Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни


Галерея | 01 Октября 2012 | 2

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
«Я умру – и я хочу жить всегда. Я не могу избежать смерти, и я не могу избавиться от желания жить. Мне хочется хотя бы мельком увидеть, что это такое – умереть». Демиен Херст

На самом деле, он, конечно, Хёрст (1965-…). Но я буду писать «Херст», а то клавиша «ё» - далеко, и я туда не всегда с первого раза попадаю. Вы просто, как увидите «Херст», читайте «Хёрст», и нормально получится.

И с творчеством его тоже проблемы. С одной стороны, все нормально. И регулярно он - самый дорогой из живущих художников, и самый богатый из них же. И работы его впечатляют.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Свинка

А, с другой стороны, многие им все еще недовольны. В том числе, многие из экспертного сообщества. Есть сомнения – не шулерует ли мужчина, не измывается ли над потребителем изощренно, не подкладывает ли ему в выставочном зале под видом непреходящей художественной ценности недорогую свинью с небольшим сроком годности*. Не жмет ли своим творчеством на слишком очевидные болевые точки, что вызывает сильную и вполне им прогнозируемую реакцию. Я, признаться, тоже теряюсь и определиться пока с полной определенностью не могу.

Детство у него было тяжелым. Сначала один папа ушел из семьи, потом – другой. Ребенок стал постепенно трудным, начал по мелочи подворовывать и попадать за это в полицию – тоже два раза. Но школу он все-таки закончил и даже какое-то время учился в художественной – любил рисовать. В том числе – в морге. Потом все бросил и уехал в Лондон – сам-то он был лидсовский. Там он начал регулярно поступать в высшие учебные художественные заведения, в которые не поступил опять два раза. Два (!) года работал на стройках столицы, после чего все-таки был принят в колледж Голдсмитс, где получил художественное образование. Игр с символикой цифры «2» больше не будет, да и не было, собственно. Случайно так попалось.

Первым серьезным успехом Херста стала покупка известнейшим коллекционером Чарльзом Саатчи вот этого могучего произведения.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Тысяча лет

Тут все натуральное – и коровья голова, и мухи. После этого удачного приобретения Саатчи Херст крепко подсел на тему смерти – не зря же он в морге кантовался - трактуя ее откровенно, шокирующе и предельно противно. И дорого.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Физическая невозможность смерти в сознании живущего

Это – одна из самых из самых известных его работ. Тигровая акула в формальдегиде. Последний раз была продана за 12 млн долларов. С ней есть проблемы – она портится. Поэтому ее пришлось как-то заменить - шутку мою удачную про срок годности помните? Ну вот. В народе сразу пошли разговоры о том, что работа уже не та, что все плохо, что вся аутентичность пропала. Отбросим эти разговоры в сторону – многие произведения реставрируют. Ту же «Тайную вечерю» Леонардо. Здесь же подлинность вообще не важна. Важно, что труп настоящей акулы плавает в формальдегиде, и все. Ребята, это же концептуализм, вы что. Какая аутентичность? Вы еще о цветовой гамме тела акулы и пропорциях аквариума порассуждайте. Конечно, это не тот первоначальный концептуализм, когда произведение можно было просто рассказать на пальцах. Тут все сложнее. Здесь-то визуальная сторона дела как раз очень важна. Ты, дорогой зритель, не можешь представить себе свою смерть? Вот, пожалуйста, стой и смотри на рыбий труп. Представляй себя вместо акулы.

Это, вообще, то-о-нкая, скажу я вам, штука, эта его работа. Тут есть любимая концептуалистская игра, в которой объект изображения совпадает с самим изображением. Т.е. смерть изображает смерть. Такая смысловая лента Мебиуса, когда смысл произведения замыкается на самом себе, когда произведение о себе же и рассказывает. Очень противно, правда, рассказывает, и ужасненько.

А почему нужно было именно акулу в аквариум класть, тоже понятно. Ну, допустим, положил бы Херст селедку какую. Ничего бы не сработало. Селедку мы в магазине видим, на газете разделываем. В аквариуме она производила бы впечатление препарата из школьного кабинета биологии. Тут нужно было что-то незнакомое и шокирующее. Вот акула – это идеально. Большая и непривычная. Еще и страшная, как смерть. Еще и источник опасности и, в конечном итоге, той же смерти. Тут лента Мебиуса слегка раздваивается, потому что акула удваивает смерть: она сама – мертвая и, в то же время - носитель смерти. Хорошо, в общем, у Херста тут все получилось.

Вдохновленный успехом, он стал засовывать в формальдегид трупы разных других животных.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Часть инсталляции «Стадо: археология утраченных желаний, осмысляющих бесконечность и поиск знаний»

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Разделенные мать и дитя

Иногда эти работы еще ужаснее, чем акула. Тут Херст еще и цинично каламбурит – разделенные здесь – в смысле, разлученные, и в смысле, распиленные.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Фальшивый идол

Здесь тема смерти смыкается со второй любимой темой Херста – с богатством. Рама аквариума, копыта, рога и разные другие части быка – вызолочены. Опять же предельно наглядная реализация метафоры «золотой телец» и, в пределе – классической темы западного искусства - Vanitas vanitatum, т.е. суета сует.

В работах Херста про богатство легко прослеживаются мотивы, знакомые по творчеству Уорхола и Кунса, а именно – цена произведения как один из его смыслов.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Ради любви к Богу

Смысл этого произведения тянет на 100 млн долларов – оно отлито из платины и все сплошь инкрустировано брюликами, только зубы настоящие, взятые у очень старого черепа. Это самое дорогое произведение ныне живущего автора. По себестоимости – тоже самое дорогое – 30 млн долларов. Тут игра такая – Херст, грубо говоря, делает произведение из больших денег, и продает его за еще большие деньги. Это такая откровенная игра на тщеславии. При этом, череп – это опять таки символ Vanitas vanitatum, т.е. Херст напоминает самым наглядным образом, что все эти деньги, вся эта роскошь – тлен и суета. Доходчивей – не бывает. Но, при всем при этом, символ тщеты устремлений человеческих превращен в объект роскоши и в способ выгодно вложить деньги, которые, опять же, в могилу не заберешь, и поэтому не стоит превращать жизнь в погоню за ними. В общем, противоположные смыслы затейливо перетекают друг в друга, обогащаясь при каждом таком перетекании гуманизмом и добротой.

Вернемся, однако, к доброй и смешной теме смерти. Было бы странно, если бы Херст ограничился одними скотами и обошел бы своим вниманием человека. Конечно, в идеале, было бы хорошо засунуть в аквариум с формальдегидом натуральный человечий труп**. Возможно, даже в расчлененном виде. Но что-то мешает Херсту это делать, возможно, превратно понятый принцип абстрактного гуманизма и не до конца изжитая из организма доброта. В общем, приходится Херсту расчлененку симулировать и ваять.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Утонченная боль. Св. Варфоломей

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Непорочная мать

Это все о ней, о смерти. Т.е. о хрупкости человеческой жизни. Т.е. о жизни вообще. Т.е. это – очень, опять же, гуманистические, добрые произведения. Ну, а то, что они несколько нетрадиционно трактуют эти традиционные темы – так ведь это - современное искусство, новый язык.

Таким образом, получается, что Херст, все-таки, очень хороший художник. Он – умен, изобретателен, произведения его нагружены разнообразными и глубокими смыслами и в своем творчестве он смело идет своим путем. Пока я все это писал, у меня даже исчез сохранявшийся неопределенное время осадок от того, что Херст работает с живыми трупами, прошу прощения за оксюморон. Тем более что известно – все его трупы, включая бабочек, из крыльев которых он делает картинки, достигли своего состояния естественным путем, поэтому зеленые его не мучают.

Недавно выяснилось, что Херст запирается у себя в садовом сарае и тайно занимается там живописью. «Животные в формальдегиде больше не шокируют публику, гораздо больше ее удивляет, когда вы берете кисти и холст и возвращаетесь к истокам», - прокомментировал он свои постыдные для современного художника занятия.

 

Бонус

 

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
История боли

Очень чистая и ясная по смыслам работа. И тема раскрыта нестандартно.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Чистое сердце – слепо

Настоящее бычье сердце. Настоящие крылья.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Бездна

На самом деле – это тоже про смерть. Упорядочивание хаоса, порядок – это же она и есть. На заднем плане – «Анатомия ангела». Ну, понятно.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Распятие

Скелет хоть и старинный, но настоящий. В конце концов, не так уж давно такие скелеты использовались в качестве учебных пособий, а в музеях – до сих пор стоят.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Philips Butterflies

Картина из нескольких тысяч крыльев бабочек. Красота смерти.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Легенда

«Я хочу показать, что наука опускает религию на землю, разоблачает ее. И, если разрезать мифологические существа, то окажется, что единорог и Пегас ничем не отличаются от самых обычных, смертных лошадей. Но при этом миф, как никогда раньше, становится реальностью!». Упомянутый единорог – такой же.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Пол олимпийского стадиона в Лондоне

Это – с церемонии закрытия Лондонской олимпиады. Представляете, такому неординарному извергу доверили оформление государственно-важного мероприятия. Это приблизительно то же самое, если закрытие Сочинской олимпиады будет оформлять, скажем, Кулик или Тер-Оганян.

Демиен Херст. Смерть поет песни о жизни
Истина

Этот памятник предполагается установить в английском курортном городе Илфракум. По словам Херста, «это современная аллегория правды и правосудия».

 

* Шутка, нагруженная большим количеством смыслов, часть которых станет понятна позже. Прошу обратить на нее внимание.

** Немецкий художник-анатом Гюнтер фон Хагенс делает композиции из специальным способом обработанных человеческих трупов. Правда, это не совсем искусство – оно находится на стыке с анатомией и ему больше подходит старинное название «анатомический театр».
Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

VB (Гость) | 06.11.2013, 05:52
Тема Сочи пропиарена, а тема Саачи во всей этой хер(ст)овой афере не раскрыта
Вадим Кругликов (Гость) | 06.11.2013, 11:12
Наоборот.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама