21 Сентября 2021 | 16:19

Екатерина Колесникова, HeadHunter: «В каждой вакансии “Маркетинг, реклама, PR” требуется навык “креативность”»

В преддверии молодежной конференции «Траектория», которая пройдет в Москве 30 сентября, AdIndex поговорил с Екатериной Колесниковой, руководителем направления соискательского маркетинга HeadHunter, о ситуации на современном рынке труда в области маркетинга и рекламы

image

Какова сейчас общая ситуация с рынком труда в области маркетинга и рекламы? Поменялось ли что-либо по сравнению с тем, как все было пять лет назад, и в какую сторону поменялось?

В целом сейчас в профобласти «Маркетинг, реклама, PR» ситуация максимально комфортная для соискателей. Если еще в 2020 году, до пандемии, hh-индекс по России составлял 4,5 пункта и достигал показателей в 8,8, то в 21 году самые высокие показатели были в январе — 4,2 пункта, и каждый месяц уровень конкуренции между соискателями снижается. В августе это уже 2,8.

В Москве уровень конкуренции, конечно, выше. В 2020 году — до 12,1 пункта, в 2021 году — до 5,4. В августе 2021 года — 3,2.

Какие-то конкретные выводы лучше делать, опираясь на цифры внутри отдельных специализаций, но в общем и целом рынок стал соискательским. Квалифицированных кадров не хватает. Демографическая яма — одна из естественных причин такой ситуации.

(прим. *hh-индекс — отношение кол-ва резюме к кол-ву вакансий. Т. е. в прошлом году на одну вакансию в среднем претендовали 8–9 человек, в этом году — 2–3 человека).

Какие профессии в области маркетинга и рекламы сейчас наиболее востребованы на рынке? И какие зарплаты предлагают работодатели потенциальным сотрудникам?

Востребованы практически все профессии внутри маркетинга. Чем дальше, тем чаще и больше компании вкладываются в развитие бренда, в продвижение и т. д. И здесь всегда необходимы хорошие специалисты. Самый сильный рост числа вакансий наблюдается в SMM, проджект-менеджменте (менеджеры по маркетинговым проектам), аналитике, контент-маркетинге.

У каких профессий в сегменте маркетинга самая большая емкость, где всегда требуется много специалистов и можно найти работу?

Точно можно сказать, что было, есть и будет очень много вакансий в SMM, SEO, копирайтинге. Т. к. эти специалисты требуются как в крупные, так и в небольшие компании. Можно развивать целое SMM-направление в корпорации, а можно вести instagram-страничку небольшого салона одежды или писать тексты для блогеров. Т. к. малый бизнес — огромный сегмент рынка, емкость колоссальная. И самое главное — в SMM всегда отдается предпочтение молодым и прогрессивным, следящим за трендами, за новыми каналами, форматами и т. д.

В последние годы в маркетинге с развитием технологий появляется все больше новых специальностей. Много ли сейчас вакансий, связанных с новыми умениями, и как обстоит дело с закрытием подобных вакансий?

Если обобщенно, то еще пять лет назад мы практически ничего не слышали о бренд-менеджерах, продакт-маркетинг-менеджерах, мобильных маркетологах. Нельзя сказать, что это новые специальности. Они были. За рубежом так и назывались, у нас — как только не назывались. Но выделенных ролей с понятными должностными инструкциями в России не было в таком масштабе, как сегодня. В первую очередь это связано с темпами развития самих компаний. Специальность «контент-маркетолог» в такой формулировке тоже довольно молодая в РФ. Были копирайтеры, были редакторы, контент-менеджеры, были многофункциональные роли, совмещающие в себе работу с текстами и визуальным контентом. Теперь все это уходит «под капот» контент-маркетинга. Если говорить о самых новых профессиях, которые еще редко встречаются в вакансиях и чаще — именно в вакансиях крупных международных компаний, — это, например, медицинский маркетолог, форсайтер, корпоративный антрополог, IT-евангелист, нейромаркетолог, influencer-маркетолог.

30 сентября в Москве на площадке конгресс-центр «Технополис "Москва"» пройдет студенческая конференция «Траектория». Основная цель проекта — объединить перспективных студентов и ведущих работодателей. Узнать подробности мероприятия и зарегистрироваться можно на сайте trajectory.adindex.ru.

Сегодня много говорят о развитии искусственного интеллекта. Как этот фактор может повлиять на рынок труда в маркетинге? Исчезнут ли какие-то профессии, появятся ли новые?

Маркетинг — та сфера, где, безусловно, важны hard-skills, но еще важнее — soft, а именно — креативность. Да, искусственный интеллект развивается, но ему еще очень-очень и очень далеко до роли «творца». И, вероятнее всего, совсем непостижима задача обогнать в креативности человека. ИИ в большей степени станет для нас помощником. Поможет автоматизировать, оптимизировать, а где-то и закрыть рутинные задачи, которые выполняются по конкретным алгоритмам. Запуск таргетированных кампаний, аналитика данных. Но даже здесь не получится обойтись без мозга человека — умения чувствовать аудиторию, умения интерпретировать данные.

Можно выдохнуть еще на очень много лет. В каждой вакансии из профобласти «Маркетинг, реклама, PR» требуется навык «креативность». И, к счастью, им не обладает ни одна самая мощная машина.

На что смотрят работодатели при приеме на работу маркетологов и рекламистов? Что имеет больший вес образование или опыт работы? Могут ли взять на серьезную должность претендента без специального образования, но с опытом, или, наоборот, совсем без опыта, сразу после окончания учебного заведения?

Я бы сказала так: смотрят в первую очередь не на образование и не на опыт, а на наличие конкретных навыков. Да, в отдельных случаях важно и профильное образование, и опыт работы. Например, на руководящие позиции без опыта претендовать не получится, а заниматься развитием бренда без понимания, что это и как это, — просто сложно. Но стать таргетологом, SMM-менеджером, контекстологом можно в буквально в одночасье — достаточно пройти профильные курсы, освоить конкретные хард-скиллы и грамотно составить резюме.

Насколько качественно сейчас преподаются маркетинговые дисциплины в России, можно ли получить хорошее образование?

По России в целом сказать не могу, нужно больше данных. Но хороший уровень образования получить можно, однозначно. Не буду называть конкретные вузы, лучше ознакомиться с рейтингом вузов по конкретным направлениям. Но если стоит вопрос о поступлении или получении дополнительного образования, стоит обращать внимание на программу, состав преподавателей, возможности заграничных стажировок и наличие программ обмена с крупными вузами стран, где сильный маркетинг (США, Великобритания). Плюс нашего времени в том, что получить крутое зарубежное образование можно, не выезжая из России.

Какой совет можно дать молодым специалистам, в каких направлениях им лучше «прокачивать» навыки, чтобы стать востребованными сейчас и в будущем?

В первую очередь нужно помнить, что выбирать профессию лучше по любви. Если есть возможность пройти какие-то профориентационные тестирования или поработать с карьерным консультантом — лучше это сделать. Вложение окупится с лихвой. Ваш мозг и ваше сердце к 18–20 годам уже знают, что им нравится. Но в силу отсутствия какого-то опыта и знаний о том, как устроен рынок труда и чем живут разные специалисты, вы можете не знать, как будет называться то, что вам по душе.

Только после того, как вы определитесь со сферой деятельности, можно будет понять, какие именно скиллы стоит прокачивать. Но это касается только хард-скиллов. Есть еще мягкие навыки, которые нужно развивать вне зависимости от того, кем вы решите работать в будущем. Управление проектами, тайм-менеджмент, креативность, эмоциональный интеллект, критическое, аналитическое, системное мышление, коммуникация, работа в команде — все это навыки, без которых эффективная работа невозможна. Не ждите окончания университета, начинайте прокачивать эти скиллы уже сейчас, и в дальнейшем найти ту самую работу будет намного проще.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Сбер Рекламодатели 2020
2 Nectarin №1 Digital Index 2020
3 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
–ейтинг@Mail.ru