Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле


Галерея | 02 Мая 2012 | 1

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
«Я уверен, что реалистический период живописи кончился. Собственно говоря, живопись только начинается». Андре Дерен в письме к Морису Вламинку в 1901 году

Да, можно сказать, что авангардизм придумали Дерен (1880-1954) с Вламинком. Конечно, он появился бы и без них, многие художники в начале того века понимали, что что-то с этим искусством надо уже делать, а некоторые из них были прямо-таки беременны авангардизмом. Но основные принципы фовизма – а фовизм был первым авангардистским направлением – артикулировали именно Вламинк и Дерен. Но, поскольку Вламинк нигде искусству не учился, можно предположить, что более активную роль в изобретении этого до сих пор волнующего умы явления сыграл интеллектуал Дерен.

Дерен-то как раз искусству учился. Его отец был кондитером, что уже предполагало наличие некоторых художественных традиций в семье – ведь кондитеры создают торты и прочую свою кондитерскую требуху в соответствии с законами красоты и общепринятой гармонии. Школу молодой Андре закончил с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам». Учился у местного – дело было в парижском пригороде Шату – живописца Жакомена. Поступил, чтобы стать инженером, на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже – все-таки тогда в мелкобизнесовой среде профессия художника основательной не считалась. В свободное время учился в студии символиста Эжена Каррьера, где познакомился со своими будущими соратниками по фовизму Матиссом, Пюи и Марке, которые уже тогда проявляли некоторое недовольство современным им искусством. Да, еще он ходил в Лувр и смотрел там старых мастеров. Писал он в то время такие картинки:

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Похороны

То, что называется «этюдная манера» - широкий, размашистый мазок, экспрессия, общее впечатление важнее подробностей.

Году в 1900 Дерен познакомился, наконец, со своим земляком Вламинком, и, шатаясь по родному Шату, они начали формулировать принципы нового искусства, а потом, когда Дерена забрали в армию, закончили это дело в письмах.

Новое искусство получилось веселым, безбашенным и шокирующим – впрочем, о фовизме я уже писал, повторяться не буду. Среди фовистов – а название, напомню, происходит от французского les fauves и обозначает «дикие» - Дерен был одним из самых диких и буйных.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Шату-Сюр-Сен близ Версаля

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Вид Коллиура

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Биг Бен

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Мост. Вид на реку

Вот так это выглядело. Заметно, что Дерен здесь творчески развивает достижения пуантилистов Сера и Синьяка, организуя живописную поверхность при помощи мелких однотипых мазков. Но, если Сера и Синьяк клали эти мазочки ровными горизонтальными рядами, то Дерен этого не делает, но и не мажет как попало, а  располагает мазки так, чтобы передать направление движения – воды, света или чего еще. Впрочем, пуантилью он пользуется не всегда и иногда кладет краску широкими мазками. Получается все равно дико и весело.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Дорога среди гор

В 1907 году Дерен, достаточно уже известный художник – почти все его работы, например, купил знаменитый арт-дилер Канвейлер – знакомится с бандой Пикассо. В то время фовизм начинает потихоньку уставать и перестает радовать публику новизной, а ведь нет в авангардизме, одним из главных принципов которого является заточенность на постоянное новаторство, греха большего. Пикассо же с ребятами усердно развивали наследие Сезанна и бодро двигались в сторону кубизма – уже были написаны «Авиньонские девицы». Дерен, почувствовав за новым направлением силу и правду жизни, вступил в его ряды.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Натюрморт

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Натюрморт на столе

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Натюрморт с черепом

Но встал где-то сбоку, полностью доктрину кубизма не принял – самостоятельный был мужчина. Конечно, благодаря кубизму предметы у Дерена обрели вес, объем, структуру и четкость силуэта, он стал использовать обратную перспективу и несколько точек зрения, палитра сделалась сдержанной, мазки стали спокойными. Но вот предмет у Дерена на плоскости не раскладывается и уж, конечно, никак не показывается изнутри. Тем более, не разбирается на составные части. Т.е. попав в кубизм в его первый, сезанновский период, Дерен на дальнейшие метаморфозы кубизма – аналитический, синтетический периоды и рококо-кубизм – не обращал никакого внимания. У него появилась собственная радость – свой период, готический.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Субботний вечер

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Стол и стулья

Термин «готический» здесь не более точен, чем «импрессионизм», «фовизм» или «кубизм». Так, некая ассоциация, родившаяся у кого-нибудь из критиков благодаря мрачному колориту, вытянутым пропорциям и ломким силуэтам, что особенно видно в «Субботнем вечере». Но, конечно, это совершенно отличается от того, что в это время делали его соратники по авангардизму. Подобные намеки на готику можно было найти разве что у немцев-экспрессионистов, но никак не во Франции, от которой Дерен все-таки не отрывается – уроки родного ему кубизма видны на каждом шагу.

Еще Дерен в это время, т.е. между где-то 1911 годом и началом войны, пишет работу, которую так и тянет назвать по аналогии с готикой как-нибудь так, чтобы актуализировать в ней сходство с северным Ренессансом. Но не получается. Вернее, получается, но криво – северно-ренессансное что-то выходит. Короче, вы поняли.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Пейзаж

Что здесь удивительного? Высокая точка зрения, первый план и за ним – провал в пространство, в самую дальнюю даль, где, несмотря на расстояние, хорошо видны детали. Брейгеля вспомнили?

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Падение Икара

Очень нехарактерная картинка для того искусства у Дерена получилась, не единственная такая у него, кстати. Но вполне логичная для развития искусства самого Дерена, о чем разговор еще будет.

Готический период для Дерена закончился с началом Первой мировой войны, которую он всю отвоевал в качестве рядового. Хочется пошутить по поводу готики-готов-немцев-войны-с-ними*, но не буду. В тексте про Дерена шуток быть не может – он был человек серьезный.

После войны Дерен вместе с общим мощным авангардистским трендом впадает в неоклассику. Вот где ему пригодилось то, что он в молодости переступал порог Лувра (его друг Вламинк не переступал и этим гордился) и ездил в Италию. Какая-то легкая, неуловимая классичность вообще свойственна Дерену после фовизма. Аполлинер и до неоклассики называл его «античным». Эта классичность/античность чувствуется в ритме, в устойчивости предметов и фигур, в пропорциях, в спокойствии как главном состоянии его работ. А вообще, эволюция Дерена как-то странно совпадает периодизацией в истории искусства. Период его фовизма и кубизма можно назвать архаикой, т.к. оба эти направления во многом ориентировались именно на архаические формы искусства, да и сами выглядят дико. Потом у него наступила готика, потом – северный Ренессанс. И теперь вот, к началу 20-х гг., он добрался до итальянского высокого Ренессанса и классицизма.

Поворот авангардизма к неоклассике был спровоцирован несколькими причинами. Вместе с дадаизмом закончился период бури и натиска. Авангардизм состоялся, показал всем кузькину мать, захватил большой плацдарм и теперь, в надежной тени традиции, мог заняться перегруппировкой сил. К перегруппировке склоняла и послевоенная ситуация. Первая мировая война, эта странная и страшная бойня, радикальным образом поставила вопрос – каким должен быть новый мир и, соответственно, новое искусство. В таких взвешенных состояниях всегда тянет к корням (в 1917 году Дерен писал, что мечтает о «милых лицах женщин и детей» и пейзажах, которые можно видеть «без дыма и пороха»). Кроме того, в то время, после 20 с лишним лет неустанной борьбы с традиционным искусством обращение к его формам выглядело как очередное новаторство, т.е. с этой стороны неоклассицизм полностью вписывался в авангардистскую парадигму.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Пьеро и Арлекин

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Обнаженная с кошкой

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Фрукты

Дерен так и не слез с неоклассики до самой смерти. Он варьировал в качестве источников искусство разных мастеров – Энгра, Рафаэля, Ватто, Пуссена, Коро, Робера. Естественно, это не было подражанием, это была традиция, пропущенная через мясорубку авангардизма – все его уроки не были забыты. Они видны и в вольном обращении с воздушной и линейной перспективой, и в манере наложения краски, и в неправильностях анатомии, и в обобщенной светотеневой моделировке, и в несоответствии цвета в картине природному.

А тем временем, пока авангардизм занимался перегруппировкой, тихонько подкралась Вторая мировая война. Дерен остался в оккупированной Франции. В 1941 году группу французских мастеров культуры - Дерена в том числе – пригласил в Германию на свою официальную и официозную выставку Арно Брекер. Это был главный скульптор Рейха. В 20-х годах он работал в Париже и познакомился со многими французскими авангардистами. Брекер был во многом создателем нацистского искусства – его работы были сделаны в духе неоклассики, так ласкавшей глаз практически всех начальников тоталитарных режимов. Неоклассика эта мало чего общего имела с той, о которой я говорил чуть раньше – это было сухое, достаточно подражательное, пафосное и совершенно идеологизированное искусство.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Арно Брекер. Ариец

Нацисты сделали из визита французской делегации пропагандистскую акцию, типа, французы в лице представителей своей культурной элиты приняли новый порядок вещей и готовы к сотрудничеству. В делегацию, кроме Дерена, входили Майоль, Ван Донген, Кокто, Вламинк. Вообще, по крайней мере, Ван Донгена, Вламинка и Дерена нацисты должны были бы отнести к дегенеративному искусству, но тут они, видимо, из политических соображений на это дело плюнули. Когда же Франция была освобождена, Дерен был объявлен коллаборационистом и пострадал в этом смысле больше остальных делегатов. За дело, конечно – а не езди куда попало. Нет, его не судили, но он стал нерукопожатным и в обществе практически не появлялся. Работы его в это время, понятное дело, были довольно мрачными.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Дорога и дерево

Так он и умер, в затворничестве.

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Натурщица

Последняя работа Дерена, над ней он работал в день смерти.

Бонус:

Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле
Тайная вечеря

Это работа кубистического периода. Очень нехарактерный для кубистов сюжет.

* Опять же к вопросу об относительности терминов. По одной из версий, готика названа так ренессансными итальянцами потому, что ассоциировалась у них с отсталыми немцами (готами). Это при том, что готику придумали французы, аббат Сугерий из Сен-Дени, собственно.

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Ха! | 10.05.2012, 18:08
Вот бы у нас за сотрудничество с отечественными оккупантами такой же обструкции подвергали коллаборантов. А художник - хороший, даже жаль.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы