13 Июня 2012 | 11:01

Роберт Раушенберг. Титан Американского Искусства*

«Освящение, если можно так выразиться, работ американского художника Раушенберга на биеннале в Венеции, даже при настоящей неразберихе в искусстве, выглядит как позорный акт. Возникает вопрос, сможет ли западное искусство оправиться после такого потрясения. Ибо мы не можем недооценить размеров оскорбления, нанесенного этим всему тому, что в наши дни еще является синонимом гармонии, серьезного творческого поиска, подлинной непреходящей ценности»

image

Эти ужасные слова сказал в 1964 году не какой-нибудь советский критик авангардизма вроде Михаила Лифшица или тогдашний президент Академии художеств СССР Владимир Серов. Это сказал Ален Боске**, французский поэт-сюрреалист. Он так резко высказался по поводу награждения Гран-при биеннале вот этой работы Раушенберга (1925-2008):


Исследователь

А «синонимом гармонии, серьезного творческого поиска, подлинной непреходящей ценности» для Боске был американский абстрактный экспрессионизм или его европейский аналог – ташизм, которые оба были в определенной степени наследниками любимого Боске сюрреализма и непосредственно предшествовали по времени поп-арту. Поп-арт же – а работа Раушенберга проходила на биеннале именно по этому разряду – он объявил недоделанным дадаизмом, т.е. опять сослался на близкое ему направление. Такая вот эстетическая слепота, порожденная идеологическим сектантством и ментальной непримиримостью. Эти неприятные качества авангардизма я, не щадя черных красок, хорошо обрисовал в текстах про авангардизм и постмодернизм.

К тому же Боске был не прав. Совсем мужчина от ненависти способность к спокойному, непредвзятому анализу потерял. Ну, какой же поп-арт – недоделанный дадаизм, скажите мне. Дадаизм – он программно нигилистичен по отношению ко всему, а у поп-арта отношения с этим всем гораздо сложнее, и из этой сложности - нет-нет - да и выглянет ироничное принятие всего. Что тонко мною подмечено в соответствующем тексте про поп-арт. Кроме того, так беспардонно и размашисто относить работу Раушенберга к поп-арту – некорректно, несправедливо и, в конце концов, недостойно для инсайдера***. Творчество Раушенберга больше, чем поп-арт!

Он вообще, этот Раушенберг, был весь какой-то нестандартный. Родился в Порт-Артуре, но не в китайском, а в техасском. Потомок немцев и индейцев чероки. Немцев – ладно, а вот потомков индейцев, кроме Гойко Митича, вы много знаете? Учился на фармаколога, но по медицинской части работал братом милосердия в клинике для сумасшедших - во время войны. Активно поучаствовал в создании концептуализма, но концептуалистом не стал. Опять же, был пионером поп-арта, входил в пятерку самых знаменитых поп-артистов (там помимо него: Розенквист, Лихтенштейн, Уорхол, Ольденбург), но ни один серьезный, ответственный человек безоговорочно его творчество к этому самому поп-арту не отнесет. А еще он отчаянно бисексуалил и через это рано утратил жену – ушла, не выдержала.

Художественное образование Раушенберг получил хорошее – учился в двух местах на родине и в одном в Париже. В последнем по времени – в севернокаролинском колледже «Блэк Маунтин» – он познакомился с Джоном Кейджем, крутым музыкальным авангардистом, сочинившем знаменитую трёхчастную композицию для рояля «4′33″» и придумавшем «подготовленное фортепиано» – это когда на струны набросаны болты, гвозди и прочая дребездящая при исполнении дрянь. Общение и творческое сотрудничество с этим совершенно незакомплексованным творцом сильно раскрепостило мышление Раушенберга. На рубеже 40-50-х гг. он выдает серии «Белой», «Черной» и «Красной» живописей. Я нашел только красную, с газетными наклейками, гвоздями, веревочками и другим мусором, вот она:


Красная живопись

«Черная живопись» представляла собой поверхность, на которую были пришпандорены скомканные газеты, и которая потом была покрыта черной краской. «Белая живопись» - это когда на белом фоне изображались всякие цифры и общепонятные символы. Чтобы сейчас понять замечательные смыслы, скрытые в этих работах, нужно знать, что сделаны они были в эпоху практически безраздельного господства в США абстрактного экспрессионизма. Вот в этот-то абстрактный экспрессионизм Раушенберг и вводит реальные предметы и изображения символов, т.е. интересным способом разрушает абстрактность абстракционизма. Путь, похожий на тот, что прошел его друг Джаспер Джонс.

Был у Раушенберга еще один вариант белой живописи.


Белая живопись

Но тут смысл другой. Тут произведение получалось, когда на эти белые холсты падали тени зрителей. Такой протоконцептуалистский интерактивчик.

Первая же по-настоящему знаменитая работа была сделана Раушенбергом в 1953 году.


Стертый де Кунинг

В тексте о концептуализме я уже описал все прелести этой работы, повторяться не буду.

Но настоящая gloria mundi пришла к Раушенбергу после его персоналки в галерее Лео Кастелли, на которой было выставлено то, что он называл комбинированными картинами, а Ален Боске – поп-артом.


Монограмма

На самом деле это могли быть и картины, и ассамбляжи, и объекты, и даже инсталляции. Главное тут – сочетание самых разных техник. Причем, за этими разными техниками стояли разные направления.


Кровать

Это действительно пружинный матрас с постелью, поставленный на попа и сильно попачканный краской – картина же, как без краски. Краска, здесь щедро налитая и размазанная, досталась работе от абстрактного экспрессионизма. Без него, вообще, долго в Америке не могли обойтись – это же было их первое аутентичное направление мирового уровня. Он для американских авангардистов был тем же, чем для немцев стал экспрессионизм, а для наших – русский авангард – такой гоголевской шинелью, из которой все вышло. Французам в этом смысле было сложнее определиться, больно много направлений они напридумывали. Так вот, эта абстрактно-экспрессионистическая краска здесь употреблена с достаточной степенью иронии. В классическом-то варианте она наносилась на холст, т.е. была частью вполне уважаемого произведения типа картины – холст, масло. А тут ее мажут так же, но черт знает на что.

Это черт знает что, безусловно, наследие дадаизма в виде ready-made. Интерес к этому направлению в Америке подогревался в то время тем, что осевший там еще в 30-х годах Дюшан сделал несколько повторений своих работ, в том числе и «Писсуара», и тем, что прошло несколько больших ретроспектив дадаистов. Кроме того, Раушенберг дружил с Дюшаном и всегда был готов к творческому восприятию его творческого наследия****. Таким образом, Раушенберг соорудил то, что тогда, вместе с работами Джонса, стало называться неодадаизмом, а теперь легко может быть названо протопоп-артом*****. Причем, этот неодадаизм нес в себе характернейшую составляющую будущего поп-арта – как бы позитивное, но ироничное отношение к миру.


Комбинации


Одалиск

В этой работе имеется еще игра слов – одалиска-обелиск. Одалиска – это девушка на вклейке, а обелиск – сама форма сооружения.

Более поп-артистскими произведения Раушенберга стали позже, когда он начал использовать в них символы американской жизни и поп-культуры.


Стоп


Знаки

Но полностью в поп-арт его отец-основатель так и не вписался. Каким-то больно европейским выглядит Раушенберг, особенно, когда его сравнишь с более молодыми поп-артистами – Уорхолом, Розенквистом, Лихтенштейном и Ольденбургом. Все-таки Раушенберг воплощал в себе более традиционный тип художника, главной своей целью видевшего создание уникального художественного продукта. В отличие от того же Уорхола, не только поставившего своей задачей создание массового и тиражного художественного продукта, но и перелопатившего процессы производства, продвижения и функционирования этого продукта. Это не значит, конечно, что Раушенберг хуже. Это значит только то, что он – другой.

Параллельно с созданием комбинированных картин Раушенберг продолжал укладывать булыжники в монументальное здание концептуализма. В 1961 году он откликнулся на предложение Galerie Iris Clert поучаствовать в сборной выставке портретов телеграммой с таким текстом: «Это портрет Ирис Клерт, раз я это утверждаю». Телеграмма была выставлена.


Портрет Ирис Клерт

Человеку, прочитавшему мой текст о концептуализме, хорошо видно, что в этой работе (а это – работа) Раушенберг решительно и ребром ставит вопрос о том, что такое произведение искусства. Или это то, что традиционно таковым считается – в данном случае, им стало бы честное изображение тетки по имени Ирис Клерт, или это то, что он, художник Раушенберг, назвал произведением искусства? Ответ дала история.

В наступивший, в конце концов, постмодернизм Раушенберг вписался очень хорошо, что вообще свойственно поп-артистам благодаря заложенным в поп-арте игре с разными культурными кодами, иронии, персонажности высказывания и некоторой концептуальной беспринципности в смысле отсутствия всяких иерархий. Об этой машинке я писал уже в тексте про постмодернизм, очень рекомендую.


BMW art cars.1986

Сделав самые свои знаменитые вещи и превратившись в живого классика, Раушенберг не успокаивался. Все чего-то такое мутил. То вместе с инженером Билли Клувером создавал общество «Эксперименты в искусстве и технике», в рамках которого делал такие вот вертящиеся штуки, констатирующие то ли мельтешение обильной визуальной информации в современном мире, то ли способ ее восприятия человеком.


Eco-Echo III

Или начинал активно заниматься перформансом. Или затевал глобальные выставочные проекты, с которыми доезжал даже до Москвы в 1988 году.

Умер Раушенберг в преклонном возрасте от разрыва сердца. Чего и вам желаю.

* Титул, присвоенный Раушенбергу газетой «Нью-Йорк Таймс».

** Ватикану такое награждение тоже не понравилось, и он в связи с ним заговорил об упадке культуры. Надо сказать, с тех практически незапамятных времен отношение католицизма к актуальному искусству сильно изменилось. Во всяком случае, сотрудничество актуальных художников с католическими структурами давно уже норма. Даст Бог, пройдет время, РПЦ тоже полюбит совриск (проф. – современное искусство).

*** Когда дядя Виталик узнал про высказывание А. Боске о Раушенберге, он сказал: «Не, ну он, Боске, чё, обурел в натуре». Целиком согласен.

**** Дюшану, надо сказать, поп-арт очень нравился. Он видел в нем продолжение собственных усилий и говорил о нем: «Это течение меня восхищает».

***** Иногда еще используется термин джанк-арт (от англ. junk - мусор, хлам). В последние годы в США этот арт переживает некоторое возрождение.

 

Автор: Вадим Кругликов

Молоко убежало на 26%. Исследование Media First Падают продажи рекламы в электронных СМИ
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.