериал именно с такой темой…

— Ну, просто то, что сделали из "Интернов",— это, конечно, шедевр. А шедевр, он шире всех тем…

— А часто вообще у вас, как у гендиректора канала, бывают сомнения в отношении темы и потом вы понимаете, что ошиблись, признавая это?

— Ну, вот пример. Мы разрабатывали две темы одновременно. Одна — это медицинская комедия, другая — любовь в офисе. Я, естественно, говорил, что, ребята, надо делать любовь в офисе. Это всем понятно и будет работать. Сделали два пилота. В итоге про любовь в офисе все забыли, отложили на потом. И пока, видимо, возвращаться не будем. Повторюсь, когда "Интерны" уже были сделаны на уровне сценария, вопрос темы — это уже вопрос второй или третий. Это просто шедеврально написано. Слава Дусмухаметов, который и создал "Интернов", он абсолютный гений этого жанра. Никого просто лучше нет.

— Редкий случай, когда гендиректор канала так хвалит автора идеи сериала, который изначально ему, как руководителю, совсем не казался перспективным. А что касается другого вашего хита, "Реальных пацанов", который тоже идет на ТНТ в прайм-тайм, вслед за "Интернами". Это радикально иная история. У вас, когда запускали этот сериал, не было ощущения, что тема на грани фола?

— Честно говоря, я не считаю, что "Реальные пацаны" — это на грани фола. С точки зрения его рейтингового потенциала у нас были большие сомнения. Этот сериал — абсолютно экспериментальный продукт, и мы в хорошем смысле были напуганы, сможет ли это работать в прайм-тайме на нашу аудиторию. Насколько это может быть интересно женской аудитории…

— А морально-этический аспект сериала вас совсем не смущал?

— Но это же обычная сатира. Даже скорее социальная. И конечно, это сериал про любовь. Неужели не видите?

— Не вижу. Сериал "Реальные пацаны" хорошо сделан с точки зрения телеформата, во многом экспериментальный: такое сериальное реалити… Местами смешно. Но после просмотра нескольких серий подряд меня начинала брать оторопь от того, как там говорят и общаются герои: "Ты че?" — "Да ниче". Это самый невинный пример. Не обязательно ведь тиражировать то, что и так нас окружает, если выйти на улицу и увидеть, как молодые люди сидят с пивом и общаются между собой. Это для вас было принципиально — такое зеркало жизни?

— Есть два подхода к морали. Один подход — давайте не будем показывать что-то, а то не дай бог молодежь будет заниматься тем же самым. А второй — это сатира. Это когда высмеиваются определенные модели поведения.

— То есть в "Реальных пацанах" вы показываете, что вот этот дворовой сленг, то, как общаются герои, какие у них отношения с родителями, нарушение законов — это нехорошо?

— Мы вообще этот сериал поставили в эфир не для того, чтобы перевоспитывать.

— А для чего?

— Такой экзистенциальный вопрос. Ну да, мы видим миссию ТНТ в том, чтобы привносить в телевидение то, чего еще там не было.

— Но у вас на канале уже много лет выходит "Дом-2". Разве на его фоне может быть в "Реальных пацанах" что-то, чего не было за эти годы в "Доме-2"?

— Это разные истории. "Реальные пацаны" — это импровизационная комедия. Главный герой — Колян. В нем есть определенное обаяние. Колян на правильном пути. Он хочет поступать хорошо, но проклятое прошлое постоянно утягивает его не туда, делает далеким от мира пермского гламура, к которому он тяготеет. И есть еще кореша Коляна, на которых не хочется походить… Они живут своей простой жизнью. Все очень узнаваемо.

— Да разложили просто по полкам. Все доходчиво, узнаваемо, но именно поэтому почему-то и не хочется долго смотреть этих "Реальных пацанов". Это и так сплошь и рядом происходит на улице. Я просто хочу понять, вы вообще в принципе хотите своим молодым зрителям этим сериалом сформулировать какой-то месседж или вам все равно? Вот есть рейтинг, есть отдача, и с точки зрения коммерции результат успешен, а остальное уже вас не касается?

— Наша задача — сделать историю, которая будет интересной и могла бы взволновать. Просто вы, видимо, не относитесь к числу зрителей "Реальных пацанов".

— Мне просто кажется, что модель поведения, которую вы пропагандируете, закладывая в этот сериал, вряд ли впоследствии благоприятно отзовется на формировании молодых людей… Звучит нравоучительно, но по сути так.

— Когда мы думаем о запуске того или иного проекта, во главу угла ставим одно — найдет он свою аудиторию или нет. Если да, зритель есть, то проект имеет право на существование. У "Реальных пацанов" сейчас очень хорошие рейтинги.

— Вот. Ответ я услышала. Тогда все ясно. И чтобы закончить с морально-нравственным аспектом, тогда уж и про "Дом-2" сформулируйте. Это реалити столько лет обвиняют в безнравственности, даже по суду заставили перенести время показа с 21.00 на 23.00…

— Да, но сейчас решение суда отменено. Все встало на свои места. Но время выхода шоу мы менять не будем. Мы считаем, что судебный вердикт подарил нам гениальное программное решение, освободив прайм-тайм для вечерних сериалов. А так бы и не знали, как нам быть (смеется).

—…И при этом рейтинги "Дома-2" не только не упали, но все время росли, в том числе и при переносе на такое позднее время. Здесь тоже во главе угла прежде всего рейтинг, а не то, что вы там показываете? Вы сами-то как для себя лично определяете, почему "Дом-2", несмотря на возмущение одних, так успешен у довольно большой части зрительской аудитории?

— Во-первых, в "Доме-2" есть истории, которые постоянно разворачиваются. Люди видят там себя. Молодежь находит ответы на гендерные вопросы, которые всех мучают. Девочки не знают, что делать с мальчиками… Вопрос межполовых отношений невозможно почерпнуть из романов или фильмов…

— А из "Дома-2", получается, его почерпнуть можно?

— Думаю, что да. Здесь мы видим реальные жизненные истории разных людей.

— Вы сами, как гендиректор ТНТ, следите, что там происходит, в вашем "Доме-2"?

— Я вместе с группой товарищей много лет назад был инициатором и главным придумщиком "Дома-2". Тогда этот проект дал толчок всему каналу, и мы ежедневно, ежечасно в течение длительного времени смотрели этот проект. Сейчас, конечно, у меня много другой текущей работы, но все, что идет в "Доме-2", тщательно отсматривается до эфира. И я в курсе того, что там происходит.

— Как вы отнеслись к важному и смелому эксперименту "Первого канала" по введению вертикального программирования и к тому, что оно в итоге совсем не задалось?

— Это мечта всех телевизионщиков — сделать вертикальное программирование. Потому что тогда мы смогли бы себе много чего позволить и не нужно было бы впускать перед эфиром большое количество серий продукта, в котором нет уверенности. Потому что каждый раз, когда на каком-то канале провал сериала, то получается, что 20, а то и больше серий просто летят в мусорное ведро.

— Примерно так сейчас происходило на СТС, где почти друг за другом по разным причинам провалились сразу три сериала после показа всего нескольких серий…

— Ну это не я сказал, а вы… Вот что происходит в Америке? Там аудитория приучена к тому, что хороший телевизионный товар не выдают каждый день и каждый вечер. А у нас переломить эту тенденцию очень сложно. Поэтому внедрение на российском рынке вертикального программирования — это переламывание зрителя через коленку. Это противоестественно. Аудитория не хочет.

— Но гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст, давая в конце декабря интервью журналу "Афиша", признал, что эксперимент приходится закрыть из-за неважных показателей и что зритель не готов смотреть сериалы раз в неделю, а не каждый вечер. При этом он добавил, что в одиночку продолжать вертикальное программирование в российском эфире невозможно, что надо объединяться сразу нескольким, минимум трем каналам. Вы готовы поддержать такую программную инициативу "Первого канала"?

— Мы с интересом следили за этим экспериментом "Первого". И мы лично были заинтересованы в том, чтобы он состоялся. Но пока мы не готовы к тому, чтобы переходить на вертикальное программирование по будням. Это слишком рискованно для нас. А вот в выходные дни, на шаг раз в неделю мы планируем перейти. У нас есть несколько новых драматических сериалов высокого качества. Вот, может быть, их и попробуем в вертикальной линейке.

— А вообще вас, как канал, который работает с молодежной аудиторией, активно выбирающей тот же "Дом-2", "Реальных пацанов", "Нашу Russia" и т. п. на ТНТ, беспокоит то, что с ней происходит? Ведь на Манежную площадь в Москве вышли как раз очень молодые люди.

— Хотите сказать, что это наши зрители?

— Ну, может быть, там были в том числе и те, кто насмотрелся всех этих домов-2…

— Если вопрос в том, мы их позвали на Манежную или нет, то ответ: нет. Мы их туда не звали. И вообще, насколько я знаком с историей других стран, подобное всегда затевают именно молодые.

— На вашем канале нет политики, нет новостей. ТНТ — канал с эпатирующим и иногда даже вызывающим развлечением. И вдруг в конце года, как раз почти сразу после событий на Манежной, у вас в дневной линейке документального кино появились абсолютно остросоциальные фильмы под названием "В чужой власти" (две части). Там при желании можно считать серьезный политический контекст. Эта работа абсолютно выбивалась из стилистики ТНТ. Случайность? В связи с чем вы это кино показали?

— Это был наш сознательный подход. Мы хотели делать документальное кино для молодежи. И вот оно получилось таким социальным.

— А вас эта острота и актуальность фильмов не напугала?

— Нас напугали маленькие рейтинги. И сейчас мы планируем другое документальное кино для еженедельного показа в вечерний прайм-тайм.

— Прайм-тайм диктует свои условия, "Дом-2" приносит высокие рейтинги. А социальные бунты в документальном кино не дают коммерческой отдачи. Значит, для вас это теперь закрытая тема?

— Думаю, что да. Наше новое документальное кино будет совсем про другое.

— То есть ТНТ остается каналом вне политики и вне социального контекста?

— Абсолютно так.

— А во главе угла стоит прежде всего коммерческая отдача?

— Я человек совершенно неполитический. И если взять временной горизонт лет в 50, то вообще все эти политические передряги теряют всякий смысл. Через 50 лет то, кто у власти, что там происходит, кто бунтует, будет абсолютно безразлично.

— Да, но эти 50 лет еще надо как-то прожить…

— Да, это так.

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.