14 Июля 2015 | 09:30

Зарплата и спрос на специалистов рекламы и маркетинга: исследование рынка труда

HR-бюро Big Fish Recruitment и коммуникационная группа iMARS специально для AdIndex.ru провели ежеквартальное исследование рынка труда маркетинговых коммуникаций. Во втором квартале 2015 года были проанализированы 16 категорий специалистов: в SMM, SEO-продвижении, контекстной рекламе, web-дизайне, маркетинге, стратегии и др.

image

Методика исследования строится на анализе основных ключевых интернет-площадок для поиска работы: НeadHunter, SuperJob, Rabota.mail.ru, Rabota.ru, Rabota.yandex.ru. Анализировалось общее количество вакансий на площадках, количество вакансий по отдельным направлениям, заработная плата. В географическом плане был взят рынок труда Москвы.

Объектами исследований стали совокупное предложение работодателей, количественные показатели предложения, а также была вычислена средняя предлагаемая заработная плата. Для оценки изменения динамики спроса работодателей на специалистов сферы маркетинговых коммуникаций во втором квартале 2015 года были отобраны следующие категории специалистов:

• Account Manager

• Senior Account Manager

• Account Director

• Маркетолог

• Интернет-маркетолог

• Руководитель отдела маркетинга

• Стратег

• Специалист по контекстной рекламе

• SEO-специалист

• Web-дизайнер

• SMM-специалист

• SMM-менеджер

• Руководитель отдела SMM

• Менеджер по продажам

• Менеджер по интернет-продажам

• Руководитель отдела продаж.

На графике показано относительное изменение общего спроса на специалистов по Москве за второй квартал 2015 года. Главная особенность рынка состоит в том, что общее количество вакансий Москвы начиная с апреля 2015 года неуклонно растет. Во время майских праздников (день труда и 9 мая) отмечается снижение, однако к концу мая рынок вновь показывает положительную динамику. В итоге к концу второго квартала 2015 года количество вакансий на рынке на 20 % превышает показатели, зафиксированные на начало апреля 2015 года.

«Второй квартал показал выраженную позитивную динамику в сравнении с началом года, когда многие клиенты подводили итоги 2014, с опаской глядя на экономические изменения, и поэтому ставили под большой вопрос некоторые свои маркетинговые активности. Сейчас же большинство определились с планами до конца года, и  мы видим общее умеренное увеличение количества вакансий. Но вместе с тем оптимизация расходов активно набирает обороты, и общий уровень предложения по зарплатам постепенно снижается. Мы ожидаем продолжения этой динамики, по крайней мере до начала четвертого квартала», - отмечает управляющий партнер HR-бюро Big Fish Recruitment Екатерина Ламинина.

В целом за второй квартал 2015 года рынок продемонстрировал уверенный рост и вернулся к объемам начала декабря 2014 года.

Digital-специалисты

Одна из главных особенностей второго квартала состоит в следующем: на фоне общего увеличения количества вакансий спрос на некоторые профессии из сферы digital замедлился. Так, если в первом квартале отмечался рост, то во втором квартале 2015 года спрос на специалистов по SEO, SMM и web-дизайнеров стабилизировался и не показал роста. Вместе с тем продолжает расти спрос на специалистов по контекстной рекламе. Рост составил около 35%.

Заработные платы digital-специалистов снизились с начала квартала, но остановились на уровне, превышающем среднюю заработную плату по Москве. Однако при этом средняя зарплата SMM-специалистов сильно сократилась в апреле и по итогам квартала составила порядка 57 тысяч рублей.

Эккаунт-менеджеры

Следующим направлением работ стало исследование количества вакансий и заработных плат менеджеров по работе с клиентами. Для измерения были выбраны такие профессии, как Account Manager, Senior Account Manager и Account Director.

Эккаунт-менеджеров требуется в 10 раз больше, чем senior эккаунт-менеджеров, и в 33 раза больше, чем эккаунт-директоров. При этом спрос на старших менеджеров по работе с клиентами не показал роста во втором квартале 2015 года. Спрос на эккаунт-менеджеров показал рост в 20%, а спрос на эккаунт-директоров продемонстрировал сильный рост в июне и по итогам квартала составил 80%.

Что касается заработной платы данных специалистов, то на протяжении всего второго квартала отмечалось ее снижение. И если для эккаунт-менеджеров снижение не столь значительно – с 67 тысяч рублей до 62 тысяч рублей, то средняя заработная плата эккаунт-директора сократилась с более чем 160 тысяч рублей до 122 тысяч рублей, т.е. почти на 40 тысяч рублей.

Маркетологи

В рамках проведенных работ измерялся спрос на всех маркетологов на рынке, отдельно были выделены интернет-маркетологи, также измерялся спрос на руководителей отдела маркетинга. Как показало исследование рынка труда во втором квартале 2015 года, руководители отдела маркетинга востребованы в три раза меньше, а интернет-маркетологи – в четыре раза меньше, чем простые маркетологи.

Спрос на интернет-маркетологов показывал небольшой спад за время второго квартала. Однако вернулся к первоначальному уровню. Спрос на простых маркетологов также показал спад в середине квартала, однако, по итогам показал небольшой рост – почти на 10%. Спрос на руководителей отдела маркетинга вырос на 27%.

Средние заработные платы маркетологов и интернет-маркетологов показали несущественный спад в течение второго квартала. Зарплата же руководителя отдела маркетинга возросла с 146 тысяч рублей до 156 тысяч рублей.

Специалисты SMM

При исследовании рынка труда специалистов SMM данная категория была разделена на руководителей отдела SMM и SMM-менеджеров.

Руководители SMM-отделов востребованы на рынке примерно в восемь раз меньше, чем SMM- менеджеры. Спрос на специалистов по SMM показал разнонаправленную динамику во втором квартале. Спрос на руководителей отделов SMM упал почти на 60%. При этом спрос на SMM-менеджеров, напротив, вырос на 11-14%.

Средняя заработная плата SMM-менеджера оказалась ниже средней заработной платы в Москве и составляет около 50 тысяч рублей. Средняя заработная плата руководителя отдела SMM существенно снизилась за второй квартал с 87 тысяч рублей до 65 тысяч рублей.

Специалисты по продажам

Исследования проводились на рынке специалистов по продажам, работающих в рекламе, маркетинге, PR, digital. Замерялись показатели для специалистов по продажам, специалистов по интернет-продажам и руководителей отделов продаж. Менеджеры по интернет-продажам и руководители отделов востребованы примерно в 13 раз меньше, чем менеджеры по продажам всех остальных продуктов и услуг в выше озвученных сферах.

Спрос на специалистов по продажам показал заметные колебания во время второго квартала. В частности спрос на руководителя отдела продаж вырос на 31% в конце апреля, упал на 12% к середине квартала. По итогам вернулся почти к начальным значениям с небольшим ростом.

Для всех категорий специалистов по продажам характерна общая тенденция к снижению уровня средней заработной платы. Так, для менеджеров по продажам средняя заработная плата снизилась с 86 тысяч рублей до 74 тысяч рублей, зарплата менеджеров по интернет-продажам упала со 115 тысяч рублей до 98 тысяч рублей. Средняя заработная плата руководителя отдела продаж снизилась со 150 тысяч рублей до 125 тысяч рублей.

Стратеги

В соответствии с данными проведенного исследования, спрос на стратегов вырос в апреле почти до 60%, однако к концу квартала упал на 35%.

Что касается зарплатных предложений и ожиданий, то данная категория специалистов во втором квартале 2015 года показала наиболее интересные и в то же время противоречивые результаты. Если в начале квартала средняя заработная плата стратегов не достигала 80 тысяч рублей, то к середине апреля она составила уже 110 тысяч рублей. В мае отмечалось падение до 60 тысяч рублей, а к середине июня зарплата составила 150 тысяч рублей. К концу второго квартала уровень заработной платы стратегов возвращается к показателям апреля 2015 года.

«Такой разброс зарплатных ожиданий стратегов связан в первую очередь с небольшим количеством предложений на рынке, а также специфичностью выполняемых задач, которые сильно разнятся у каждого конкретного работодателя. При этом практически все компании предъявляют к стратегам довольно жесткие требования: опыт работы в крупных холдинговых структурах не менее 4-5 лет, знание рынка, аналитический склад ума. Как следствие, мы видим, что предложений по данному направлению не так много, однако в подавляющем большинстве случаев заработная плата существенно превосходит средний уровень зарплаты по Москве. Более того, заработная плата штатного стратега зачастую может быть на уровне зарплаты руководителя отделов продаж и SMM или даже превышать этот уровень», - говорит партнер iMARS Communications Владимир Ступников.

В соответствии с данными проведенного исследования рынка труда, некоторые тренды первого квартала утратили свою актуальность во втором. Так, стабилизировался спрос на web-дизайнеров, SEO и SMM-специалистов. Причем спрос на руководителей направления SMM ощутимо снизился. Увеличилось количество вакансий в клиентском сервисе – востребованы руководители клиентских групп и отделов, хотя уровень предлагаемых зарплат для них упал более чем на 20%.

«Среди измеряемых нами профессий в ТОП-3 самых востребованных во втором квартале 2015 года вышли вакансии в клиентском сервисе, продажах и в маркетинге», - подытоживает результаты исследования управляющий партнер HR-бюро Big Fish Recruitment Екатерина Ламинина.

HR-бюро Big Fish Recruitment и коммуникационная группа iMARS Communications выражают благодарность Сергею Вильданову за помощь в сборе и подготовке материала.

Как Durex удалось добиться успеха в социальных сетях КРУПНЫЙ ПЛАН: Ярослав Орлов, Executive Creative Director Instinct & More: «Мы верим в житейскую правду инсайта и силу идеи. Мы не верим, что люди – тупая и серая масса»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.