Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел


Галерея | 22 Марта 2013

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел
«Жизнь - реальна. Искусство - не реально. Искусство - не зеркало, а сложная система призм и зеркал». Дмитрий Краснопевцев

В 1956 американский журнал Life опубликовал статью про неофициальное искусство в СССР*. Там добрым словом были помянуты Фальк, Зверев и другие неофициальные для совка лица, в том числе и Краснопевцев (1925-1995). Был воспроизведен один из его натюрмортов, по всей видимости, вот этот.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт с черепами, костями и камнями

После статьи жизнь Краснопевцева сразу сильно изменилась к лучшему. Его выперли из Союза художников. Соответственно, он лишился мастерской, принадлежащей этому славному надзорно-карательному творческому профсоюзу, и права выставляться на официальных выставках. А неофициальных официально не было.

В принципе, все правильно. Союз художников объединял людей не только по профессиональному признаку, но и по идеологическому. Если у твоей картинки идеологически чуждые признаки, какого черта ты ходишь тут среди наших? Иди к своим.

А картинки Краснопевцева чуждыми признаками, конечно же, обладали. Особенна эта, из Life. В то время, как весь советский народ… и т.д., художник Краснопевцев занимается идеологически вредным натюрмортом в жанре Vanitas или, того хуже, Momente mori. Какая, к бесу, тщета или, не к ночи будет сказано, смерть, когда всесоюзные стройки кругом и успешно преодолеваются тяжелые последствия культа личности? И ведь еще в капиталистической прессе, гад, напечатал свою пакость, не спросив мнения ответственных работников идеологического фронта. Остальные картинки у него – тоже смурные, к свершениям не зовут и вокруг партии не сплачивают. Мелкотемье какое-то сплошное.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт со шляпой и тростью

Надо сказать, коммунисты из Союза художников оказались правы. Дальше картинки Краснопевцева становились все хуже. Особенно противно было то, что он вписался, скажем, не в давно знакомый, много раз ими руганный и обложенный крупным матом абстракционизм, а в мутную метафизику, традиций в нашей почве почти не имеющей. А потому было не ясно, как с ней бороться и какое идеологическое оружие против нее применять.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Без названия

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт с цветочным горшком, обвязанным черной лентой

А ведь Краснопевцев вполне мог стать приличным, нормальным художником. В отличие от большинства нонконформистов и героев андеграунда, образование он получил основательное и академическое – сначала в училище памяти 1905 года, потом – в суриковском институте, где много преуспел в занятиях офортом. Техника эта старинная, культурно сильно нагруженная – сразу отсылает к спокойным эпохам классического искусства и традиционному художественному мастерству/ремеслу безо всяких авангардистских вывертов и новаций, которые в этой технике были редки.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Дом на пустыре

Ну, и темы поэтому офорт предполагал соответствующие. Что-нибудь размеренное, задумчивое, философическое. Vanitas и Momente mori были для него как-то естественнее, нежели Днепрогэс или подвиг пограничного пса Алого, для чего больше подходит, скажем, демократичная и быстрая в производстве линогравюра. Живопись же, в которой, в основном, и работал Краснопевцев, была, в своих основах, продолжением его офортной деятельности – такая же неспешная, камерная и не от мира сего. Так что то, что он, в конце концов, добрался до этой самой метафизики, совершенно естественно.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Ваза на привязи

Если бы Краснопевцев жил на Западе, то ни в какие современные художники он бы не попал. Метафизика в этом изводе, которую традиционно отсчитывают от работ Кирико 1910-х гг., в 50-60-е гг. – время выступления Краснопевцева – превратилась там в солидную, практически академическую традицию и вызывала окрашенную почтительностью зевоту. Естественно, у нас тут все было по-другому. Метафизика Краснопевцева существовала в совершенно другом, боевом контексте, внутри которого Краснопевцев надолго оказался на передовом рубеже борьбы, а вы уже могли запомнить, что для современного искусства контекст – это все. Ну, или почти все. В общем, это метафизика у того, у кого надо метафизика. Сам-то Краснопевцев, если уж на то пошло, считал себя вполне традиционным художником. Которого советская власть сделала авангардистом.

У поколения современных художников, выступивших в 50-е гг., была трудная жизнь. С одной стороны, они восстанавливали прерванную традицию современного искусства, и поэтому были вынуждены осваивать пропущенные или не до конца усвоенные, по известным причинам, его языки. С другой, была опасность впасть в банальное местечковое эпигонство, что заставляло искать какие-то личные стратегии, которые находились бы в рамках того, что здесь договорились считать современным искусством, но с оглядкой на мировые ориентиры. Одним из таких путей было создание собственного мира знаков и собственного мира поэзии, как его описал Михаил Гробман, один из представителей второго русского авангарда – этот термин тоже его.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Две зеленые вазы

Применительно к Краснопевцеву это означает, что все эти предметы тут собраны не для того, чтобы мериться/сочетаться объемом, цветом и тоном, отбрасывать друга на друга тени с рефлексами или формировать собой пространство или плоскость картины – то, чем занимаются вещи в неметафизическом натюрморте, от голландцев до кубистов*. Здесь они существуют, чтобы транслировать некие смыслы, понятные – если понятные – только художнику Краснопевцеву. Попытки разгадывать эти натюрморты как шарады, как аллегорические/символические высказывания о сути жизни или представлять их в качестве психоаналитической задачи бессмысленно – этих смыслов тут нет.

Возникает, конечно, закономерный вопрос - что мы тут тогда, вообще, делаем? Нормальных смыслов в картине нет, а те, что есть, понятны только автору. И как на нее пялиться тогда? На что обратить пытливый взгляд?

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт с рулонами бумаги – белой и голубой

Попробуем зайти с такой стороны. Предметы у Краснопевцева разного происхождения - часть из них создана человеком, часть – природой. Это различие нерелевантно, т.к. все они приобретают качество культурности – за счет своей необычности, за счет своеобразного остранения, которое надо бы назвать «омертвлением». Ведь культура – это, в массе своей, архив, музей, т.е. нечто умершее, собранное, систематизированное, каталогизированное и т.д.*** Такие предметы тащат за собой целый хвост интерпретаций.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Белые кубы с пузырьками на черном фоне

Нахождение этих предметов рядом друг с другом нелогично. Тут срабатывает старое сюрреалистическое правило: поэзия – это встреча зонтика и пишущей машинки на операционном столе, что вызывает к жизни новые интерпретации. Понятно, что к реальной жизни все это имеет очень опосредованное отношение.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт с вазами

В общем, на картинках Краснопевцева происходит какая-то странная, загадочная, неподвижная, независимая жизнь вещей, каким-то образом соотносящаяся с реальностью, т.к. вещи там знакомые и законов природы не нарушают. Вещи эти, умертвленные, вынутые из времени, удивительным образом продолжают как-то существовать и вступать друг с другом в формальные и смысловые отношения, иногда очень изощренные.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Равновесие

Вернее, это не вещи даже, а архетипы вещей – настолько они лишены индивидуальных признаков. Даже когда сломаны.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Пять разбитых кувшинов

Эта руинированность не имеет отношения к идее романтических развалин. Тут речь о культуре, о ее вечности и неуничтожимости на уровне идеи. Кувшин может быть разрушен. Но идея кувшина – нет, а она-то и изображена. Тут это работает за счет как раз отсутствия индивидуальности в этих кувшинах. Т.е. на место разбитого есть другой такой же.

Естественно, что вся эта интеллектуально затейливая жизнь не могла протекать официально. Официально Краснопевцев трудился в конторе, в «Рекламфильме». А до этого очень качественно делал плакаты по технике безопасности. Т.е. пользу Родине все-таки приносил.

 

Бонус

 

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт с рыбой и яйцами

 

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт с кувшином и палитрой

Это работы 50-х гг., тут даже есть влияние поп-арта – в подчеркнутой плоскостности, локальности цвета, общей как бы бездумности.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Триптих

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Композиция

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Лестница

Довольно ранняя работа. Еще допускается жанровое разнообразие - интерье, не встречающийся в более позднем творчестве.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Завернутые предметы

Тоже идея смерти/музеезации. Этим же, только в натуре, занимался Христо Явашев.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Без названия

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Без названия

Очень ранний рисунок.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт с цветочными горшками и черепом

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт

Это потрясающая работа. Такой натюрморт, вид сверху. Сбоку-то предметы друг друга загораживают, а тут все хорошо видно. Разложено аккуратно. Чего-то не хватает. Концептуализм уже какой-то.

Дмитрий Краснопевцев. Метафизика мертвых тел

Натюрморт с консервными банками

Видимо, с Рогинским выпил.

 

* Статья стала знаменитой – о неофициальном искусстве тогда можно было прочитать только у иностранцев. Знаменитой он была не только у сторонников этого искусства, но и у производителей кондового соцреализма – они несколько лет не могли прийти в себя от такого открытия – оказывается, рядом с ними, буквально в одном городе, та-а-акое искусство есть! Долго еще свои выступления и статьи они начинали с ругани в адрес журналиста, журнала и всей американской буржуазной культуры – вместо того, чтобы написать статью о нормальном творчестве нормальных молодых художников, автор, как выразился, по-моему, академик Хмелько, излазил все чердаки и подвалы и нашел нескольких бездарных отщепенцев.

** Одному своему знакомому, уезжающему в военно-политическую командировку в Уганду, Краснопевцев составили такой список разных штуковин, которые надо оттуда привезти: «Древесные корни, сучья, интересные формы, жесткие листья, орехи кокосовые разные, семена красивые по форме и цвету, тыквенные и другие сосуды из дерева и глины, птичьи перья, яйца, рога, зубы, когти, черепашьи панцири, примитивные рыночные украшения из семян, орехов, раковин, пресноводные раковины, камни (из под ног, не драгоценные) необычной формы и цвета и жуки».

*** Фраза Краснопевцева: «Красота — это гармония, порядок, тишина». Красоту можно легко заменить на культуру. В сущности, это описание кладбища. А что такое дословно «натюрморт»? Кладбище и есть.

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы