Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах


Галерея | 22 Августа 2011 | 8

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Сюрреализм уже давно любим нашим народом. Практически как Пушкин. Если в одной ситуации мы говорим: «А работать кто будет? Пушкин?», то в другой: «Это полный сюр!»

Про сюрреализм, в отличие, скажем, от фовизма, действительно, знают все. Считается, что это какая-нибудь бредятина, изображенная с предельной достоверностью. Картина Сальвадора Дали, короче.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Сальвадор Дали. Искушение св. Антония

Можно сказать, что Дали для очень многих олицетворяет это течение и просто равен ему. Он, кстати, так и говорил, не скромничая: «Сюрреализм – это я». Нет, конечно, что и говорить, Дали – это голова и самый известный в мире сюрреалист, но синонимом сюрреализма он был не всегда.

Когда-то сюрреализм был Андре Бретоном. Во время Первой мировой войны Бретон – французский поэт и теоретик современного тогда искусства – работал психоаналитиком в военных госпиталях, где помогал раненым справиться с посттравматическим синдромом. То есть он знал психоанализ и вообще фрейдизм. Тогда ему и пришла в голову плодотворная идея – совместить работу с хобби. В смысле – делать новое искусство на основе фрейдизма. Ну, тут еще, конечно, малость повлиял на его затею Бергсон со своим интуитивизмом, но мы в эти философские чащи не пойдем, ограничимся их названием. И так понятно – раз интуитивизм, стало быть, инструмент познания мира – интуиция, а не разум. Этого нам хватит.

Ну, вот. Когда война закончилась, в Париж стали прибывать дадаисты. И сразу развели там бурную деятельность. Бретон, увидев в дадаистах родных до боли людей, поучаствовал в этой их деятельности, понабрался от них всякого нового и полезного и в 1924 году выстрелил своим «Манифестом сюрреализма».

Главная мысль Бретона выглядит так: «Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого – словами, рисунком или любым другим способом – делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель – окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни». Уф…

Короче, сильно против разума был мужчина. Разум его достал своим плоским практицизмом, подавляющим воображение и истинные движения души, которая для Бретона была фрейдовским бессознательным. Да все мы и сами про это чудовищное подавление знаем. Допустим, душа (бессознательное) нам говорит – возьми и напейся в дым, набей морду шефу и подари цветки женщине. А унылый разум возражает: не пей - завтра на работу; шефа по морде не бей - сложности по карьере возникнут; роз этой бабе вульгарной не носи – она чужая, у тебя своя есть. Шутка.

Теперь опять всерьез. В общем, опираясь на фрейдовские соображения о том, что мир человека нагибает, а потом бессознательное прогнувшегося горемыки этот прогиб компенсирует в снах, дневных фантазиях, бреде, галлюцинациях и неврозах, Бретон увидел в этих бессознательных актах проявления истинной свободы. Типа, когда мечтаешь сделать, как герой Майкла Дугласа в фильме «С меня хватит» - когда абсолютный яппи берет в руки автомат. Собственно, самый сюрреалистический жест для Бретона - «выйти на улицу и стрелять в толпу, пока не кончатся патроны». Жесть, конечно, но что делать?

В общем, задачу искусства Бретон видел в том, чтобы фиксировать события, которые происходят у нас в бессознательном как пространстве свободы. Именно поэтому – сюрреализм, как нечто, находящееся над банальным, детерминированным и тоскливым реализмом, только и способным отразить то, что происходит на самом деле, но не способным выразить истинную реальность – реальность желаний, страхов, наваждений и всего прочего, что живет у нас ниже сознания, там, в глубине. Тут интересна эта амбивалентность – с одной стороны, «сюр», то есть «над», с другой – этот сюр помещается в пространство, находящееся во фрейдистской схеме внизу, под сознанием, в «подсознательном».

Я бы мог и еще поговорить о теории, но чувствую, что уже нужны картинки. А для их появления нужен повод. Поэтому разговор резко переводится на сюрреалистические способы фиксации бессознательного.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Андре Массон. Композиция

Эти почеркушки, вроде тех, что мы делаем, когда разговариваем по телефону – тоже сюрреализм. Гуманист Бретон говорил, что все люди – сюрреалисты. А почеркушки эти телефонные – абсолютно бессознательны, мозги-то разговором заняты. Поэт-дадаист Тристан Тцара говорил, что мысль рождается на кончике языка, тут – на кончике карандаша. Или чем вы там калякаете.

Вообще, чтобы продолжать восстанавливать историческую справедливость в смысле того, что сюрреализм – это не только Дали, я скажу, что первыми могучими художниками тут были четверо – уже помянутый Массон, который прославился не только почеркушками, Макс Эрнст, Хуан Миро и Ив Танги.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Макс Эрнст. Ангел

Это именно Эрнст придумал изображать то, чего никогда не бывает, с предельной, академически исполненной, достоверностью. А не Дали.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Макс Эрнст. Женщина, старик и цветок

Эта работа была сделана в 1924 году, когда 20-летний Дали еще занимался провинциальным радикализмом в родной Каталонии*.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Хуан Миро. Женщина и птица в лунном свете

С точки зрения программы Бретона – а она в сюрреализме никогда не отменялась - метод Миро столь же точно описывает бессознательное, как и метод Эрнста (Дали), но более изощренно. Ну, это мое мнение, навязывать не буду, хотя мог бы. Слов-то я много знаю.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Ив Танги. Бесконечная делимость

Помимо всего прочего, Танги интересен тем, что он – бывший моряк и живописи нигде не учился.

Но пора перейти к Дали. Когда-нибудь я напишу про него отдельный текст, а пока – вот что. В Париже Дали появился на постоянной основе, то есть был представлен папе Бретону и начал регулярно выставляться с его группой, в начале 30-х. Экспроиировав достижения только что представленных вам его предшественников и, прежде всего - Эрнста, имея за плечами прекрасную академическую школу, Дали быстро предложил свой вариант визуального сюрреализма – параноидально-критический метод. Ну, это достаточно просто: «стихийный метод сознательной иррациональности, которая базируется на систематизированной и критической объективизации проявлений безумия».

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Сальвадор Дали. Геополитическое дитя наблюдает за рождением нового человека

Чтобы опять же восстановить историческую справедливость, я скажу о личном вкладе Дали в дело сюрреализма. Это он придумал делать твердое - мягким, дальнее – близким, мелкое – крупным и т.д., то есть переворачивать устойчивые дуальные пары, как это происходит во сне. Это именно он изобразил существующие в подсознании эротические фантазии и кошмары.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Атомная Леда

А это – кошмары.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Осенний каннибализм

Это он, Дали, придумал принцип «удвоения изображения», когда, как в детской головоломке, элементы одного чего-то одного оказываются частями совсем другого.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Три сфинкса Бикини

Ну, хватит о нем. Опять же, будет отдельный текст, чего ж я стану отрывать от себя темы. Были ж и еще сюрреалисты.

Надо сказать, что - да. Метод оказался сильно плодотворным, и за время своего существования даже в классический период, то есть где-то до 50-х годов, он распространился буквально по всей планете. Но я по ней по всей не пойду, обширно очень.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Мерет Оппенгейм. Меховой чайный прибор

Один из самых внушающих объектов сюрреализма. Возможно, самый. Оказался, как и вообще весь сюрреализм, сильно востребованным в рекламе. Во всяком случае, я помню постер, вывешенный где-то на Садовом кольце несколько лет назад, на котором была меховая лампочка. Чья кампания, не помню.

Тут, кстати, нужно пару слов сказать об абсурде как методе в сюрреализме. В сравнении с дадаизмом. Во втором случае абсурд был манифестацией отсутствия смысла, в первом – наличия скрытого, практически, эзотерического смысла. Сюрреалисты очень ценили классическое высказывание позднего романтика графа Лотреамона о том, что поэзия – это встреча зонтика и пишущей машинки на операционном столе. Дадаисты – тоже, но - по-другому.

Стоит сказать и об английском сюрреализме, тем более, что там, стараниями монументального Генри Мура, был создан самый впечатляющий пример этого направления в скульптуре.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Генри Мур. Полулежащая женщина

Был еще совершенно офигенный сюрреалист из Чили, Роберто Себастьян Эчаурен Матта (Roberto Sebastian Antonio Matta Echaurren), но мне уже надоело качать картинки, сами посмотрите.

Ну, и под конец, пара фраз об отечественном, посконном, так сказать, сюрреализме.

Надо заметить, что сюрреализм нашу Родину практически обошел. Что, вообще, странно. Все-таки во второй половине 20-х годов железного занавеса еще не было, контакты с зарубежом  были довольно активные, в Париж народ ездил, а – не случилось. Вроде, и авангардистские группы в то время у нас были достаточно продвинутые. Был лишь один русский сюрреалист, Павел Челищев, на которого обращали внимание и Пикассо, и Дали, да и тот белоэмигрант.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Павел Челищев. Феноменон

Почему так получилось, не берусь сказать. Банальное объяснение, что сюр тогда был привычным качеством повседневной жизни – не катит. Слишком просто. У меня нет объяснений, хотя мне кажется, что сюрреализм как способ проживания свойственен нашей душе. В конце концов, экспрессионизм с его трагическим ощущением бытия тоже хорошо был разлит в бытовухе а, однако ж, и в советском искусстве отражение поимел. Надо об этом тоже текст написать. Может, вы что подскажете.

Был еще другой, уже нонконформистский, 60-х годов, сюрреализм. Не очень явный.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Юло Соостер. Красное яйцо

Ну, нельзя обойти и еще один отечественный сюрреализм. Для меня он манифестируется понятием «Малая Грузинка» - помните, был такой в совке заповедник современного искусства рядом с зоопарком? Помимо вполне себе пристойных нонконформистов типа Бича, Бордачева и Кабакова там процветал какой-то страшный, местами кровавый мистический сюрреализм с религиозным оттенком.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Владислав Провоторов. Космогония №666

Этот сюрреализм – вечно живой. В сюрреализме изначально заложена богатая возможность для эпигонов, плагиаторов и просто фуфлыжников. В том самом великом постулате Графа Лотреамона. У символизма была та же беда, его легко можно было переводить в китч. Ну, да и Бог с ними. Вот еще несколько картинок, которые не вместились в текст.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Рене Магритт. Декалькомания

Декалькомания – это, на самом деле, была такая изобретенная сюрреалистами техника, когда с какого-то изображения снимались слои. Отдаленным аналогом могут служить переводилки, если кто еще помнит.

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Макс Эрнст. Слон Целебес

Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах
Джорджо де Кирико. Тревожащие музы

А это был предшественник сюрреализма, метафизик.

*Цитата из культовой в СССР книжки черного цвета «Модернизм. Анализ и критика основных направлений»: « На некоторый период времени этого самоуверенного красивого юношу, который эпатировал своими эксцентричными выходками население тихого Фигераса, связывала дружба с молодым Гарсиа Лоркой. Но дружба с Лоркой не могла долго продолжаться, близость с таким огромным и светлым талантом была невыносима для Дали». Прочитав это, я плакал.

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Gotovchenko | 29.08.2011, 11:33
А Эрнст-то покруче дали будет.
Татьяна (Гость) | 14.01.2015, 23:52
Честно говоря, подача автором своих размышлений выглядит очень глупой и наивной. Складывается мнение, что статью писал не взрослый человек, а ребенок, который впервые увидел "странные картинки". ПС. Не говорю конкретно про мнение автора, а только про подачу
Вадим Кругликов (Гость) | 05.02.2015, 19:04
Так его...
Восторженный поЧитатель (Гость) | 07.02.2015, 13:27
Вадим Кругликов! Ваши тексты абсолютно восхитительны, ждем новых на любых сайтах, платформах и площадках.
Елена (Гость) | 29.06.2016, 12:35
тексты прекрасны, зачитываюсь!!! вот только не пойму, почему вдруг Меховой набор стал вдруг творение Рене Магритта? уверена, что просто опечатка? это же Meret Oppenheim, Le déjeuner en fourrure, 1936, MoMA, New York
Вадим Кругликов. (Гость) | 30.06.2016, 13:07
Да, там вообще "Мерет Магритт" стоит, спасибо. Щас исправим.
Елена (Гость) | 29.06.2016, 12:41
по поводу подачи текста!!! всем бы так (якобы) легко, шутливо и, как выразилась Татьяна, "глупо/наивно/как ребёнок" рассказывать о искусстве 20/21!!!!! эта псевдолёгкость (только в самом положительном смысле употребляю это выражение) является результатом громадной работы (чтения тонн литературы, просмотра километров экспозиций и каталогов, размышления, анализа, а возможно, и преподавательской деятельности). Сложнее всего говорить о сложном просто!!! спасибо ещё раз за тексты! снимаю шляпу!
Ирина (Гость) | 06.10.2016, 19:49
Скорее всего Татьяна уловила в текстах не глупость и ребячество - а панибратское босячество по отношению к читателю, и это вошло в диссонанс с предметом чтения - высокоинтеллектуальной беседой о течениях изобразительного искусства 20 века :) имхо, конечно. Меня тоже это цепануло, но я тут же простила автору за его неимоверно сногшибательное путешествие, и даже где-то не против подурачиться с ним (читай подружиться) в надежде еще не раз испытать восторг на крутых спусках американских/русских горок знакомства и познания мира искусства.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама