02 Мая 2012 | 11:26

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле

«Я уверен, что реалистический период живописи кончился. Собственно говоря, живопись только начинается». Андре Дерен в письме к Морису Вламинку в 1901 году

image

Да, можно сказать, что авангардизм придумали Дерен (1880-1954) с Вламинком. Конечно, он появился бы и без них, многие художники в начале того века понимали, что что-то с этим искусством надо уже делать, а некоторые из них были прямо-таки беременны авангардизмом. Но основные принципы фовизма – а фовизм был первым авангардистским направлением – артикулировали именно Вламинк и Дерен. Но, поскольку Вламинк нигде искусству не учился, можно предположить, что более активную роль в изобретении этого до сих пор волнующего умы явления сыграл интеллектуал Дерен.

Дерен-то как раз искусству учился. Его отец был кондитером, что уже предполагало наличие некоторых художественных традиций в семье – ведь кондитеры создают торты и прочую свою кондитерскую требуху в соответствии с законами красоты и общепринятой гармонии. Школу молодой Андре закончил с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам». Учился у местного – дело было в парижском пригороде Шату – живописца Жакомена. Поступил, чтобы стать инженером, на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже – все-таки тогда в мелкобизнесовой среде профессия художника основательной не считалась. В свободное время учился в студии символиста Эжена Каррьера, где познакомился со своими будущими соратниками по фовизму Матиссом, Пюи и Марке, которые уже тогда проявляли некоторое недовольство современным им искусством. Да, еще он ходил в Лувр и смотрел там старых мастеров. Писал он в то время такие картинки:


Похороны

То, что называется «этюдная манера» - широкий, размашистый мазок, экспрессия, общее впечатление важнее подробностей.

Году в 1900 Дерен познакомился, наконец, со своим земляком Вламинком, и, шатаясь по родному Шату, они начали формулировать принципы нового искусства, а потом, когда Дерена забрали в армию, закончили это дело в письмах.

Новое искусство получилось веселым, безбашенным и шокирующим – впрочем, о фовизме я уже писал, повторяться не буду. Среди фовистов – а название, напомню, происходит от французского les fauves и обозначает «дикие» - Дерен был одним из самых диких и буйных.


Шату-Сюр-Сен близ Версаля


Вид Коллиура


Биг Бен


Мост. Вид на реку

Вот так это выглядело. Заметно, что Дерен здесь творчески развивает достижения пуантилистов Сера и Синьяка, организуя живописную поверхность при помощи мелких однотипых мазков. Но, если Сера и Синьяк клали эти мазочки ровными горизонтальными рядами, то Дерен этого не делает, но и не мажет как попало, а  располагает мазки так, чтобы передать направление движения – воды, света или чего еще. Впрочем, пуантилью он пользуется не всегда и иногда кладет краску широкими мазками. Получается все равно дико и весело.


Дорога среди гор

В 1907 году Дерен, достаточно уже известный художник – почти все его работы, например, купил знаменитый арт-дилер Канвейлер – знакомится с бандой Пикассо. В то время фовизм начинает потихоньку уставать и перестает радовать публику новизной, а ведь нет в авангардизме, одним из главных принципов которого является заточенность на постоянное новаторство, греха большего. Пикассо же с ребятами усердно развивали наследие Сезанна и бодро двигались в сторону кубизма – уже были написаны «Авиньонские девицы». Дерен, почувствовав за новым направлением силу и правду жизни, вступил в его ряды.


Натюрморт


Натюрморт на столе


Натюрморт с черепом

Но встал где-то сбоку, полностью доктрину кубизма не принял – самостоятельный был мужчина. Конечно, благодаря кубизму предметы у Дерена обрели вес, объем, структуру и четкость силуэта, он стал использовать обратную перспективу и несколько точек зрения, палитра сделалась сдержанной, мазки стали спокойными. Но вот предмет у Дерена на плоскости не раскладывается и уж, конечно, никак не показывается изнутри. Тем более, не разбирается на составные части. Т.е. попав в кубизм в его первый, сезанновский период, Дерен на дальнейшие метаморфозы кубизма – аналитический, синтетический периоды и рококо-кубизм – не обращал никакого внимания. У него появилась собственная радость – свой период, готический.


Субботний вечер


Стол и стулья

Термин «готический» здесь не более точен, чем «импрессионизм», «фовизм» или «кубизм». Так, некая ассоциация, родившаяся у кого-нибудь из критиков благодаря мрачному колориту, вытянутым пропорциям и ломким силуэтам, что особенно видно в «Субботнем вечере». Но, конечно, это совершенно отличается от того, что в это время делали его соратники по авангардизму. Подобные намеки на готику можно было найти разве что у немцев-экспрессионистов, но никак не во Франции, от которой Дерен все-таки не отрывается – уроки родного ему кубизма видны на каждом шагу.

Еще Дерен в это время, т.е. между где-то 1911 годом и началом войны, пишет работу, которую так и тянет назвать по аналогии с готикой как-нибудь так, чтобы актуализировать в ней сходство с северным Ренессансом. Но не получается. Вернее, получается, но криво – северно-ренессансное что-то выходит. Короче, вы поняли.


Пейзаж

Что здесь удивительного? Высокая точка зрения, первый план и за ним – провал в пространство, в самую дальнюю даль, где, несмотря на расстояние, хорошо видны детали. Брейгеля вспомнили?


Падение Икара

Очень нехарактерная картинка для того искусства у Дерена получилась, не единственная такая у него, кстати. Но вполне логичная для развития искусства самого Дерена, о чем разговор еще будет.

Готический период для Дерена закончился с началом Первой мировой войны, которую он всю отвоевал в качестве рядового. Хочется пошутить по поводу готики-готов-немцев-войны-с-ними*, но не буду. В тексте про Дерена шуток быть не может – он был человек серьезный.

После войны Дерен вместе с общим мощным авангардистским трендом впадает в неоклассику. Вот где ему пригодилось то, что он в молодости переступал порог Лувра (его друг Вламинк не переступал и этим гордился) и ездил в Италию. Какая-то легкая, неуловимая классичность вообще свойственна Дерену после фовизма. Аполлинер и до неоклассики называл его «античным». Эта классичность/античность чувствуется в ритме, в устойчивости предметов и фигур, в пропорциях, в спокойствии как главном состоянии его работ. А вообще, эволюция Дерена как-то странно совпадает периодизацией в истории искусства. Период его фовизма и кубизма можно назвать архаикой, т.к. оба эти направления во многом ориентировались именно на архаические формы искусства, да и сами выглядят дико. Потом у него наступила готика, потом – северный Ренессанс. И теперь вот, к началу 20-х гг., он добрался до итальянского высокого Ренессанса и классицизма.

Поворот авангардизма к неоклассике был спровоцирован несколькими причинами. Вместе с дадаизмом закончился период бури и натиска. Авангардизм состоялся, показал всем кузькину мать, захватил большой плацдарм и теперь, в надежной тени традиции, мог заняться перегруппировкой сил. К перегруппировке склоняла и послевоенная ситуация. Первая мировая война, эта странная и страшная бойня, радикальным образом поставила вопрос – каким должен быть новый мир и, соответственно, новое искусство. В таких взвешенных состояниях всегда тянет к корням (в 1917 году Дерен писал, что мечтает о «милых лицах женщин и детей» и пейзажах, которые можно видеть «без дыма и пороха»). Кроме того, в то время, после 20 с лишним лет неустанной борьбы с традиционным искусством обращение к его формам выглядело как очередное новаторство, т.е. с этой стороны неоклассицизм полностью вписывался в авангардистскую парадигму.


Пьеро и Арлекин


Обнаженная с кошкой


Фрукты

Дерен так и не слез с неоклассики до самой смерти. Он варьировал в качестве источников искусство разных мастеров – Энгра, Рафаэля, Ватто, Пуссена, Коро, Робера. Естественно, это не было подражанием, это была традиция, пропущенная через мясорубку авангардизма – все его уроки не были забыты. Они видны и в вольном обращении с воздушной и линейной перспективой, и в манере наложения краски, и в неправильностях анатомии, и в обобщенной светотеневой моделировке, и в несоответствии цвета в картине природному.

А тем временем, пока авангардизм занимался перегруппировкой, тихонько подкралась Вторая мировая война. Дерен остался в оккупированной Франции. В 1941 году группу французских мастеров культуры - Дерена в том числе – пригласил в Германию на свою официальную и официозную выставку Арно Брекер. Это был главный скульптор Рейха. В 20-х годах он работал в Париже и познакомился со многими французскими авангардистами. Брекер был во многом создателем нацистского искусства – его работы были сделаны в духе неоклассики, так ласкавшей глаз практически всех начальников тоталитарных режимов. Неоклассика эта мало чего общего имела с той, о которой я говорил чуть раньше – это было сухое, достаточно подражательное, пафосное и совершенно идеологизированное искусство.


Арно Брекер. Ариец

Нацисты сделали из визита французской делегации пропагандистскую акцию, типа, французы в лице представителей своей культурной элиты приняли новый порядок вещей и готовы к сотрудничеству. В делегацию, кроме Дерена, входили Майоль, Ван Донген, Кокто, Вламинк. Вообще, по крайней мере, Ван Донгена, Вламинка и Дерена нацисты должны были бы отнести к дегенеративному искусству, но тут они, видимо, из политических соображений на это дело плюнули. Когда же Франция была освобождена, Дерен был объявлен коллаборационистом и пострадал в этом смысле больше остальных делегатов. За дело, конечно – а не езди куда попало. Нет, его не судили, но он стал нерукопожатным и в обществе практически не появлялся. Работы его в это время, понятное дело, были довольно мрачными.


Дорога и дерево

Так он и умер, в затворничестве.


Натурщица

Последняя работа Дерена, над ней он работал в день смерти.

Бонус:


Тайная вечеря

Это работа кубистического периода. Очень нехарактерный для кубистов сюжет.

* Опять же к вопросу об относительности терминов. По одной из версий, готика названа так ренессансными итальянцами потому, что ассоциировалась у них с отсталыми немцами (готами). Это при том, что готику придумали французы, аббат Сугерий из Сен-Дени, собственно.

 

Автор: Вадим Кругликов

20 апреля прошла «Ночь пожирателей рекламы 2012» Лидогенерация – как строится бизнес в России
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru